Торгово-промышленный комплекс «Орские заводы» осваивает новые виды бытовой техники с упором на модернизацию, научный подход и поддержку правительства области и Внешэкономбанка. Cложности предприятия связаны с буксующим импортозамещением, ростом валют и наследием прошлого.
В мае с производством ООО «ТПК «Орские заводы» детально ознакомились губернатор Оренбургской области Юрий Берг и председатель Государственной корпорации «Внешэкономбанк» Сергей Горьков. Стороны наметили планы взаимодействия по реализации проекта, финансируемого банком. В этом году предприятие начало выпускать новые модели холодильников и морозильных камер, а осенью приступит к бытовым плитам.
Чтобы плита сияла
Сегодня в цехе производства бытовых плит ведутся пусконаладочные работы. Пару лет назад цех был законсервирован, теперь здесь работают 30 специалистов. С пуском нового производства штат увеличится в несколько раз, во сколько – зависит от спроса.
В том, что он будет, руководство предприятия не сомневается. Прогнозируют, что в следующем году покупательская способность вырастет и сформирует устойчивый спрос на 12 моделей орских плит, несмотря на конкуренцию со стороны иностранных и российских компаний. Кстати, сейчас в нашей стране семь заводов выпускают плиты и производят в два с лишним раза меньше необходимого объёма продукции для российского рынка. Орская, по мнению специалистов, привлечёт потребителя ценой, удобными размерами, итальянским дизайном и инновациями.
– В сентябре выпустим опытно-промышленную партию электрических плит, проведём их типовые испытания, сертификацию и параллельно проверим оборудование в условиях рядовой эксплуатации. Только после этого состоится запуск массового производства, – рассказал заместитель генерального директора – генеральный директор ООО «ТПК «Орские заводы» Сергей Пивень.
Холодная наука
В начале года завод запустил в производство новые модели холодильников и морозильных камер clever cold, до этого не выпускаемых в России. Технология «умного холода» даёт возможность редко размораживать морозильную камеру, беречь электроэнергию, более длительно хранить продукты.
На предприятии организована работа научно-технического центра, возглавляемая заместителем генерального директора Валерием Курносовым и профессором Анатолием Набережных. Они много лет занимались технологией холодильного производства на московских предприятиях, а с недавних пор объединяют науку с практикой на «Орских заводах».
– Модернизация «заточена» под выпуск совершенно новой техники бытового, промышленного и торгового назначения. Осваивается передовое программное обеспечение, новые технологические процессы. Прежде всего это новая серия бытовых холодильников и морозильников на базе инновационных решений и высокоэффективных специальных компрессоров, – констатирует Валерий Курносов.
ИмпортоВозмущение
Запущенная пару лет назад итальянская линия по выпуску холодильников по-прежнему достаточно эффективна, но работает на определённых видах материалов, в основном «родных», импортных. Для предприятия полного цикла, изготавливающего «на дому» основную часть комплектующих, это серьёзная проблема. В первую очередь из-за резкого повышения курса валют.
По ряду позиций завод сумел отказаться от зарубежных материалов, снизив долю импорта. Однако импортозамещаемая часть порой вызывает нарекания по качеству.
– Лакокрасочные материалы, полистиролы, пластики российского производства пока не выдерживают конкуренции с зарубежными аналогами, – говорит заместитель начальника коммерческого отдела Александр Шамонин.
По его словам, в условиях санкций значительно подорожал российский металл, демпингуют цены на бытовую технику конкуренты. Снизить затраты смогли изменением подхода к закупкам и продажам. Со всеми поставщиками пересмотрели условия договоров, определив, с кем выгодно работать напрямую, а где пользоваться услугами дилеров.
Морозное нашествие
С этого года в Орске работают два заводских магазина. Только через них в июле было продано рекордное число холодильников – 200 штук! 120 сервисных центров в России и странах СНГ позволяют осуществлять гарантийное и послегарантийное обслуживание на всей территории продаж. Недавно предприятие зарегистрировалось для участия в государственных закупках, появилось в интернет-магазинах.
По словам Сергея Пивеня, несмотря на все сложности, предприятие сумело уменьшить себестоимость выпускаемой продукции на 16 процентов, а с учётом новых технологий и вводимого оборудования будут заложены ресурсы для последующего снижения:
– Сегодня вся стратегия развития предприятия ориентирована на снижение себестоимости ныне выпускаемой продукции, модернизацию и оптимизацию производства, постановку на производство новой инновационной продукции для обеспечения роста объёмов продаж и привлекательности торговой марки «Орск».
Второе рождение
Первый холодильник марки «Орск» сошёл с конвейера в марте 1960 года и в советские годы завоевал доверие потребителей, в первую очередь надёжностью. В 1989 году завод начал осваивать производство морозильных камер, в 1995-м – двухкамерных холодильников, а в трудные постперестроечные времена производство сошло на нет. Начало возрождаться в 2011 году, но коренной перелом произошёл в марте 2014-го, во время встречи руководства ООО «ТПК «Орские заводы» с губернатором Оренбургской области Юрием Бергом и министром экономики и промышленности России Денисом Мантуровым. Стороны утвердили планы сотрудничества, и уже в июне того же года завод начал выпускать девять моделей холодильников по итальянской технологии. Для возрождения торговой марки «Орск» губернатор Оренбургской области Юрий Берг лично и неоднократно обсуждал сложившуюся на заводе ситуацию с президентом России Владимиром Путиным. Губернатор организовал визит министра и руководства ВЭБа. Сегодня завод выпускает 12 моделей холодильников, морозильных камер.
За безопасность
В рамках выполнения решений Киотского протокола о запрете озоноразрушающих выбросов ТПК «Орские заводы» выполняет комплекс мероприятий по экологической безопасности. В том числе проводится освоение средств Всемирного банка, поступивших на предприятие через экологический фонд ЮНИДО в виде комплекта специального технологического оборудования на сумму порядка одного миллиона долларов США.
В ускоренном темпе
Сергей Пивень, генеральный директор ООО «ТПК «Орские заводы»:
– В прошлые годы страну заполонила импортная бытовая техника. Сейчас мы пытаемся переломить эту ситуацию. Со стороны правительства Оренбургской области, инвесторов ВЭБа понимание есть. Покупателю нужно присмотреться к отечественной продукции. По техническим характеристикам, дизайну она уже не уступает зарубежным конкурентам, а стоимость её ниже.
Спрос
Аналитики компании Euromonitor Internetional предсказывали резкое снижение спроса на бытовую технику с июля 2016 года. По мнению авторов, россияне активно приобретают импортную технику во время резких скачков курса рубля либо до и после новогодних праздников. Продукция российских производителей меньше привязана к нестабильности на рынке валют, и колебания спроса на неё не так значительны.
Елена Тимофеева