К 75-летию народного артиста России Андрея Лещенко в Оренбургском драматическом театре имени Горького подготовлена фотоэкспозиция, посвящённая творческому пути артиста.
Борис Годунов, он же Менахем
Царь, князь, светский лев, полковник ЦРУ, купец, деревенский мужик, юродивый, священник, милиционер, ростовщик, художник, человек без определённых занятий… Глядя на этот калейдоскоп блистательных образов – драматических, комедийных, лирических, трудно поверить, что созданы они одним и тем же актёром. Андрей Фёдорович – мастер перевоплощений, обладающий богатой палитрой актёрских красок. Потому так богата и разнообразна галерея его образов.
Будучи поклонницей таланта Андрея Лещенко, расскажу о ролях, которые запечатлелись в памяти на долгие годы. Это, прежде всего, роль Фирса в чеховском «Вишнёвом саде». Когда режиссёр сказал статному элегантному артисту в расцвете сил, что в роли Фирса видит только его, тот пришёл в смятение. Рановато, мягко говоря, ему было играть глубокого старика. Но отказать было неудобно: Изяслав Борисов в театральном мире – величина. И работать с ним за счастье.
Репетиции были изнурительные. Не получался у Лещенко старый Фирс. На душе было сумрачно и из-за того, что мать лежала при смерти. Видя день ото дня, как угасает человеческая жизнь, однажды он внезапно понял, как надо играть Фирса. Образ старого слуги стал образом отжившего мира, уходящего шаркающей походкой вместе с чеховскими героями в небытие.
Успех был оглушительный. И не только у публики. Жюри международного театрального фестиваля отметило оренбургского артиста дипломом лауреата «за роль второго плана, вышедшую на первый». В тот же год за художественные достижения ему вручили губернаторскую премию «Оренбургская лира».
Ещё одна незабываемая роль – полковник ЦРУ Фрэнк Хардер, который когда-то был женщиной. Это спектакль по французской комедии «Не верь глазам своим», его поставил питерский режиссёр Семён Спивак. Фирс и трансвестит… Можно было бы сказать: от великого до смешного один шаг. Но на самом деле в спектакле лёгком, искристом, как шампанское, всё не так смешно и просто. Во всяком случае, идея трансвестизма осталась в глубокой тени.
Напомню сюжет. Женщина, по воле разведывательного управления ставшая мужчиной, дослужившимся до полковника, приезжает «по работе» в «прежние места». И приходит в новом облике в дом, где когда-то была женой и матерью.
И начинается – одна сцена комичнее другой. Когда мужчина копирует женщину – это всегда смешно. Но в том-то и дело, что Лещенко не позволил себе воспользоваться этими приёмами. В его герое было всё, чем обладает настоящий мужчина, и всё хорошее, что есть в женщине. В частности, материнский инстинкт. Когда он смотрит на повзрослевшего сына, не думаешь о том, кто перед нами – мужчина или женщина. Во взгляде столько любви и нежности, что совсем не хочется смеяться.
Последняя по времени большая роль Андрея Лещенко – купец Великатов в спектакле по пьесе Островского «Таланты и поклонники», поставленном пять лет назад молодым режиссёром Александром Фёдоровым.
Миллионщик Великатов, каким он предстаёт в исполнении Андрея Фёдоровича, обладает несомненной притягательностью – он величав (потому и Великатов – Островский всегда давал своим персонажам говорящие фамилии), но при этом ироничен, что свидетельствует о незаурядном уме, и по-мужски обаятелен. Миллионы миллионами, но это многое добавляет к пониманию того, почему между ним и Петей Мелузовым – вечным студентом наподобие Пети Трофимова из «Вишнёвого сада» героиня выбирает Ивана Семёныча.
После этого спектакля, поставленного к 70-летию артиста, Андрей Фёдорович ушёл на заслуженный отдых. Впрочем, артист и заслуженный отдых – две вещи несовместные. Но выходить на подмостки не позволило здоровье.
С любимыми не расставайтесь!
– Я скучаю по театру, – признаётся Андрей Фёдорович. – Хочется выйти на сцену, хочется! Особенно, когда кто-то придёт или позвонит из театра, растравит душу. Ну а как по-другому? Почти полвека отдано театру (30 из них – Оренбургскому драматическому. – Авт.) Всё, о чём мечталось, вроде бы сбылось, но слишком рано завершилось. Я бы с удовольствием ещё поработал. Спасибо Рифкату Вакиловичу (художественный руководитель Оренбургского драматического театра Рифкат Исрафилов. – Авт.) за то, что не сбрасывает меня со счетов. Говорит, как будете чувствовать себя получше, мы найдём для вас роли.
Театр тоже скучает по Андрею Лещенко.
– В моей памяти сохранились все наши совместные с Андреем Фёдоровичем спектакли. Он замечательный партнёр – ловит каждый нюанс. И удивительно чуткий артист, играющий каждый спектакль по-другому, – говорит заслуженная артистка России Надежда Величко. – Я хочу ещё с ним работать, получать его потрясающую энергию.
«Свет в окошке» – так в своё время сказала о Лещенко как о партнёре народная артистка России Александра Жигалова.
– Лучшего, мне кажется, просто быть не может, – подчеркнула Александра Павловна. – Он очень скромно ведёт себя на сцене по отношению к коллегам. Никогда не тянет одеяло. Не лезет, как некоторые, на авансцену – показывать себя. Очень деликатный. Не секрет, артисты любят похулиганить на сцене. Особенно в прежние времена резвились. Бывало, даже калоши к полу гвоздями прибивали. Человек влезает в эти калоши, пытается сделать шаг и падает во весь рост носом на сцену.
А однажды между фалдами фрака Арбенина в «Маскараде» привязали верёвку. Хвостатый персонаж никого не оставил равнодушным. А вот сколько я работала с Андреем Фёдоровичем, не припомню случая, чтобы он пытался рассмешить или, как у нас говорят, «расколоть» своих товарищей во время спектакля. Хотя чувство юмора у него отменное, он и анекдот умеет рассказать, и оценить хорошую шутку. Но это за кулисами. А сцена для него – святое.
Гордится совместной работой с мастером и Александр Фёдоров, который начал выходить на одну сцену с Андреем Фёдоровичем ещё в студенчестве как актёр, а потом работал с ним как режиссёр.
– Казалось бы, народный артист – это глыба, – говорит он. – Но Андрей Фёдорович очень гибок как артист. Потому образы, созданные им, так ярки, разнообразны и убедительны.
«Нам не хватает Вас в театре! Ждём наших будущих встреч, разговоров, напутствий и порицаний, – всё что угодно с радостью и благодарностью примем от Вас!» – такие слова адресовал театр юбиляру в день рождения. Вот уж без преувеличения – от души!
Не хватает Андрея Лещенко и нам, поклонникам его творчества. Настоящим сюрпризом для публики стал фрагмент концерта-спектакля хора «Новые имена», посвящённого 75-летию Великой Победы «Дети рождаются не для войны», где за кадром прозвучал голос любимца оренбургских театралов.
Артист читал стихотворение Мусы Джалиля из «Моабитской тетради» «Прощай, моя умница» под звуки ноктюрна, который исполняла на фортепиано его внучка Маша, о ней все говорят: «Создана для сцены». Она поёт в хоре, занимается музыкой, играет в спектаклях областного театра кукол. И, как знать, возможно, действительно продолжит семейную династию.
Роли Андрея Лещенко: Э. Скриб «Стакан воды» – Мешем, М. Горький «Варвары» – Степан Лукин, В. Липатов «И это всё о нём» – Столетов, Т. Уильямс «Трамвай «Желание» – Митч, Ф. Шиллер «Мария Стюарт» – Лестер, В. Розов «Гнездо глухаря» – Ясюнин, Э. Олби «Все в саду» – Джек, Ж.-Ж. Брикер, М. Ласег «Не верь глазам своим» – Фрэнк Хардер, Н. Птушкина «Пока она умирала» – Игорь, А. Пушкин «Капитанская дочка» – капитан Миронов, А. Толстой «Царь Фёдор Иоаннович» – Борис Годунов, Г. Горин «Поминальная молитва» – Менахем, М. Горький «Егор Булычёв и другие» – Пропотей, А. Чехов «Вишнёвый сад» – Фирс, Ф. Достоевский «Прощальная гастроль князя К.» – князь.
Наталия Веркашанцева