«Терра» даст богатый урожай

С 19 по 23 апреля Оренбург принимал артистов и режиссёров кукольных театров со всей страны, от Выборга до Самары. Театральная лаборатория «ТеатрTerra. Арт-погружение с Маленьким принцем» работала с утра до позднего вечера. 12 театров кукол показывали спектакли как новых направлений, так и старой школы. Параллельно проходили читки пьес. Актёры оренбургского театра кукол «Пьеро», например, оценили «Страхи-мордахи» драматурга Артёма Малахова из Луганска.

По пересекающимся прямым

Коллектив Оренбургского областного театра кукол как организатор и создатель проекта, получившего грант от Президентского фонда культурных инициатив, изначально поставил перед собой сложнейшую задачу: не просто провести фестиваль, а создать интенсив для самих театралов, чтобы вместе осмыслить современные тенденции и, возможно, понять, в каком направлении двигаться дальше. Одновременно на разных уровнях – профессиональном и зрительском – шла напряженная работа, в результате которой каждый получил не только множество новых идей, но и впечатлений.

Художественный руководитель проекта Вадим Смирнов сформировал очень разноплановую афишу. Были спектакли для детей с ограниченными возможностями. Впервые в Оренбурге для маленьких зрителей, имеющих проблемы со слухом, постановка шла на языке жестов. Многие надолго запомнят тёплый и трогательный беби-спектакль Владимирского театра кукол «Где прячутся сны».

Театральная студия ИнклюзиОN” Центра социальной интеграции Дианы Гурцкой представила удивительный спектакль «Странники». В нём играют люди, имеющую ту или иную инвалидность. На глазах у зрителей разворачивается необычная, подчас абсурдная история, в которой творят сюжет и Гамлет, и царь Эдип, и Ариадна. Это словно общая попытка найти ответ на вопрос бытия. И сделать это по-настоящему, прямо сейчас, на сцене! Поймать на долю секунды понимание истины и тут же отпустить, как вдох.

«ТеатрTerra» можно было сравнить с волшебной лампой. Стоило её потереть, согласно расписанию, и вылетал джинн, чье могущество измерялось силой воображения каждого отдельного зрителя и его же начитанностью, насмотренностью.

Например, спектакль «ШексПир во время чумы, или Трагедия шутов» пермского театра «Карабаска» одних зрителей очаровал, а других оттолкнул. Эта художественная абстракция держалась, как на сваях, на цитатах из Пушкина и Шекспира. Логику происходящего подчас уловить не представлялось возможным, её отсутствие, судя по всему, должны были заменить яркие мизансцены и образы-перевертыши. Так няня Арина Родионовна вдруг оказалась собутыльницей поэта, подчас изрекая что-то в роде: «Вот те, Саня, балалайка! Из Моцарта нам что-нибудь слабзай-ка». Звучали шутки вроде ««Если смешать цианистый калий со слабительным, то, может быть, и пронесет», которые у одних вызывали смех, а у иных ощущение, что они не туда попали. С другой стороны, в театр нельзя входить серьёзным, и «бесовской» дуэт талантливых актёров – Андрея Тетюрина и Натальи Красильниковой – смог растормошить зал, никого не оставив равнодушным.

Школа для всех

«ТеатрTerra» подарил ряд ярких, полезных мастер-классов профессионалов, не только влюблённых в театр, но и определяющих во многом вектор его развития. Театровед, советник министра культуры республики Татарстан Нияз Игламов говорил о «новых текстах для нового театра кукол». Посоветовал режиссёрам и артистам быть ближе к публике, ведь для создания нового театрального языка необходимо живое общение со зрителями. Рекомендовал постоянно вести диалог с подростковой аудиторией.

Доктор искусствоведения, заслуженный работник культуры РФ, персональный член UNIMA Борис Голдовский разговор посвятил теме «Традиции и новаторство». Из слов Бориса Павловича можно было сделать вывод, что каждое время выводит на сцену своих кукол. Судьба же любого удачного новаторского решения – стать традиционным. В этом основа развития. Сегодняшние бабушки и дедушки тоже были когда-то сначала детьми, а затем дерзкими представителями своего поколения, желавшими перемен. Сейчас же многие из них, держась за прежние установки, могут казаться ретроградами. Потому не нужно бояться изменений, они неизбежны, надо смело прокладывать новый путь, который через десятилетия назовут традиционным или даже классическим.

Самым игровым и неожиданным получился мастер-класс режиссёра, кандидата педагогических наук, персонального члена UNIMA Эльмиры Куриленко.

Она на полтора часа превратила мэтров в студентов и напомнила всем, во избежание ошибок в будущем, – методику режиссуры, подробнее остановившись на методе действенного анализа, а чтобы всё было наглядно, попросила растянуть перед аудиторией канат.

– Это тело спектакля, – пояснила она, заявив, что самая важная его часть – середина, и именно она, чаще всего, провисает в спектаклях театров кукол. Далее пошёл монолог о типичных ошибках, о необходимости верно формулировать тему, идею, обозначить конфликт.

На этом мастер-классе одни вспомнили важные уроки, а другие их получили. Кто эти последние? Слушатели экспериментальной школы современного зрителя, которая перевернула первую страницу «ТеатрTerra» задолго до официального открытия театральной лаборатории. С февраля 34 оренбуржцы, успевшие первыми зарегистрироваться на сайте проекта, начали проходить обучение в театре. Учились писать рецензии, рассуждали о том, что зрители ждут от спектаклей, брали первый раз в руки кукол и делали робкие попытки их «оживить».

Во время торжественного закрытия фестиваля слушателей наградили памятными дипломами, взяв торжественную клятву всем сердцем любить театр. И думается, их обучение на этом не окончится.

Парад планет завершён

«ТеатрTerra» возобновил в Оренбуржье фестивальное движение, прерванное из-за пандемии аж в 2019 году. Заслуженный работник культуры РФ Владимир Флейшер, который долгое время возглавлял оренбургский областной театр кукол и был одним из создателей международного театрального фестиваля «Гостиный двор», впервые проведённого в областном центре в 1994 году, все эти дни принимал участие в форуме.

– Очень талантливо всё организовано. Сам театр преобразился. Всякая хозяйка к приезду гостей полы моет, здесь было сделано намного круче. Мне кажется, «ТеатрTerra» удался, – отметил Владимир Натанович.

Эти пять дней, рассказать о которых не хватит всей газеты, прошли, но не исчезли. Со временем они дадут свои плоды, ведь «terra» в переводе с латыни значит «земля». Может быть, коллектив Оренбургского театра «Пьеро» возьмется ставить на своей сцене «Страхи-мордахи» луганского драматурга Артёма Малахова? Ведь пьеса удивительно милая, современная и обаятельная. Оренбургскому зрителю уже известен талант Малахова, в областном театре кукол идёт спектакль «Маленький Генри и Снежный человек» поставленный по его пьесе.

Так, Оренбургский Государственный областной театр кукол совместно с Оренбургским отделением Союза театральных деятелей РФ осуществил уникальный проект, первый такой в России. Интересно и удивительно становление экспериментальной школы современного зрителя, также как и обучение в рамках форума самих артистов и режиссёров. Ну и сами спектакли – трогательные, серьёзные, смешные – все они надолго останутся в памяти почти 4000 оренбургских зрителей.

В эти дни юный артист – Маленький Принц – Коля Мулин очаровал всех, принимая участие в открытии и закрытии форума. Кто знает, может быть, через десятилетия он придёт в эти стены уже профессионалом, ведь театр – самый заразный в мир вирус – он заражает теплом, творчеством и дружбой.

Опрос

Опрос

Чем вам запомнился «ТеатрТерра. Арт-погружение с Маленьким принцем»?

Нина Монова, руководитель литературно-драматургической части московского Государственного академического Центрального театра кукол имени Образцова, заслуженный работник культуры:

– Это было настоящее погружение в стихию театра! «ТеатрTerra» показал, насколько по-разному можно говорить о театре с совершенно разными собеседниками. Каждый из нас узнал для себя что-то новое, ряд спектаклей стал для меня открытием. Очень понравился спектакль «Странники» театральной студии ИнклюзиОN  своей энергетикой, искренностью. Впечатлили постановки «ШексПир во время чумы, или Трагедия шутов» Пермского театра «Карабаска» и «Небольшая история» Оренбургского областного театра кукол. «ТеатрTerra» –удивительный проект, и все мечтают о его продолжении.

Сергей Тараканов, театральный художник, персональный член UNIMA:

– Получился хороший фестиваль. Как обычно и бывает, одни спектакли показались более симпатичными, другие менее. Однако всё было интересным. Вы спрашиваете, что я думаю о том, куда движется театр и что его ждёт? Думаю, что он разделится на две части. Одна из них, условно говоря, останется традиционной, а другая уйдёт в технологичность. Что это будет? Возможно, спектакли станут неким подобием компьютерных игр, в которых я ничего не понимаю. Прогресс неизбежен, и это не плохо и не хорошо, а всего лишь данность, новый виток развития.

Ольга Бауэр, слушатель экспериментальной школы современного зрителя, открытой при «ТеатрTerra», педагог-организатор центра детского творчества Промышленного района города Оренбурга:

– Обучение в школе усилили желание развиваться в этом направлении и заниматься с детьми театральным искусством. После мастер-класса заслуженного работника культуры Нины Моновой, на котором она говорила, зачем современному зрителю ходить в театр, я всё никак не могу успокоиться. Прошло 5 дней, а я продолжаю задавать себе этот вопрос. Очень хотелось бы увидеть ещё раз спектакль набережночелнинского Государственного театра кукол «Кроткая», поставленный по повести Фёдора Достоевского. Если честно, то я плакала на нём. И впервые благодаря мастерству Егора Митрофанова, сыгравшего Ростовщика, посмотрела на всё с другой стороны.

Даниил Ситдиков, слушатель экспериментальной школы современного зрителя, первокурсник Оренбургского областного колледжа культуры и искусств:

– Я с детства мечтаю стать актёром кукольного театра. Став слушателем Школы, посетил большую часть мастер-классов и занятий. Надолго запомню лекцию Ларисы Никитиной, руководителя и режиссёра театральной студии «ИнклюзиОN” Центра социальной интеграции Дианы Гурцкой, посвящённую инклюзивному театру. Так вышло, что и спектакль этой студии не оставил меня равнодушным. Очень большое удовольствие получил от постановки «Жил-был Король» Самарского театра кукол. Он мне показался очень смешным.

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top