Выставка открылась в региональном Штабе общественной поддержки партии «Единая Россия», созданном для реализации интересных проектов.
Помимо живописных работ в экспозиции представлены художественные снимки, сделанные во время фотосессий на степных просторах, авторские костюмы из натуральных материалов и произведения декоративно-прикладного искусства в скифском и сарматском стиле.
Степная легенда
Экспонаты этой замечательной выставки сделаны отнюдь не по наитию. Ольга занимается сарматской темой шесть лет, упорно и глубоко изучая памятники древних кочевников. Обширный материал для художественного осмысления темы дало ей общение с учёными-археологами и специалистами историко-краеведческого губернаторского музея. Однако, несмотря на серьёзность подхода, она вовсе не претендует на археологическую точность.
– Я всё-таки художник, а не историк, – говорит Ольга. – И для меня главное не реконструкция, а создание художественного образа. Это моё сугубо авторское представление о сарматах. Самое главное для меня – человек того времени. Но по реконструкции антропологов очень трудно было найти натурщиков среди современников. Проблема во взгляде. Кажется, варвар смотрел на мир по-другому. И это самое загадочное и таинственное, что меня привлекает как художника.
И тем не менее натурщики нашлись. Это поэтесса Диана Кан, у которой не только внешность, но и харизма, дух амазонки того времени. Это руководитель клуба исторического фехтования «Пересвет» Александр Патлахов, который знает, как войти в образ. Это известный фотохудожник Олег Грачёв с очень своеобразной, почти библейской внешностью, он специально приезжал из Соль-Илецка позировать. Но самым органичным и колоритным в роли древнего номада оказался муж Ольги – рок-музыкант Сергей Андреев. Даже известный российский кинорежиссёр Александр Прошкин, снимавший в наших краях фильм «Сарматы», не отказал себе в удовольствии поработать с Сергеем.
Наездница со стажем
Тема сарматов возникла в творчестве Ольги Нагорной не случайно. Ещё в детстве, приезжая на лето в деревню к бабушке, уходила в степь гулять или встречать стадо. Движется огромная бурая масса, пыль столбом, и разгорячённые пастухи на конях. Хозяева степи. Это зрелище произвело на неё незабываемое впечатление. Став взрослой, много путешествовала. Была во Франции, Германии, Бельгии, Голландии, Люксембурге, ездила по древним городам России, по местам русской славы – Куликово поле, Бородино. Всё впечатляло, поражало. Но родной край после путешествий воспринимался острее. Как бы сквозь призму истории, которую хотелось узнать и запечатлеть. Так в её жизнь вошли сарматы, покорившие неудержимым чувством свободы, любовью к природе, почитанием космоса и уважением к мёртвым. Этот мир, полный поэзии и легенд, ей захотелось почувствовать и раскрыть.
В проекте «Сарматы – легенды степи» воплотилась любимая тема Ольги – лошади, о которых она знает всё, умеет ими профессионально управлять и в их изображении достигла совершенства. Сказать, что она конница со стажем, значит, ничего не сказать. Её посадили в седло в 12 лет. Потом, во время учёбы в художественном училище, посещала занятия по конному спорту на оренбургском ипподроме. С лошадьми работала много. В том числе в конюшне конной милиции. Общение с этими животными сурово и порой опасно, но оно, по признанию Ольги, с лихвой компенсируется ощущением полёта во время езды, скачек, прогулок. Вот она, сарматская кровь!
Лошади дали ей почувствовать ощущения человека того времени. Ведь номады не мыслили себя без лошадей. Вот и Владимир Даль сказал: «Кочевники сильны копытами». Без лошади в степи человек мог просто пропасть. Лошадь – ключевое животное для сарматов как для воинов. Они по праву считались передовой элитной армией того времени. Не зря Древний Рим нанимал их, чтобы покорять мир.
Она видела сарматов
Кстати, а почему именно сарматы? Ведь через нашу степь за столетия прошло немало племён и народов.
На этот вопрос вполне исчерпывающе ответил выступивший на открытии выставки заведующий научно-экспедиционным отделом областного краеведческого музея Дмитрий Мещеряков:
– Потому что это первый на пути в прошлое народ, название которого дошло до наших дней. Те, кто жил до них, не имеют никакого прототипа в истории. Ни под каким названием не существует. Сарматы первыми себя изобразили. А Ольга трансформировала это в своём искусстве. Она не раскапывает, подобно археологам, могилы далёких предков, а включив воображение художника, переносится своей душой через степь, сквозь века на две с половиной тысячи лет назад. Её творчество позволяет нам открыть для себя завесу прошлого.
Глядя на картины Ольги Нагорной, костюмы и предметы декоративно-прикладного искусства в зверином стиле, верится, что Приуральская степь до сих пор помнит шаги сарматов и топот копыт их скакунов. Да что там! Верится, что они до сих пор существуют в параллельном мире. И Ольга Нагорная их видела.
Наталия Веркашанцева
Фото автора