В оренбургской библиотеке открылась выставка «Пётр Краснов. Высокие жаворонки»

В середине января в областной библиотеке Крупской открылась выставка «Пётр Краснов. Высокие жаворонки», приуроченная ко дню рождения известного писателя, удостоенного диплома ЮНЕСКО за вклад в мировую культуру. Первую книгу Петра Николаевича «Сашкино поле» по результатам участия во Всесоюзном семинаре молодых писателей в Москве в 1978 году издали огромным тиражом в 200 тысяч экземпляров.

При жизни стал классиком

Пётр Николаевич ушёл из жизни 19 апреля прошлого года. Дождался первых жаворонков и ушёл, оставив свои труды, которые благодарные читатели ещё долго будут осмысливать. Его рассказ «Мост» в 2002 году вошёл в антологию «Шедевры русской литературы XX века».

В своих немногочисленных интервью Краснов подчёркивал, что главное для него – вера читателя. Писатель обманывать не может, даже невольно, оттого каждое слово должно быть выверенным, точным, живым. Его романы, повести и рассказы, как отмечают критики, читать нелегко. Невозможно проскользнуть строчки взглядом, сразу уловив некую суть. Нужно вчитываться, разгадывать образы, словно становясь одним из героев произведения.  И если поначалу приходится втягиваться в чтение, то потом трудно оторваться. Писатель настолько ёмок и точен в своих образах, что ты слышишь, как «залопотал дождь», ощущаешь бесконечность времени, голубизну неба, сладость молока, поднесённого тебе матерью после долгого пастушьего дня.

Читая Краснова, понимаешь, что писал он только о России и для России. Это жёсткая, пропитанная любовью к семье и природе проза. «Здесь родина моя, родина всего, что есть во мне. Оно потеряно, его не наверстать теперь – но живо. Что-то доживает ещё здесь моё, оставшееся навсегда. Его встретишь везде – в уголках заброшенных, заросших муравой и лепёшками глухих задворок, где играли мы когда-то, в запущенном родительском саду, на излучине реки, в голом печальном овражке степи – встретишь, узнаешь родное и как можешь поймёшь тоску свою…» – говорит герой в рассказе «Наше пастушье дело». И ты, как читатель, понимаешь, что это всё ни много ни мало Россия. Парадоксы любви – удивительная вещь, и, может, оттого в прозе Краснова так много печальной прелести и других оксюморонов. До неё нужно дорасти, её время придёт вместе с вдумчивым читателем, которого воспитает наше нелёгкое время.

Как Илья Муромец

На выставке в библиотеке Крупской можно увидеть рукописи Петра Краснова, прочесть написанные им от руки стихи, которые он никогда не пытался опубликовать, считая себя лишь прозаиком. Здесь же бюст писателя, отлитый скульптором Надеждой Петиной.

Куратор Елена Богданова всякому гостю подробно рассказывает о творчестве Краснова. Вот и Анастасии, дочери Петра Николаевича, пришедшей с семьёй посмотреть выставку, показывает экспонаты. Говорит, что после повести «Высокие жаворонки» писателя в литературных кругах стали называть классиком.

Анастасия с благодарностью слушает, а затем словно сама проводит экскурсию по своей памяти.

– Отец любил работать утром. Вставал часов в шесть, пил кофе, курил и садился писать. Его стол всегда находился у окна, и в перерывах он наблюдал за событиями во дворе, а потом рассказывал нам, что видел. Когда ему было лет шесть, у него возникли проблемы с бедром. Папу одного положили в больницу, ему нельзя было ходить, и он два года пролежал, практически не вставая. Именно тогда он начал много читать, а ещё занялся лепкой. Потом папа заново учился ходить.

Вспоминает Анастасия рассказ отца, как он мальчишкой чуть не утонул. Переплывая Урал, примерно на середине реки понял, что идёт ко дну.

– Он заглатывал воздух, опускался на дно, отталкивался от него ногами. Всплывал, глотал воздух и снова уходил под воду. И, делая так, добрался до берега.

Текст для драмтеатра

Анастасия признаётся, что над повестью «По причине души» всегда плачет.

– Папа говорил, что одно время хотел, чтобы её поста- вили в нашем драмтеатре. Она и написана как пьеса, – добавляет она.

Снова разгорается разговор о романах Петра Николаевича, как вдруг Елена Богданова указывает на деталь.

– 1200 книг из его личной библиотеки передали в Шарлык! Представляете!

На это Анастасия скромно добавляет: – Он все их читал. Многие не по одному разу. Папа любил и фантастику, но выше всего ценил творчество Пушкина, Толстого и Достоевского. А из поэтов ем очень нравился Николай Заболоцкий. К самому себе как к писателю отец относился очень критично.

Писал он долго и сложно. Бывало, откладывал текст в стол, а затем через какое-то время к нему возвращался. Летом часто ездил в родное Ратчино. Всегда при себе у него был блокнот, в который он записывал наблюдения или мысли.

Всё это время стоящий рядом внук Краснова шестилетний Артём то тихонько вертел в руках бумажного жаворонка, подаренного ему в начале экскурсии, то посматривал на бронзовый лик деда, то на его фотографию в стенде, на которой Пётр Николаевич с удочкой замер на берегу. Как тот самый жаворонок, для которого весна жизни только начинается и всё ещё впереди, в том числе знакомство с книгами деда, классика современной отечественной литературы.

Выставка «Пётр Краснов. Высокие жаворонки» продлится до 16 апреля. Интересная, разноплановая, она увлечёт любого зрителя, а то, что, ознакомившись с ней, можно тут же в библиотеке взять книги Петра Краснова, делает её бесценной.

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top