Ни

Одна из лучших картин Виктора Ни «Комбайнеры» (1979).

В оренбургском музее изобразительных искусств открылась выставка Виктора Ни.

Не принято начинать с конца, но так получилось: вместе с группой оренбургских художников мы прилетели в Тюмень в декабре 1979 года на открытие зональной художественной выставки. А несколькими днями раньше туда улетел Виктор Ни: его попросили поработать над нашей экспозицией.

Но обратным рейсом самолёт увёз в Оренбург цинковый гроб скоропостижно скончавшегося Виктора. И о нём, о его картинах профессионалы-художники, искусствоведы и почитатели изобразительного искусства говорили со смешанным чувством скорби и восхищения: как много успел он сделать всего за полтора десятка отпущенных ему судьбой лет! Какой это был художник!

А судьба была к нему жестока. В спецэшелоне корейцев – жителей нашего Дальнего Востока, обвинённых в японском шпионаже, он попал в Казахстан. Работал электромонтажником на металлургическом комбинате в Темиртау. Но смог пробиться сначала в Пензенское художественное училище, а потом и в Московский художественный институт имени Сурикова. Талант его был так ярок, а характер так твёрд, что он, действительно не просто «поступил», «окончил», и именно слово «пробился» тут единственно верное.

Об оренбургском изобразительном искусстве с полным пониманием может, наверное, говорить тот, кто помнит старую художественную галерею на нынешней улице Правды, тогда Горсоветской, это центр города, совсем рядом с нынешним музеем изобразительных искусств. Собственно, какая это была галерея? Два зальчика и подвал. Но 55 лет назад в Оренбург после Суриковского института приехала группа молодых художников. Энергичных, что называется, «с идеями», жадных до работы, с планами мир перевернуть. Один талантливее другого.

И в этих зальчиках отчётливо помнится, сразу при входе, направо картина «На своей земле» Николая Ерышева, негласного, но неоспоримого лидера. А дальше – полотна Виктора Ни «Проводы», «Возвращение с поля», «Комбайнеры»… Не называю других и потому, что эта юбилейная выставка – Виктора, ему бы было сейчас 85, и потому что имена других тоже на памяти тех, кто любит и ценит живопись и её творцов.

Так быстро и мощно эта молодёжь заявила о себе, что с областных выставок из этих зальчиков лучшие картины попадали сначала на зональные выставки, потом строгие жюри отбирали их на всесоюзные выставки. А дальше – международные выставки, лучшие картинные галереи и музеи и частные собрания.

Рассказывать о картинах – неблагодарное дело. Всё равно, что прочесть меню и уйти голодным. Поэтому, во-первых, просто рекомендую найти время и неспешно походить, посидеть в залах Музея изобразительных искусств у картин Виктора Ни, а во-вторых, вот краткие отрывки из труда искусствоведа Лидии Медведевой:

«В отличие от других советских станковистов, Ни работал в старинной технике левкаса. Она предполагает ясность, цельность мироощущения художника, идеальную «преображенность», возвышенность образов, повышает меру условности.

Причём условность у Ни сочетается с тонкостью психологических характеристик. Его взрывной темперамент парадоксальным образом нашел воплощение в технике, требующей строжайшей дисциплины, продуманности каждой детали. Виктора в этой технике привлекала возможность достижения особенной чистоты и звучности цвета, его светоносности.

Живописец считал картину не только духовным, но и материальным, вещным явлением, а левкас позволял «сделать» каждый фрагмент полотна, и светоносность красок усиливала впечатление драгоценности картинной поверхности. К тому же для работы по левкасу, по свидетельству самого художника, нужен напор, ошибки исправлять трудно, расслабленность позволить себе нельзя.

Высказывание Ни «все, что легко дается, трудно сохранить» также иллюстрирует его отношение к труду художника.

Современники говорят: «Удивительно: кореец по рождению, он казался до мозга костей русским человеком!»

На одной из Всесоюзных выставок, где художники из Оренбуржья блистали, один из руководителей Союза Художников СССР и сам очень сильный художник Сергей Ткачёв сказал: «Сейчас уже можно вполне определённо говорить об оренбургской школе живописи. Один из её создателей – Виктор Ни».

Вильям Савельзон

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top