Тишина – великое счастье

Что за человек был народный артист РФ Анатолий Солодилин, 40 лет отдавший Оренбургскому областному драматическому театру, в память о котором в Риме открыли музей-квартиру имени Николая Гоголя?

Неуёмный, ненасытный, незабытый

В день его 85-летия, 2 марта, в областной научной библиотеке имени Крупской собрались коллеги, друзья. Творческий вечер вела заслуженная артистка России Надежда Величко. С любовью она рассказывала об Анатолии Сергеевиче, который, за исключением последних 10 лет, всю свою жизнь трудился в Оренбуржье.

– В области, наверное, нет ни одного клуба, ни одного села, в котором он не дал бы концерта, – отметил в своём выступлении заслуженный артист РФ Александр Папыкин. – Я сегодня вздрогнул, будто Толя здесь и мы снова вместе играем. Впервые его увидел в спектакле «Иркутская история». Он играл подсобного рабочего Лапченко. Замечательно играл. Это был такой ленивый, безынициативный Лапченко. Очень органичный, несмотря на то что сам Солодилин являлся полной его противоположностью со своей неуёмностью. Толя всегда стремился к большему! Он был первым артистом в нашем театре с высшим образованием. Окончив ГИТИС, предпочёл вернуться в родной Оренбург. Одна из самых его значимых, я бы сказал, исторических ролей – Ричард III в одноимённом спектакле.

Подобных слов в этот день об Анатолии Сергеевиче было сказано немало. Каждый отмечал его страсть к работе, любовь к профессии. В 1997 году Солодилин дал большое интервью журналисту «Оренбуржья» Светлане Бакулиной. В числе прочего он сказал: «В театре я пережил самое великое счастье, которое дано актёру, – тишину. В русском театре у великих артистов эти паузы были по несколько минут. Я про минуты не говорю. Но какие-то секунды я ощущал даже среди школьников. Секунды великой тишины. И это было величайшим творческим наслаждением. Ради этого стоит жить, творить».

Никуда без Гоголя

Пришедшим на творческий вечер показали небольшой фильм о Солодилине. В нём среди фотографий можно было увидеть интервью, взятое у артиста в прошлом веке тележурналистом Юрием Карасевичем.

Перед зрителями, как живой, предстал он, скромный, энергичный человек, который, казалось, мог говорить только об одном театре. Ещё мальчиком он замирал у радио, слушая спектакли. Завораживал Гоголь, будь то «Ночь перед Рождеством» или «Ревизор».

Удивительны повороты судьбы, мог ли тогда десятилетний форштадтский парнишка представить, что сыграет Хлестакова и городничего в «Ревизоре», Чичикова в «Мёртвых душах». Что уже после его смерти старшая дочь Наталья, ставшая театроведом, откроет в Риме музей-квартиру имени Гоголя.

В одном своём интервью Наталья Солодилина сказала такие слова: «В 2008 году папа умер. Нужно было найти силы жить без него. Во мне поселилась отчаянная потребность не расплескать прожитую с ним жизнь – творческую, театральную, придумать некое гоголевское художественное пространство, куда мы могли бы с ним умыкнуться… И я подумала о возможности создать международный культурный проект «Премия имени Н.В. Гоголя в Италии». В память об отце. Этот глубоко личный человеческий мотив привёл меня в Рим».

В большой статье наши коллеги рассказали о том, как в 2013 году Наталье Солодилиной удалось открыть в Вечном городе гоголевскую квартиру. Такой вот солодилинский след, протянувшийся от Оренбурга до центра Европы.

«Я возьму слово с музыки Чайковского»

На творческом вечере не было родных Анатолия Сергеевича. В Оренбурге просто никого из них не осталось. Добрым словом поминали коллеги, журналисты.

Пианист заслуженный деятель культуры РФ Анатолий Закопай начал выступление так:

– Я возьму слово с музыки Чайковского. Пронзительно, остро сыграл. Вспомнил, как вместе создавали литературно-музыкальные вечера. Как он учил дочерей Солодилина, Елену и Наталью, музыке.

Заслуженная артистка РФ Надежда Величко рассказала, как легко работалось с Солодилиным.

– Счастье было трудиться рядом с таким актёром и режиссёром! Чаще я вспоминаю Анатолия Сергеевича его поговоркой «Несмотря ни на что, вопреки всему». У него была феноменальная память, а какой голос!.. Именно Солодилин позвал меня в Оренбургский областной драматический театр. Я тогда работала в Рязанском театре драмы и приехала в отпуск погостить к маме. Зашла в театр, Анатолий Сергеевич меня увидел и говорит: «Слушай, мы «Капитанскую дочку» ставить собираемся, давай-ка тебя на Машу!..» И я согласилась, – вспоминает с улыбкой Надежда Павловна.

В этот вечер она читала стихи Есенина, которого так любил Солодилин, в память о нём. Отдал дань уважения своему брату артисту и коллектив Оренбургского областного театра кукол, разыгравший сцену из спектакля «Мёртвые души».

Всё-таки такие люди, как Анатолий Солодилин, по-настоящему никогда не уходят. Остаются с нами. Служат примером тому, как надо любить и как надо работать, чтобы чувствовать себя счастливым.

– Думаю, в Оренбурге вы самый популярный актёр. Вряд ли есть люди, которые не знали бы вас в лицо. Что для вас популярность?

– Откровенно говоря, популярность для меня, как для актёра, не самое главное. Но из всех оценок меня больше всего волнует зрительская. Что говорить, приятно, когда с тобой здоровается на улице каждый третий, я благодарен, что меня помнят. Это согревает душу. Я много видел добра в этом городе. Надо долго жить, чтобы попытаться отплатить.

Газета «Оренбуржье», 21 февраля 1997 года

Справка «О»

Анатолий Солодилин родился в Оренбурге в 1937 году. Окончил Московский государственный институт театрального искусства. В студенческие годы начал выступать на сцене областного Оренбургского драматического театра, где проработал более 40 лет и в течение долгого времени был художественным руководителем. Избирался председателем Оренбургского отделения Союза театральных деятелей РФ. Актёр Московского театра имени Маяковского. Ушёл из жизни 8 февраля 2008 года.

Фото: Валерий Гуньков

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top