Редко кто из нас не оказывался в ситуации, когда после всех первоочередных расходов, да и просто на безденежье, квартплата откладывалась «на потом».
Иногда, увидев длинную очередь в пунктах приёма платежей (это больше городская картина), люди разворачиваются с намерением зайти позднее, например, после 25-го числа, чтоб без очередей. Когда 25-е число переносится месяц за месяцем, проблема возникает и у самого неплательщика, и у поставщиков услуг.
У кого-то действительно нет денег, и люди в таких случаях ищут возможность рассчитаться, но у большинства, что подтверждает практика взыскания долгов, из-за несознательности. Значит, ресурс для того, чтобы исправить ситуацию и избегать накопления просрочки есть?
Этот вопрос обсуждали участники круглого стола, который прошёл в редакции «Оренбуржья». Они показали ситуацию с долгами за ЖКУ и предложили решение проблемы.
Корр.: Насколько обнадёживающе выглядит картина, если смотреть на должников как на трудноизвлекаемый ресурс, но всё-таки потенциально платёжеспособный?
Елена Вербина, директор по продажам ООО «ЭнергосбыТ Плюс»:
– Почти у 80 процентов должников есть возможность заплатить, просто нет времени и желания. Только пятая часть долга приходится на тех, у кого действительно материальные затруднения, и на социально неблагополучных граждан. В последнее время сформировалась ещё одна проблемная категория должников с низкой платёжеспособностью – это круглогодично проживающие на дачах в садоводческих товариществах. Они не платят за свет ни нам, если обслуживаются по прямым договорам, ни СНТ.
Мы готовы идти на компромиссы, предлагаем погасить долг в рассрочку, но для этого клиентам нужно самим прийти в абонентскую службу для заключения договора о реструктуризации и, главное, после этого соблюдать график платежей.
В целом просроченная задолженность жителей за тепло, свет и ГВС перед «ЭнергосбыТ Плюс» составляет порядка полутора миллиардов рублей. Каждый год она прирастает на 200 – 300 миллионов.
Только в этом году получено уже около 50 тысяч судебных приказов о взыскании долга на сумму 450 миллионов рублей. И судя по ситуации, претензионную работу придётся активизировать.
У нас есть примеры, когда люди не платят четыре года, но обивают пороги, чтобы получить субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, обращаются с жалобами во все инстанции, вплоть до президента.
Алексей Марков, коммерческий директор ООО «Оренбург Водоканал»:
– В сентябре был случай, когда по исполнительному производству со счёта должника было взыскано сразу 126 тысяч рублей! Человек не платил годами, несмотря на то что деньги имелись. Зачастую должники приезжают на хороших машинах, возможно купленных в кредит, и в первую очередь они наверняка платят по кредиту.
Должники у нас хорошо защищены законодательством, и они рассчитывают на то, что никаких мер к ним не предпримут. Ведь мы подаём в суд на взыскание, когда сумма долга исчисляется тысячами рублей, к примеру, за год неплательщик накапливает около четырёх тысяч. По сути, у нас берут кредит по очень низкой ставке, если учесть начисленную пеню.
Прежде чем поставить заглушку на водоотведение, приходится долго письменно уведомлять неплательщика, чтобы получить подтверждение, что тот уведомлён. За заказным письмом на почту такие нарушители не приходят, двери крайне редко открывают. Как правило, эти люди должны и за свет, и за газ, и, возможно, по кредитам и алиментам. В почтовый ящик бросать уведомление бесполезно. Кстати, перед тем как ограничить услуги, мы проверяем заранее, есть ли в доме маленькие дети, чтобы не навлечь на себя претензии. Но бывает так, что прописан один взрослый, а по факту живёт несколько человек, включая несовершеннолетних.
За восемь месяцев «Оренбург Водоканал» ограничил услугу водоотведения и ХВС 414 абонентам, общий долг которых – 11 миллионов рублей.
Просрочка физлиц за последние десять лет увеличилась втрое и сегодня составляет 223 миллиона рублей. Только за год она выросла на 25 миллионов и продолжает расти. Почти десятая часть наших абонентов, а это 24 тысячи лицевых счетов, – постоянные должники.
Корр.: Отключение от услуги эффективно действует на должников?
Алексей Марков:
– Мы сообщаем в ЖЭУ, в какой квартире поставили заглушку, но, как показывает опыт, жильцу ничего не стоит привести слесаря-шабашника с улицы, который разберёт в туалете канализационную трубу и вытащит заглушку. Мы не штрафуем за самовольное подключение, потому что и так трудно оплату взыскать, а штраф только усугубит положение, тем более что помимо долга с неплательщика нужно истребовать 6 тысяч рублей за снятие заглушки.
Недавно мы поставили заглушку одному крупному должнику, а он просто переехал жить в другую свою квартиру.
Корр.: Капитальный ремонт многоквартирных домов – услуга не повседневная, как свет или вода, и её нельзя отключить отдельному собственнику. Как убедить неплательщика взносов на капремонт отдать долг?
Тарген Бахитов, генеральный директор Фонда модернизации ЖКХ Оренбургской области:
– Вспомните, как четыре года назад, когда этот вид платежа только появился, люди с возмущением отказывались платить.
Кассиры в пунктах приёма квартплаты, чтобы не выслушивать претензии, сами спрашивали у каждого: «Вам за капремонт считать?» Хотя обязанность отчислять взносы закреплена законом.
Раньше ещё можно было услышать от пожилых: «Да зачем нам этот капремонт, мы до него не доживём». Сегодня таких высказываний нет. Пенсионеры платят исправно, проблемы возникают у асоциальных граждан.
У нас глобальной проблемы на сегодняшний день нет, сбор платежей по взносам на капремонт на уровне 95 – 96 процентов, и негативных тенденций мы не наблюдаем.
Начисления за капремонт прописаны в общей квартплатной квитанции, и, возможно, у собственников жилья не возникает сомнения, что можно не платить или принципиально вычеркнуть. В некоторых регионах до сих пор рассылают отдельные квитанции для уплаты взносов на капремонт, и это предполагает соблазн отложить их в сторону.
Вообще, люди поняли, что ремонт можно провести раньше на несколько лет, чем запланировано в региональной программе. Опыт показал, что собственники жилья уже после того, как в доме прошёл капремонт, меняют отношение к своей обязанности платить взносы. К моменту завершения ремонтных работ, как правило, количество неплательщиков в доме сокращается на треть.
Есть один плюс – главы районов, городов и городских округов несут личную ответственность за реализацию программы по капремонту МКД, поэтому некоторые муниципалитеты сами из местных бюджетов доплачивают за капремонт особо нуждающихся домов и, таким образом, не нагружают жителей дополнительными расходами. В этом году уже 12 муниципальных образований выделили деньги на доплату по капремонту.
Корр.: Судебные приставы тоже на передовой, наверно, даже лучше самих поставщиков знают, какой есть ресурс для сокращения просроченных платежей за ЖКУ?
Галина Михайлова, главный специалист отдела организации исполнительного производства Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области:
– Для нашей службы образ должника многолик. Часто это так называемые сводники, с которых требуют деньги разные взыскатели. Немало среди «сводников» алиментщиков, а так как долг на содержание детей относится к первоочередному, остальным взыскателям может ничего не достаться.
Большей частью должники – работоспособные граждане. Есть те, кто ведёт асоциальный образ жизни, а есть владельцы коттеджей в посёлке Ростоши.
Правда, когда приставам всё-таки удаётся зайти за высокие заборы, взыскать даже одну копейку бывает очень сложно.
Нередко оказывается, что всё имущество должника записано на родню, а домом, машиной и дорогой техникой он пользуется по договору аренды, который с ним предусмотрительно заключили родители. По закону взять с такого «арендатора» нечего.
Мы стараемся установить источник дохода и обратить взыскание на счета. Такая мера, как ограничение права на выезд за границу, применяется при долге свыше 30 тысяч рублей. Но она эффективна для тех, кто имеет средства для зарубежных поездок. Эффективнее запрет на пользование транспортным средством, потому что машины есть у многих.
Статистика у нас тоже показывает рост: если за весь прошлый год в области по искам только в пользу организаций ЖКХ было 25 тысяч исполнительных производств на 632 миллиона, то уже за 8 месяцев этого года – 35 тысяч на 754 миллиона.
Взыскать долг удалось по 7 тысячам производств на 85 миллионов, а вот актом невозможности взыскания закрыли 13 тысяч производств на 272 миллиона рублей. Сейчас в исполнении 12 тысяч производств на 321 миллион.
Отдельная статистика ведётся по долгам в пользу организаций ТЭК, то есть за свет, газ и тепло. За 8 месяцев было 75 тысяч производств на 1,3 миллиарда. Из них фактическим исполнением закончили производства на 417 миллионов. Но 354 миллиона в пользу взыскателей так и не истребовали, потому что с должников нечего взять. Сейчас на исполнении остаётся 11 тысяч производств на 313 миллионов, повторю, что это только за газ, свет и тепло!
Корр.: Галина Петровна, нередко приставам удаётся взыскать крупные суммы с тех же алиментщиков. Если деньги поступили, допустим, в пользу истиц, у которых по исполнительному производству висят долги за «коммуналку», можно ли хоть часть алиментов в таких случаях направить в счёт оплаты ЖКУ?
– С этих денег приставы не имеют права взять ни одного рубля для погашения долга за жилищно-коммунальные услуги. Неприкосновенны также социальные пособия. На пенсию можно обратить взыскание, но на «детские» или на пособия по инвалидности, даже если семья получает эти выплаты суммарно на несколько человек сразу, нельзя.
Корр.: Социально незащищённые граждане – отдельная тема, но у них есть право возместить часть расходов на «коммуналку» за счёт государства. Как активно они этим правом пользуются?
Эльвира Бирюкова, начальник отдела по выплате компенсаций на оплату ЖКУ и жилищных субсидий Центра поддержки населения:
– Жилищные субсидии и единые компенсационные выплаты предоставляются по факту оплаты услуг. Следовательно, если гражданин не платит, то и помощь не получает. Когда полностью погашают долг или заключают договор о реструктуризации, восстанавливаем право на поддержку, возвращая выплаты максимум за предыдущие три года, если гражданин не платил за ЖКУ долгое время. Но случается так, что люди заключают соглашение по реструктуризации, соблюдают график пару месяцев, получают выплаты за приостановленный период, а потом снова не платят.
В последнее время количество должников за ЖКУ среди наших получателей увеличивается. И среди тех, кому назначены жилищные субсидии, это граждане с низкими доходами, и среди тех, кто получает ЕДК как льготники, независимо от дохода.
Есть примеры, когда пожилые получатели ЕДК дают деньги на квартплату детям или внукам, а те не оплачивают ЖКУ вовремя. Бабушки потом с удивлением узнают, что ЕДК им приостановлена.
На сегодня 17 процентам наших получателей из категории «многодетные семьи» из-за долгов за ЖКУ выплаты приостановлены.
Должникам, которые приглашаются на городскую комиссию по вопросам оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, Центр делает предварительный расчёт субсидии, но из них только треть обращаются за её оформлением.
Видимо, остальным достаточно того, что им дали рассрочку, списали пеню и их не отключили. Средний размер субсидии по области составляет 1 300 рублей, некоторым даже стопроцентно компенсируют расход на ЖКУ. Вопрос в том, что граждане довольствуются информацией о мерах поддержки от соседей-знакомых, а надо всего лишь обратиться к нам.
Иногда человек звонит, чтобы узнать, как оформить субсидию, говорит, что трудоустроен, а потом оказывается, что работодатель не оформил его официально, то есть не отчисляет за работника взносы в социальные фонды, и получается, что официальный доход не подтверждён. В таких случаях мы отказываем в субсидии.
Что делать?
Рассуждая на тему «Кто виноват?», участники разговора высказали мнения и предложения, как исправить ситуацию.
Меры, которые предлагались, никак нельзя назвать драконовскими по отношению к должникам. Как говорится, всё новое – это забытое старое и вполне подходит в качестве законодательной инициативы на федеральном уровне. Выделим наиболее конструктивные варианты, озвученные на круглом столе. Два – для внедрения и один уже применяемый.
1. Вернуть упразднённое несколько лет назад требование предоставлять в Росреестр справки от поставщиков ресурсов об отсутствии задолженности за ЖКУ при продаже жилья (а также при других сделках).
Сегодня законодательство позволяет продать квартиру, дом с любыми долгами, а потом новый собственник пишет энергетикам, газовикам, водоканалу, в ТСЖ, в управляющую компанию или другим поставщикам ресурса письма с просьбой не выставлять ему долги прежнего собственника по данному адресу. В итоге приходится искать должника, порой безуспешно. Кстати, раньше справки брали в ЖЭУ, но и там недобросовестные сотрудники шли иногда на поводу у риелторов, предоставляя недостоверные сведения о квартирах асоциальных граждан. В справке писали, что долгов нет, а счета через какое-то время приходили новому собственнику. Возможны ли сейчас злоупотребления со стороны обслуживающих организаций, когда в некоторых случаях дома облагаются двойными счетами из-за разбирательств между жилищниками? Не исключено. Но и эти барьеры должны регулироваться законодательно, чтобы добросовестные собственники жилья не оказались заложниками конфликта интересов.
2. Упростить порядок уведомления должников об отключении услуги в случае неуплаты долга за ЖКУ, предоставляя установленные законодательно сроки для погашения задолженности.
Собственники будут осознавать свою ответственность и чётко понимать: лучше явиться до определённого момента в абонентскую службу и заключить договор на реструктуризацию, чем прятаться и не открывать дверь.
3. Привлечение по агентским договорам коллекторских агентств (включённых в Госреестр) для взыскания с населения долга за ЖКУ. У коллекторов есть штат подготовленных специалистов, которые в рамках закона регулярно оповещают должников всеми доступными способами об их обязанности заплатить. Коллекторы намного чаще, чем абонентские службы напоминают о долге и, так сказать, методично «ведут» клиента.
ООО «Оренбург Водоканал» уже работает по агентскому договору с коллекторами, «Т Плюс» имеет в своём кол-центре отдельное подразделение по работе с должниками.
Подготовила Алла Черкесатова