«Виктор Андреевич, выйдите на первый план»

Подтекст понятен, народный артист России Виктор Борцов многими любим, снялся почти в трёх десятках кинофильмов, но большинство зрителей его знают по ролям второго плана. Например, по роли балагура и мастера на все руки Саввы Игнатьевича из знаменитых «Покровских ворот».

Не любил Виктор Андреевич светские тусовки и не часто мелькал в разных передачах по телевидению. Книга отчасти восполняет этот пробел, её авторы поставили задачу – показать талантливого актёра широким планом.

Юрий Соломин, народный артист СССР и художественный руководитель Малого театра, где всю жизнь прослужил Виктор Борцов, в начале повествования говорит о нём в дружеском и в то же время возвышенном тоне: «О нём надо писать монографии, большие тома. Это замечательный артист, большой мастер, настоящий профессионал и удивительный, очень добрый, порядочный человек».

В искренность этих слов начинаешь верить, дочитав книгу до конца: «Мы ехали на гастроли, когда Виктор Андреевич умер. Всем уже было известно, что он неизлечимо болен, уже ждали неминуемой развязки. Но когда в аэропорту нам объявили о его кончине, Юрий Мефодьевич Соломин заплакал».

В Малом театре Виктор Борцов сыграл десятки образов, коллеги и критики в один голос говорят о том, что он как будто специально был создан играть роли национального классического репертуара, а особенно роли в пьесах его самого любимого автора Александра Островского.

«Волки и овцы», «Лес», «Свои люди – сочтёмся» – современники отмечают, что самые лучшие, запоминающиеся сцены – с его участием.

Но образ талантливого артиста был бы раскрыт неполно, если бы не зашёл разговор об истоках. А они в Оренбурге. Рассказал об этом периоде жизни его школьный товарищ, журналист, наш коллега по редакции Вильям Савельзон. Его глава не только о школьных шалостях, переписке, встречах в столице, когда Борцов был уже известен.

Вильям Львович в своих воспоминаниях прежде всего старался показать привязанность известного артиста к истокам, к друзьям, преданность им – в чём выражается человеческая суть. Виктор Борцов будучи известным артистом, столичным жителем всегда приглашал друга в гости, обеспечивал билетами на спектакль и в зале сажал на лучшие места. Даже проводил за кулисы. Вильям Савельзон вспоминает:

– И вот последняя встреча, когда он ещё не знал этого, но уже чувствовал – рак начал пожирать его. Зима. По телефону он сказал: «У нас в филиале на Малой Ордынке сегодня «Банкрот, или Свои люди – сочтёмся». Я тебе оставлю у администратора пригласительный. Но приходи заранее, хотя бы за полчаса. А после спектакля подожди у артистического входа, ладно?.. Виктор Борцов появился большой и шумный. И, конечно, не мог не устроить спектакль после спектакля. Он бы был не он: «Друг! Смотрите все, мы с ним за одной партой в Оренбурге сидели».

Есть в книге глава ещё одного оренбуржца, президента благотворительного фонда «Евразия» Игоря Храмова, стараниями которого ныне в фондах губернаторского историко-краеведческого музея имеется большая подборка личных вещей Виктора Борцова, фотографий, документов, афиш. Ему их передала вдова артиста Стелла Сергеевна. Игорь Храмов ведёт свой рассказ, ещё несколько страниц из оренбургской жизни Борцова. Грустное и весёлое рядом.

Знаменитости, режиссёр Сергей Соловьёв, народные артисты Владимир Корнев, Александр Коршунов, Алёна Охлупина, художник Александр Глазунов – каждый сказал в книге о Борцове своё слово. Его все любили как артиста, как человека, поэтому и помним.

Стараниями всё того же Игоря Храмова на 30-й школе в Оренбурге открыта памятная доска, посвящённая артисту. А недавно на отремонтированном доме № 8 по улице Кирова, где жил в юности Виктор Борцов, была установлена ещё одна памятная доска.

Юрий Боровой

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top