Одни на берегу

Мы его называли между собой по-свойски ГенФедом, а молодые в последние годы шутливо-почтительно – дедушка Гена. Новый выпуск литературного журнала «Оренбургская заря» полностью посвящён памяти российского поэта, литературного наставника оренбуржца Геннадия Хомутова.

Казалось, он был и будет всегда, а вот надо ж, коварный коронавирус скосил. Геннадий Фёдорович умер 15 июля про­шлого года, хоронили без почестей, толь­ко самые родные, не разрешалось из-за этой напасти. Все почести, переживания – всё осталось в сердцах тысяч литера­турных учеников, друзей, с которыми Геннадий Фёдорович как-то умудрялся поддерживать постоянную связь.

Больше него в Оренбурге, наверно, никто не при­носил на почту писем и бандеролей, рас­ходившихся по области и всей стране. В 1964 году Геннадий Фёдорович возглавил областное литературное объединение и этим жил до самого конца.

В выпуске журнала поэтесса Ирина Куртмазова вспоминает:

«…Когда Ген­Фед позвонил и сказал, чтоб явилась в следующую среду на собрание взрослой литгруппы в Дом литераторов, я забыла о том, что божилась больше не встречаться с ним, и летела туда… В тот день Хомутов разнёс меня в пух и прах. А потом доба­вил в конце своей тирады: «Ну, есть над чем поработать». Той особой теплоты, которую дарил нам ГенФед, а мы в от­вет дарили ему, я больше не встречала ни в одном из литобъединений. Там я научилась думать, о чём пишу. А потом я переехала в Новосибирск. Только Ген­надий Фёдорович не забывал меня. До последнего…»

Таких историй могут привести ты­сячи человек, хотя у каждого, юным пришедшего на занятие литобъедине­ния или приславшего письмо в газету «Комсомольское племя», эта история своя. Геннадий Фёдорович чувствовал способности и хватался за такого челове­ка, веря, что в скором времени появятся талантливые стихи или проза. Хотя это не было главным, рядом мы, все пишу­щие, учились понимать слово, любить литературу и читать книги. Сам Геннадий Фёдорович читал запоем, мог ночь напро­лёт просидеть дома за книгой.

В памятном выпуске также опубли­ковано воспоминание оренбургского литератора Петра Правдина «Геннадий Хомутов в годы оттепели». Написано оно давно, его читал и сам Геннадий Фёдорович.

Правдин завёл ту же тему: «В гостях у молодых артистов драмати­ческого театра имени Горького Валерия Гурьева и Александра Алашеева (они жили в не большой комнатке прямо в театре, окошко которой выглядывало на Дом политпросвещения обкома КПСС) Геннадий Хомутов сделал для меня от­крытие: «Петруша, а ведь у нас есть ещё одна литература. Придёт время, будут издавать Бальмонта, Северянина, Зайцева, Набокова. А сейчас читай Ан­дрея Платонова – изумительный писа­тель. Петруша, самая лучшая профессия – читатель книг!»

Вспоминаю, в Оренбурге году в 1981 или 82-м на семинаре молодых проза­иков маститый писатель Борис Бурлак наставлял нас слушать Хомутова: «Он ведь очень много прочитал, больше всех, пожалуй, из нас». Геннадий Фёдорович слушал Бориса Сергеевича со снисхо­дительной улыбкой, он, в общем-то, не любил, когда его хвалили, и особенно, когда благодарили.

А сколько рукописей за свою жизнь он одолел, которые шли и в редакцию молодёжной газеты, и в Союз писателей, и ему на домашний адрес!

Но все мы знали ещё и другого Хо­мутова: Хомутова – непревзойдённого поэта. Его стихи запоминались сразу, и мы их цитировали по разным случаям. Тема военного детства была основной в его творчестве.

Однажды в Бузулуке мы проводили творческий семинар молодых прозаиков и поэтов. Из Орен­бурга приехала целая группа, в которую как-то попал и редактор челябинского издательства «Рифей» Анатолий Камнев. Кроме семинара у нас было несколько творческих встреч, на одной из которых Геннадий Фёдорович читал «Самодель­ные чернила». Мы тогда впервые услыша­ли это стихотворение, и я увидел, как у Каменева на глазах выступили слёзы – он же был из того военного детства.

Многие годы Геннадий Фёдорович тесно сотрудничал и с нашей газетой. Он помогал составлять литературные развороты «Степные родники», которые выходят каждую последнюю пятницу месяца с 2014 года. Подготовлено с ним было 78 выпусков.

Геннадий Фёдорович – один из организаторов Всероссийского конкурса «Капитанская дочка». Когда определялись юные победители из раз­ных уголков области, он всегда предлагал их опубликовать отдельным выпуском. Очень хотел поддержать и, по-моему, радовался публикации больше самих авторов.

Много хороших стихов и рассказов не появилось бы на свет, не будь он так настойчив. Поэты и писатели нынче на гонорары не проживут. Работа, дела жи­тейские порой не дают сесть за стол. А он звонит, подталкивает закончить рассказ или повесть, временами вызывая даже раздражение своей настойчивостью. И только потом понимаешь важность этого звонка-поддержки. Теперь не позвонит…

Мой папа

Папа был крестьянином по натуре. И всё, что делалось в семье, – возведение гаража, дачи, в сё с троилось основа­тельно.

…родительская квартира – большая, уютная – расположена неподалёку от реки Сакмары. Маяк. Отбоя от друзей не было. Спустишься вниз – вот он Сак­марский лес, и минутах в шести ходьбы – речка. И часто вся компания спускалась к реке. Обычно это было 10 мая, когда праздновали папин день рождения.

Наш дом был всегда открыт для друзей, знакомых, родных. Ключ ча­сто оставляли под ковриком. Папины тогдашние друзья знали об этом и вва­ливались компаниями, не дожидаясь хозяина.

Из воспоминаний Елены Поконовой, дочери Геннадия Хомутова

Геннадию Хомутову

Всё покажется простым в конце пути,

И окажется, мой друг, что жизнь прожить –

Только поле перейти, поле, поле перейти,

Только Лету, Лету, Лету переплыть…

И окажется, что не себя нам жаль

(что жалеть что растеряли на бегу!),

Но о том томит последняя печаль –

Жаль оставшихся одних на берегу.

Вдруг припомнится нелепица почти,

Как, бывало, нам певали в старину:

«И когда домой придёшь в конце пути –

Опусти ладонь в летейскую волну…»

Холодна она, летейская волна,

Ни одна в ночи звезда в ней не видна,

Ни одна свеча над ней не зажжена.

И страшна, страшна под нею глубина…

Геннадий Красников, 23 июля 2020 года

Дерзкий в стихах

Известный российский поэт Игорь Шкляревский дал в своё время Геннадию Хомутову рекомендацию для вступления в Союз писателей СССР. Начинается она так:

«Однажды Борис Слуцкий мне сказал:

– В Оренбурге живёт талантливый поэт Геннадий Хомутов.

К сожалению, первая книга Геннадия Хомутова вышла почти через двадцать лет после этого разговора. Обычная судьба поэта, живущего в провинции, – дерзкого в стихах и робкого в издатель­ствах: мол, завтра я напишу такое, ну, просто гениальное, вот тогда и принесу рукопись!

Стихи Геннадия Хомутова предмет­ные и одухотворённые, в них много детского света и радости, а настоящую радость написать труднее, чем грусть. И в мировой классике стихов о радости меньше, чем меланхолических, ибо это не свойство натуры, а усилие духа».

 

На первом этаже неба

Лирические стихотворения Генна­дия Хомутова отличает выразительная ясность. Именно выразительность и яс­ность – основные две черты характера его поэзии, характера неуёмного, любящего жизнь, землю с её далями и небом:

Жили на земле среди

Лесов и хлеба.

Нам и небо тоже

По душе.

Мы живём

На первом этаже,

На первом этаже неба.

…Читаешь стихи и убеждаешься, ка­кое у молодого поэта своё, неповторимое виденье мира, своя мера его красоты, и пусть порой ему изменяет и чувство, и мера, и всё же остаётся за каждым его словом эмоциональная обеспеченность: «А в поле растенья бунтуют и небо роняет звезду печальную, золотую. И каждый цветок по горло в меду». Так крупномас­штабно молодой поэт воспринимает мир, и вместе с тем он умеет писать тонко, «акварельно».

Владимир Цыбин

Так говорил Хомутов

Люди, которые не читают книг, не плохие, не хорошие. Они – дубоватые.

* * *

Говорят, в Интернете всё есть. Пусть сходят в Интернет за хлебом.

* * *

Вдохновение – это когда у тебя много лошадиных сил. В повседневной жизни – одна лошадиная сила, а приходит вдох­новение – тысяча!

* * *

Наступила ночь культуры: «ночь библиотек», «ночь музеев», «ночь искусств».

* * *

В советские годы – «антисоветчик», теперь – «красно-коричневый» (о себе).

* * *

У русских есть всего один недостаток – небрежное отношение к собственному таланту.

* * *

Поэт – это тот, кто по мнит себя в детстве.

* * *

Я в церковь не хожу, но те, кто надру­гался над мощами Сергия Радонежского, мои личные враги.

* * *

Пиши запойно, выбирай до конца эту золотую жилу (о вдохновении).

P.S. Специальный выпуск «Оренбургской зари» можно найти на сайте Оренбургского отделения Союза писателей России.

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top