Госконтракт обеспеченный

Кто-то скажет, что «бедным главам» опять достанется, им и так нелегко. Кто-то станет аплодировать новым поправкам в КоАП и вероятным штрафам.

 

По ухабам отношений

Межпоселковые дороги в Ясненском городском округе, впрочем, как и во многих других муниципалитетах, словно стиральная доска. Трясёт так, что говорить в машине трудно. И наблюдение за бескрайностью ландшафта весьма осложняется тем, что горизонт в окне автомобиля то вздрагивает, то кутается в пыль. В одной из прошлогодних командировок довелось познакомиться с местными строителями. Серьёзные люди. Спрашиваю:

– Отчего у нас муниципалитеты дороги не строят?

– Денег нет. В некоторых районах даже если строят, то не платят. Или платят не сразу. Иногда даже судиться приходится, – спокойно отвечали строители. Казалось, для них что степь, что суд, что вечное небо – всё одно. То ли безысходность, то ли неизбежность.

Однако у государства, очевидно, свои планы на финансовую дисциплину в органах власти и своих учреждениях. С 6 августа вступили в силу поправки, внесённые в Кодекс об административных правонарушениях. Теперь за нарушение сроков оплаты государственных и муниципальных контрактов, договоров, заключённых от имени государства, полагается штраф. От 30 до 50 тысяч рублей. В случае повторного нарушения – дисквалификация ответственного лица от года до двух. Пытаемся понять, насколько реально выполнение новых условий и кому это может быть выгодно.

 

Сначала страшно

По оценкам некоторых экспертов, до 90 заказчиков имеют задолженности перед своими подрядчиками. Взять тех же строителей. Выставляет муниципалитет на торги, например, ремонт детского сада в райцентре. По условиям контракта, подрядчик ремонтирует за свой счёт. А после подписания акта выполненных работ муниципалитет должен перечислять строителям деньги. Но не делает этого. Увы, судебная практика по обеспечению таких платежей у нас в регионе уже существует.

Не платят муниципалитеты по разным причинам. То сами местные чиновники не вовремя сдадут отчёт, а потому не получат транш из области, то не хватит времени или условий для того, чтобы попасть в федеральную программу. А то идёт полным ходом муниципальная реформа, а потому перераспределяются полномочия. Но при всём при этом дети должны ходить в безопасный и красивый детский сад, автомобили должны ездить по качественным дорогам. Местные главы администраций рискуют и выставляют на торги не всегда финансово обеспеченные контракты. Наверное, в надежде на то, что в следующем периоде подтянут отчётность. Главам в таких условиях можно только посочувствовать. Учиться успевать за изменениями условий и закона иногда бывает труднее, чем получать новую профессию.

 

А потом понятно

Но не все схемы взаимоотношений власти и бизнеса просты. Дмитрий Болдырев, эксперт проекта ОНФ «За честные закупки», комментирует:

– Вступившие в силу поправки в Закон о контрактной системе и КоАП ужесточают ответственность заказчика за нарушения условий оплаты по контрактам. Но они же и позволяют бизнесу планировать свои расходы. Более того, территория, в которой финансовая дисциплина безупречна, по определению более привлекательна для инвесторов.

Новые поправки в закон на самом деле защищают честный бизнес, а заказчиков лишают возможности манипулировать оплатой. Пример. Мы проводим анализ госзакупок и видим, что очень многие заказчики размещают заказ не ради фактической потребности в обеспечении товарами, работами и услугами, а ради освоения бюджетных средств. Они так и говорят: «Если не выберем до конца года под ноль средства, на следующий год меньше дадут». Яркий пример – учреждения здравоохранения. В поле зрения наших активистов попала больница Светлинского района. На сайте арбитражного суда размещена информация по судебным делам о неисполнении заказчиком условий договоров в части оплаты.

Скажем, на торги выставляется поставка медицинских изделий. Если вдруг в торги заходит поставщик с низкой ценой и не аффилированный, не привычный заказчику, ему просто не оплачивается товар или товар не выбирается в полном объёме. А после заказчик вынуждает поставщика расторгнуть договор. В итоге предприниматели несут значительные убытки и интерес к участию в закупках пропадает, конкуренция истребляется. На следующее полугодие снова выставляется тот же объём закупки. И если приходит «нужная» компания, у неё весь товар выбирается и своевременно оплачивается. Хотя «нужные» согласны и подождать, так как цена завышена в разы и покрывает их издержки. Они готовы ждать хоть три года, лишь бы оставаться со своей нечестной ценой при заказах. Всё это создаёт благоприятную почву для процветания коррупции и мешает развиваться нормальному бизнесу. А в итоге наносит ущерб экономике области и страны.

– Мы предупреждаем регулярно муниципалитеты, что сегодня все требования ужесточены, – рассказывает Татьяна Мошкова, министр финансов Оренбургской области. – Есть масса финансовых инструментов, которые созданы для того, чтобы помогать финансистам строить нормальную работу, – лимиты, кассовые планы… В случае нарушения сроков оплаты теперь будет более серьёзная ответственность должностных лиц. У любого заказчика есть правило: в течение 15 дней с момента подписания акта о поставке услуги контракт должен быть оплачен. Все контракты, которые поступают к нам на обслуживание, обеспечиваются. За сроками мы следим очень тщательно. За два последних года к нашему ведомству не поступило ни одного судебного иска за задержку платежей.

Елена Черных

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top