В Музее имени Петиных состоялось открытие выставки «Пушкин. Оренбуржье. Петины».
Событие приурочено к 190-летию приезда Александра Сергеевича в наш край. 18 сентября 1833 года поэт приехал в Оренбург, а 21 сентября скульптору Надежде Петиной исполнился бы 91 год.
– Мы решили объединить две юбилейные даты, – рассказывает куратор дома-музея Юлия Серебрякова. – Тем более что пушкинская тема была особенной в творчестве отца и дочери Петиных. Самой первой работой Гаврилы Петина был бюстик Пушкина, он, к сожалению, не сохранился. Его можно рассмотреть только на архивных фотографиях. А над знаменитой скульптурой «Пушкин и Даль», которая украшает одноимённый сквер на улице Советской в областном центре, Надежда Гавриловна трудилась 22 года.
На этой экспозиции можно проследить тот долгий путь, который проходит произведение искусства от задумки до итогового варианта. В доме-музее сохранились наброски Надежды Гавриловны, на них она располагает в пространстве великого русского поэта и автора знаменитого словаря. Мастер долго искала идеальные позы для своих героев. Они то сидят, то стоят, то беседуют в движении, в руках меняются предметы, как и само положение кистей. Было сделано множество эскизов из бронзы и скульптурного пластилина. Один из первых эскизов, выполненный из пластилина, совершенно случайно обнаружен сотрудниками музея в бане, которая находится во внутреннем дворике дома Петиных. Он впервые выставлен перед зрителями.
Выставлен и один из первых бронзовых вариантов «Пушкина и Даля», сделанный грубо, без детальной проработки лица и одежды. Здесь же стоит и вариант знаменитой скульптуры большого формата, и тот, который наконец стал для Надежды Петиной идеальным. Все три работы интересно сравнивать, находя всё новые и новые отличия.
Юлия Серебрякова рассказывает, что экспозицию собирали с миру по нитке. Некоторые экспонаты взяли из Музея истории города, из Дома литераторов, из личных коллекций. А вот сказать, сколько вообще изображений Александра Сергеевича и его персонажей было сделано Надеждой Гавриловной, не сможет никто. Она щедро дарила свои работы музеям, школам и детским садам.
Особый интерес представляет Маша Миронова, выполненная Надеждой Петиной для литературной награды «Капитанская дочка». Именно её авторства эта динамичная, как будто защищающаяся от метели бронзовая фигурка стоит на почётном месте у литераторов, получивших награду после 2008 года. До этого им вручались только дипломы, а затем фигура Маши другого скульптора.
Скульптуры дополнены картинами оренбургских художников, посвящёнными пушкинской теме. Здесь пейзажи Фёдора Козелкова, иллюстрации к «Капитанской дочке» Андрея Преснова и пушкинские мотивы Николая Прохорова, а также новая работа Аллы Васильченко, которую до этого момента нигде не выставляли.
Экспозиция будет работать до 3 декабря.
Фото Евгения Булгакова