Взгляд на торговый ряд

Среди продуктовых магазинов с каждым днём обостряется конкуренция, особенно в городах, где на квартал приходится две-три торговые точки. Многие оренбуржцы, в основном пенсионеры и малоимущие, прежде чем сделать покупку, по возможности обходят несколько магазинов в пределах шаговой доступности в поисках самой низкой цены.

Из жизни покупателей

Персонал в магазинах знает, что клиенты внимательно изучают ценники и сравнивают, потом делятся сведениями с соседями и родными. Так, молоко берут в одном месте, за картошкой и яйцами идут в другое, даже если удастся выгадать 5 – 10 рублей.

Две недели назад, например, пачка сливочного масла оренбургского производителя стоила у одного федерального ритейлера 127 рублей, а у другого через дорогу красовалось на прилавке за 142 рубля (тем привлекательнее на его фоне выглядела рядом стоящая пачка масла откуда-то из средней полосы России по 100 рублей, точнее, по 99 рублей 99 копеек, да ещё с пометкой на ценнике «Скидка»). Не вдаваясь в маркетинговые тонкости, покупатели недоумевали, почему родное оренбургское стоит на 42 рубля дороже привезённого. В итоге пошли за местным маслом в соседний магазин, то есть к конкуренту, и взяли там от досады сразу пять пачек, потратив 635 рублей, вместо запланированных 127 – 130 рублей. Вопервых, предстояла Масленая неделя, во-вторых, испугались, что цена оренбургского масла к марту подскочит до 150 рублей.

Интересно, сколько покупателей успели напугать таким образом и невольно отправить к конкурирующей фирме? Что примечательно, уже в последний день февраля магазин, где местное масло стоило 142 рубля, снизил цену на него до 129 рублей 99 копеек. А конкурент сейчас продаёт этот же продукт уже за 120 рублей.

Как рассказала директор одного из сетевых магазинов областного центра, ажиотажного спроса на гречку, растительное масло и сахар нет. По сравнению с мартом 2020 года, когда начался коронавирусный карантин, сейчас ситуация спокойная.

– Рядом с нашим магазином есть рынок, люди сначала смотрят цены там, потом приходят к нам и рассказывают, что на сколько дороже или дешевле. Но впрок по несколько упаковок не набирают.

Что сказало купечество?

Федеральные и региональные торговые сети с 1 марта добровольно ограничили наценку на социально значимые товары, поэтому цены на них не должны сильно отличаться. Конкуренция тем не менее всё равно будет только жёстче. Покупатель не возьмёт откровенно усохшую, сморщенную морковь и картошку, на которой грязи ещё в полвеса клубня. Не станет покупать картошку, у которой с килограмма треть, а то и половину, надо вырезать.

Оренбуржцы, скорее всего, так и будут проявлять гастрономический патриотизм, отдавая предпочтение местным продуктам. В областной Минсельхоз постоянно поступают обращения жителей с пожеланиями увидеть в сетевой рознице больше оренбургского провианта. Для этого министерство регулярно организует торгово-закупочные сессии, куда приглашаются федеральные ритейлеры. Такой формат даёт местным производителям возможность показать товар лицом, устроить дегустацию и обсудить условия сотрудничества напрямую с менеджерами сетей.

– До 40 процентов социально значимых товаров, на которые мы установили 5 – 10-процентные и почти нулевые надбавки, – это продукция местных производителей, в том числе хлебобулочные изделия, молочка, бакалея, кондитерка, птица, – сообщил директор по категорийному менеджменту сети «Магнит» Александр Бабецкул.

Он добавил, что, ограничивая торговые надбавки, ритейлер обеспечит и достаточное наличие этих социально значимых товаров на прилавках, включая сахар и гречку.

– Поэтому не стоит поддаваться паническим настроениям и впрок скупать продукты, отмеченные социальными ценниками, – сказал представитель розничной сети.

Всего в социальном списке 25 категорий товаров повседневного спроса (это 300 наименований от разных производителей). Список фиксируется на месяц и потом снова будет согласовываться с ФАС.

Чем богаты

Оренбургские производители, участвовавшие в торгово-закупочной сессии с сетью Магнит», заявили о желании и готовности увеличить объёмы производства.

– У нас своя сырьевая база, в Андреевке Саракташского района выращиваем на 100 гектарах овощи, есть плантации крыжовника, чёрной смородины. Мы запаслись семенами в прошлом году, и нам есть что сажать, – рассказал Михаил Лунин, представитель семейного бизнеса «Андреевское подворье». – Пока самый большой вопрос для нас – закупка сахара и патоки. Будем смотреть, какие есть предложения на рынке от российских поставщиков. Нам нужна именно оренбургская мука твёрдых сортов, но ещё с осени она подорожала почти вдвое. В розницу не поступает, её оптом за евро берут крупные холдинги и диктуют цены. Нам с ними тягаться тяжело. Мы пережили пандемию, хотя было сложно. Думаю, что и на фоне сегодняшней встряски что-нибудь придумаем, – обнадёжил предприниматель.

Начальник медногорского производства печенья и снеков Наталья Родионова тоже надеется на лучшее:

– Нашему предприятию 11 лет. В 2014 году мы уже сталкивались с проблемой импорто-замещения. Тогда всё сделали, чтобы перейти на российское сырьё, пищевые добавки и ароматизаторы. Сейчас нет такого компонента, из-за которого бы встало производство. Муку берём кувандыкскую у постоянного поставщика. Правда, она постепенно дорожает, как и другие компоненты. Растут цены и на упаковку. Переходим на менее красочную и более объёмную фасовку. У нас высокопроизводительная линия, и мы готовы к большей загрузке. Так как не планируем открывать фирменные торговые точки, пытаемся сразу попасть в федеральную сеть.

Заместитель руководителя отдела продаж «А7 Агро» Сергей Сайфуллин пояснил, что продукция холдинга хотя и представлена во всех сетях, но далеко не вся, поэтому и остаётся стимул участвовать в торгово-закупочной сессии.

– Сейчас непростая ситуация, сырое молоко немного дорожает, мы корректируем отпускные цены. С учётом этого и получаются заметные расхождения по ценам в магазинах. Скорее всего, цены в рознице выровняются. Пусть сезонность в молочном производстве уже не так выражена, как раньше, ведь стойловые коровы получают рассчитанный рацион и дают надой круглый год. Но мы надеемся, что будут условия для снижения себестоимости. Всё-таки ближе к лету молока пойдёт больше от крестьянских фермерских хозяйств, где содержатся пастбищные коровы.

Прямая речь

Сергей Балыкин, первый вице-губернатор – министр сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области:

– У нас достаточно растительного масла, муки и круп. У оренбургских аграриев есть немалое количество нереализованного подсолнечника. Нет смысла скупать продукты в большом объёме, тем более что и у круп, и у макарон есть срок годности. А наша главная задача с Федеральной антимонопольной службой сейчас заключается в том, чтобы не нашлись те люди, которые бы захотели нагреть руки на этой ситуации.

Справка «О»

Региональная сеть «Ринг» (Оренбург и восточное Оренбуржье) в добровольном порядке установила минимальную торговую надбавку до 10 процентов на 50 социально значимых товаров отечественного производства: мясо птицы, свинина, молоко, сахар, мука, растительное масло, чай, гречка, рис, овощи «борщевого» набора. Сеть «Горторг» (западное Оренбуржье, Оренбург) утвердила перечень товаров, в том числе местного и собственного производства, с минимальными торговыми надбавками 5 – 15 процентов. Ограничили надбавки до 15 процентов розничные магазины: в Орске – сети «Желен», «Народный», «Лаванда»; в Медногорске – сеть «Экспресс»; в Сорочинске – «Весна», «Ностальжи», «Сатурн»; в Ясном – локальные магазины, а также предприятия Облпотребсоюза в сельских районах (на хлеб, булочные, кондитерские, макаронные изделия, полуфабрикаты собственного производства).

В производстве основных продуктов питания Оренбургская область самодостаточна. В регионе в пищевой отрасли работают более 400 предприятий, из них свыше 80 поставляют продукцию в федеральные торговые сети (половина являются поставщиками сети «Магнит»).

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top