На прошлой неделе оренбуржцы посмотрели премьеру необычного фильма, созданного орским протоиереем Сергием Барановым. Батюшка и режиссёр, и сценарист, и главный герой…
«Письмо с Афона» – получасовая притча о человеке и вере. Очень личная. Выбивающаяся из общего ряда того, что сейчас снимают.
В моде максимальное сокращение текста. В каком-то смысле показывается лишь бешеное движение вокруг символов. Подчас слишком заземлённых и затасканных.
Отец Сергий не заигрывает со своими зрителями, не упрощается. Его фильм в каком-то смысле и есть текст. С первых кадров тебя цепляет негромкий и звучный голос. Рассказывает о человеческой природе. О смысле жизни. И всё это без пафоса. Так разговаривают с близкими.
Видеоряд лаконичен и даже скуп, и в этой скупости удивительная художественная выразительность. Вот бредёт человек. Он весь в чёрном. Над ним белое-белое небо. Под ногами обкатанные, будто не морем, а вечностью, камни. Впереди него всё время мира и всё пространство, так как он знает цель.
«Если человек не мечтает о чём-то, значит его душа умерла», – звучит в какой-то момент фраза.
По сути, это бессюжетная вещь. Иллюстрация письма самого отца Сергия, адресованного некому «унылому и сердитому нигилисту». Именно с ним, неверующим, и говорит батюшка. Делится своим откровением и опытом, и это опять же притягивает искренностью.
Фильм одновременно сложен и прост. Посмотрите сами. Для этого не нужно быть православным, достаточно быть человеком, ищущим себя в этой жизни.
Со слов о жажде – творческой и духовной – начинает батюшка разговор. Он показывает Афон, на котором сам был не менее тридцати раз. Где расписывал храмы, расположенные на огромной высоте, тянущиеся своими маковками к небу. Он молится и движется вперёд, ибо человек – это точка на пути к истине, которую невозможно осмыслить, но можно почувствовать.
Это нечто экзистенциальное. Находящееся за рамками привычного.
Полина Кузаева