Россия производит в год порядка 32 миллионов тонн молока. Это по данным официальной статистики. В каждом регионе есть около десяти перерабатывающих предприятий. В итоге получается приблизительно 800 предприятий-производителей. У каждого своя линейка продукции. Казалось бы, обеспечены мы продуктом так, что хоть купайся в нём. Беда в том, что качество всегда настолько разное, что растерянность берёт заботливых домохозяек. Бывает так, что только для купания и подходит – потреблять в пищу не хочется.
А почему, собственно?
В Советском Союзе были обязательные ГОСТы, которые гарантировали своим гражданам качество. А теперь сертификация – дело добровольное. И что делать потребителю? Пробовать по очереди все десять лежащих на прилавке пакетов продукции разных производителей? Специалисты говорят, что нужно читать этикетки. Если есть на пачке знак «Сто лучших товаров России», можно брать смело.
Репутация – вопрос стратегический
В ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Оренбургской области» прошёл региональный этап конкурса «Сто лучших товаров России». Вообще-то, он был долгим.
До того как выступить с презентацией перед конкурсной комиссией, предприятия, желающие получить на свои упаковки заветный знак качества, сдавали документы, принимали на своих предприятиях экспертов, доказывали, что производство соответствует всем нормам безопасности и качества, имеет положительную динамику развития. То есть, несмотря на все кризисы, у конкурсанта должна быть положительная финансовая история, количество клиентов должно расти, а сотрудники – вовремя получать заработную плату. Но это, так сказать, «техническое задание» Росстандарта.
А суть и главная мотивация конкурса – вывести на рынки конкурентоспособную продукцию, за которую было бы не стыдно никому: ни государству, ни самому производителю.
Гордое звание одного из сотни лучших может носить только тот, кто действительно достоин. Никаких поблажек за получение звания в этой системе получить просто невозможно.
Помимо многогранной и сложной оценки на местном уровне продукция конкурсантов проходит ещё и столичную экспертизу. Любой подлог невозможен в силу выстроенной методики проверок и экспертиз.
Конкурс проводится уже 19 лет. Все эти годы конкурсантами занимается Оренбургский ЦСМ. И, надо отметить, работа ведётся настолько скрупулёзно и качественно, что практически все конкурсанты, прошедшие этап региональных испытаний, получают высшую оценку на федеральном уровне. К вопросам репутации клиентов в ЦСМ относятся более чем серьёзно.
Сознательные звёзды
Итак, презентации. В конференц-зале ЦСМ не зрители. Там такие же коллеги-конкурсанты, как и на трибуне. Вдоль стены на стеллажах выставлена продукция.
Если не знать, что происходит на самом деле, то весьма любопытная картинка получается: с левого фланга тончайшие металлические сеточки, похожие на произведения ювелирного искусства, выполненные в урбанистическом стиле, органические удобрения и прочие промышленные «аксессуары». Справа – номинанты в категории «Пищевая продукция»: яйца в лукошке, коробки с варенцом, пакеты с молоком. И несмотря на то что сегменты «жизни» у продукции такие разные, здесь, на этой выставке, смотрелись вместе они логично.
– Все понимают, что надо заниматься проблемами качества, – говорит директор Оренбургского ЦСМ Сергей Бойко. – Беда в том, что как только становится понятно, что это требует новых подходов в производстве, переориентации технологических процессов, энтузиазм пропадает. Я рад приветствовать всех присутствующих, ведь здесь находятся люди, для которых честь, достоинство и репутация своего бизнеса неразрывно связаны с понятием качества. Здесь все сознательные.
За те 19 лет, что мы проводим этот конкурс, у нас появились традиции. Наши конкурсанты расширили линейку производства, у них появились новые клиенты и поставщики.
По завершении этого конкурса мы планируем издать специальный альбом. Рабочее название «Звёзды оренбургского качества». Издание разошлём всем региональным ЦСМ и прочим заинтересованным лицам.
Мы хотим, чтобы все знали о том, что в Оренбургской области есть достойные люди, готовые конкурировать хоть на внутренних рынках, хоть на международной арене.
Не КамАЗ, а бутыль
В конкурсе несколько номинаций. И сотня выбирается не среди миллиардов товаров и услуг, а в каждом сегменте производства. Вот, например, первая презентация в номинации «Продукция производственно-технического назначения». Конкурсант – ООО «Комплексные системы утилизации» с продуктом «Микстура для земли Самородово».
Чем люди добрые обычно удобряют свои дачные участки? Правильно – навозом. Заказали пару КамАЗов, засыпали, по осени перекопали. Долго и дорого. Есть способ более экономичный. Микстура – это биоудобрение из того же навоза. Исключительно органического происхождения, без каких бы то ни было химических добавок. Просто переработка позволяет добиться компактного размера и удобной формы.
Есть, например, жидкая фракция. Один КамАЗ привезённого навоза эквивалентен 20-литровой бутыли «Микстуры». Только дешевле и расходуется экономичнее.
Металлическое кружево
Следующим участником можно смело гордиться. Он живой пример самого эффективного импортозамещения и динамичного развития производства. ООО «МиСТ» представило на суд конкурсному жюри рукавную сетку торговой марки «Микросетчатые технологии». Область применения самая обширная – в углеводородной промышленности, в химической, в экологии… Сетка сворачивается в барабан, наматывается бухтой и через неё проходит воздух либо жидкость, которую нужно отфильтровать.
По некоторым видам продукции «МиСТ» – единственный в России производитель. Его можно было бы наградить ещё и в номинации «Прорыв года». Объём производства за год вырос в два раза, а количество клиентов увеличилось в сотни раз. Производство полностью сертифицировано, поскольку руководители компании убедились в экономической эффективности такого шага. Да и крупные клиенты, такие как нефтяники, например, работают только с сертифицированными поставщиками.
– К сожалению, пока отечественные производители чаще всего обитают на внутренних рынках.Мы же хотим сформировать класс производителей, которые могут и должны выходить на внешние. У нас для этого есть всё: сырьё, ресурсы, специалисты. Этот конкурс для того и проводится.
Сергей Бойко, директор Оренбургского ЦСМ
Не пухом единым
Сотрудники ООО «Оренбургские пуховницы» могли бы смело говорить, что они и есть региональный бренд. Самый главный. Пуховницы продолжают вековые традиции. Всё так же исключительно вручную. Никаких станков.
Разве что придумали эти прекрасные женщины, как сделать так, чтобы после стирки паутинку не приходилось на пяльцах сушить. Купили итальянские станки, которые пропаривают сырой пух так, что он перестаёт деформироваться после того, как становится изделием.
Вязальщицы на производство принимаются на конкурсной основе. Проблема в том, что большинство из них предпенсионного возраста. Но и с этой трудностью справились. Организовали в сельских школах кружки вязания. Так что будущие кадры воспитываются в рамках социального проекта.
Пух, кстати, покупают исключительно местный. Только оренбургские козы могут давать тот самый знаменитый пух, который делает нить настолько тонкой, что двухметровый платок проходит сквозь кольцо.
Самого приятного аппетита
Ну не может быть такого, чтобы в нашей широкой, великой степи не появилась экологически безупречная пищевая продукция. Здесь солнце и разнотравье, здесь сама жизнь на необъятных просторах растит и золотые хлеба, и молочные реки.
ООО «Бузулукское молоко» – старейшее предприятие в регионе. Его основали ещё в 1932 году. Честь и славу предприятия берегут, как стратегическую важность. Продукцию производят строго по ГОСТу. Добровольно.
Хотя могли бы последовать капризам рыночной экономики, создать какое-нибудь ТУ (техническое условие) и никому не сказать, что там, в составе творога, есть на самом деле.
А вот ИП «Лунина» презентует лапшу домашнюю на перепелиных яйцах. У этого продукта есть целая антикризисная история. Когда в селе Андреевка перепелиная ферма стала испытывать трудности со сбытом, придумали делать новый продукт. Перепёлки водичку пьют артезианскую, живут на свежем воздухе, лучшими кормами питаются, а сбыть яйцо из-за кризиса стало трудно. Решили делать лапшу. Да чтобы не ронять марку, из твёрдых сортов пшеницы. Такая лапша не слипается и на объём дамской талии не влияет. Продукт выиграл несколько выставок местного и федерального масштаба.
ИП «Григорьев» выращивает грибы вешенки. Несмотря на то что это сложный технологический процесс, он смог довольно быстро стать вторым по величине производителем в России.
Мёд, яйца, сметана местного производства были на выставочных столах ЦСМ. Всё, что получит на этикетку знак «Сто лучших товаров России», можно есть, совершенно не опасаясь вредных примесей. И с пользой для счастья и здоровья.
Впереди конкурсантов ждёт федеральный этап. Скоро узнаем имена победителей.
Елена Черных