Всего каких-то 7 – 10 лет назад мы все ещё неистово стремились в демократию и рыночную экономику. Процесс либерализации законодательства, регулирующего это стремление, в определённый момент был отпущен на волю, кажется, совсем.
Было провозглашено, что рынок отрегулирует всё сам, а спрос родит предложения. Но дикая свобода привела к тому, что рынок контрафакта стал исчисляться миллиардами долларов, а такое явление, как сертифицированный шаман, стало обыденным. Население страны всё чаще инстинктивно выбирало на прилавках магазинов продукты, маркированные знаком ГОСТ. Люди доверяли только ему.
Когда количество вовсе не качество
Для начала немного истории. Всё, что выпускалось в Советском Союзе, обязано было соответствовать государственным стандартам. Знак «ГОСТ» на упаковке означал, что продукция прошла проверку в государственных лабораториях и абсолютно соответствует всем требованиям безопасности. А ещё в советской колбасе и сгущёнке было идеально сбалансированное сочетание вкуса, запаха и пользы для здоровья.
Когда Россия повернула в сторону перестройки и демократии, она захотела вступить в ВТО (Всемирную торговую организацию). Наши западные партнёры сказали, что государственное регулирование рынков ограничивает свободу творчества и развития предпринимательства. ГОСТы стали добровольными. Дальше – больше. Создание органов по сертификации стало доступным. Практически любой желающий мог создать и зарегистрировать систему сертификации, прописать правила и выдавать сертификаты. Так появились документы, подтверждающие «профессионализм» шаманов, экстрасенсов, сертифицированные общества любителей шоколада и прочие «прелести» безудержной фантазии. Созданным организациям достаточно было предъявить должным образом оформленные документы, на основе которых их вносили в единый реестр зарегистрированных систем. Такая анархия и «творчество» царили несколько лет. Добровольные органы плодились со скоростью бактерий. И на сегодня в России их насчитывается почти 2 тысячи.
Конечно, среди них есть и очень серьёзные организации. Например, некоторые отрасли создали свои органы по сертификации для того, чтобы уровень профессионализма подрядчиков и контрагентов не повлиял на деятельность предприятия и репутацию. Однако обязательное правило получения специального сертификата серьёзно нарушает право бизнеса на конкурентное право участия в закупках. И это только крошечная часть верхушки айсберга проблем, связанных со свободой творчества в системах добровольной сертификации.
Сократить до единиц
Либерализация привела к тому, что сфера подтверждения соответствия стала одним из самых слабых мест в процессе борьбы с коррупцией. Росстандарт пытался предпринять меры по спасению репутации ГОСТов. Была разработана Национальная система сертификации (НСС). Однако предприниматели не слишком доверчиво отнеслись к новшеству. На фоне изобилия уже существующих систем предлагаемая государством поначалу казалась просто дополнительным барьером. Росстандарт инициировал внесение изменений в действующее законодательство, в частности, при участии в закупках государственных служб предлагается отдавать предпочтение тем подрядчикам и поставщикам, которые имеют сертификат соответствия НСС.
Месяц назад Государственная дума рассмотрела в первом чтении законопроект, который положит конец бессистемности. Количество систем сертификации в России будет сокращено самым кардинальным образом. Было 2 тысячи систем – останется чуть больше десятка. Как и органов по сертификации. Те, кто желает сохраниться на рынке, должны иметь серьёзные намерения, испытательную базу, аккредитованные лаборатории, профессиональных экспертов, стабильную репутацию и готовность открыто предоставлять отчёты о своей деятельности.
Проектный комитет нацпроекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» провёл исследования. Оказалось, что 60 процентов представителей малого и среднего бизнеса считают сертификацию дополнительным техническим барьером, мешающим развиваться бизнесу. Кроме того, многочисленные добровольные системы стали слишком затратны. 52 процента респондентов также жаловались на длительность оформления документов подтверждения соответствия. И почти все опрошенные отметили отсутствие единых требований к функционированию систем добровольной сертификации. То есть какой-то документ можно получить з а пару часов и пару тысяч рублей, а какой-то приходится ждать месяцами и платить за это по полной программе. Новый законопроект предлагает сделать открытой деятельность органов по сертификации и проводить регулярный мониторинг, получать отчёты об их деятельности. Руководитель Росстандарта Алексей Абрамов комментирует:
– Законопроект упростит для малого бизнеса доступ к заказам больших компаний, а для крупного бизнеса это возможность диверсификации поставщиков.
Союзный совет
Кстати, интенсивное движение в сторону упорядоченности систем подтверждения соответствия началось во многом благодаря процессу евразийской интеграции. Евразийские партнёры дали понять, что работать с таким количеством систем просто нереально. Ближайшие союзники – Белоруссия и Казахстан – имеют всего с десяток зарегистрированных систем сертификации. И требования к участникам весьма суровые. Большую часть этих услуг предпринимателям могут предоставить только государственные органы по сертификации, уполномоченные правительственными структурами и ведомствами. Теперь в России будет действовать то же правило. У нас в регионе таким представителем государства является ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Оренбургской области». Именно они дали жизнь проекту Росстандарта «Национальная система сертификации» на территории Оренбуржья.
Елена Черных