Где взять деньги и у кого попросить совета, разбирались в минэкономразвитии.
Почти каждый день в эфире звучит информация о том, как реализуются нацпроекты, в рамках которых на бюджетные деньги строятся безопасные и качественные дороги, жильё и создаётся комфортная городская среда. Интенсивность подачи понятна – всем хочется видеть свои города красивыми. Эти программы касаются всех без исключения.
Однако национальных проектов двенадцать. И те, которые касаются развития малого и среднего бизнеса, ничуть не менее актуальны как прямо сегодня, так и в перспективе. Как скоро малый и средний бизнес получит доступ к информации, удобным сервисам, льготным кредитам? Чем государство хочет и может помочь предпринимателям?
В галстуках, но свободно
В кабинете исполняющего обязанности первого заместителя министра экономического развития Оренбургской области Натальи Струнцовой маленькое совещание. Точнее, локальный мозговой штурм.
На минэке лежит основная ответственность за реализацию нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». На совещание пришли представители Торгово-промышленной палаты, ОСПП, «Опоры России», налоговой службы, министерства труда и занятости.
Видно, что разговор далеко не первый. Задачи перед исполнительной властью стоят вовсе не тривиальные. Москва выделяет деньги на реализацию нацпроекта, но за эти средства нужно достичь определённых результатов. Количество предпринимателей должно в регионе увеличиться. А как их увеличить, если далеко не всем понятно, как вести бизнес. И среди тех, кто уже ведёт своё дело, много скептиков.
Наталья Олеговна начинает:
– Национальный проект у нас оформлен в виде пяти региональных подпроектов. Теперь надо понять, как вовлечь максимальное количество предпринимателей в работу. О чём говорит замминистра, все собравшиеся знают. Первый блок в структуре нацпроекта – улучшение условий ведения бизнеса. Есть в этом направлении одно глобальное новшество. Федеральные министерства сейчас разрабатывают правила так называемой надзорной гильотины. Уже в этом году она будет применена. Смысл в том, что за последние несколько лет было создано огромное количество подзаконных актов, порядков, статей. Их настолько много, что бизнес просто не в состоянии сориентироваться. Премьер-министр Дмитрий Медведев предложил упразднить нагромождения и создать новые упрощённые версии. Увы, даже на федеральном уровне отмечают, что проверки надзорных ведомств сосредоточены именно на малом и среднем бизнесе и очень редко заглядывают в крупные компании. Эту ситуацию намерены изменить кардинально.
Онлайн-кассы и самозанятые
В этом же блоке нацпроекта ещё один проблемный вопрос – обязательное внедрение кассовых онлайн-аппаратов. И если в городах торговля и бизнес относительно легко приспособились к нововведению, то из сельской местности ожидается отток предпринимателей. Говорят, что не потянут работать в таких условиях.
Почему? Чаще всего причин две: просто не знают, как это сделать, и потому что в сельской местности цены на энергоносители для предпринимателей выше. И в том, и в другом случае нужна адресная помощь главы муниципального образования.
– Чтобы понять, что делать, давайте на время абстрагируемся от показателей нацпроекта. Поговорим проще. Что может сделать глава муниципалитета, чтобы у него был прирост предпринимателей? – говорит Наталья Струнцова.
– Он может создать инфраструктуру, – предлагает Олег Бочкарёв, руководитель региональной «Опоры России».
– Смотря что понимать под этим, – подключается Вячеслав Лагуновский, директор ОСПП. – Мы проводили опрос: большинство предпринимателей нуждается в информации. Они просто часто не знают, куда обращаться, где брать ресурсы. Ему нужно урну возле магазина поставить, а его за разрешениями по инстанциям гоняют. У каждого главы должен быть на столе список предпринимателей, и он должен понимать, что помощь этим людям – приоритет.
Ещё одно слабое место ближайшей перспективы – внедрение закона о самозанятых. На территории области он начнёт действовать со следующего года. Нужно успеть рассказать людям, как с этим работать и избежать большого оттока из индивидуального предпринимательства в самозанятые.
Экспорт – это не страшно
Развитие экспорта ещё одна задача, возникшая в рамках нацпроекта. Региональный экспортный центр с самого начала года в пути. Ездят по муниципалитетам, рассказывают, обучают, предлагают возможности. Только само слово «экспорт» до сих пор большинству кажется чем-то грандиозным, чем-то из области макроэкономики. Но это вовсе не так. Сегодня доступны любые формы работы, если знать механизмы. Как увеличить количество местных экспортёров, если сельхозтоваропроизводители, например, продают зерно в Казахстан через трейдеров? На это нашлось предложение у «Опоры России»:
– В Казахстане скоро, наверно, бунтовать начнут. У них почему-то считается, что мы в карантинной зоне. Наши фермеры договариваются продать туда мясо, там готовы его купить, но не могут. Решение вопроса – на административном уровне. Экспортный центр может решать такие задачи?
– Конечно! – отвечает Наталья Струнцова. – Это их прямая обязанность. Слава богу, что вы сказали об этом. Вот видите, не зря собрались.
Вся информация в одном месте
Информация – краеугольный камень для малого и среднего бизнеса. Её одновременно и слишком много, и мало. Решиться на ведение самостоятельного бизнеса уже лёгкий стресс. А тут ещё как бы не утонуть в море предложений и сориентироваться в направлениях.
Информационные технологии сейчас делают доступными практически любые сервисы. Но вопрос в том, какие из предложений действительно нужны. Для информационного пространства, пожалуй, тоже требуется своеобразная гильотина.
В рамках нацпроекта «Поддержка малого и среднего бизнеса» будет создан центр «Мой бизнес». Под его крышей соберутся все структуры, способные помочь в открытии, создании, продвижении, акселерации предприятий МСП.
И вопрос о размещении такого глобального центра уже практически решён. Скоро у предпринимателей появится один адрес, куда они смогут прийти за любой консультацией и обучением. Там же разместятся Гарантийный фонд области и микрофинансовые организации, которые располагают дешёвыми кредитами для малых и средних бизнесменов.
Очевидно, что уже в этом году любой, кто отважится на самостоятельное существование в экономическом пространстве, сможет получить и консультации, и деньги на развитие.
Елена Черных