fbpx

Нарядная выставка

Международная выставка-конкурс декоративно-прикладного искусства «Образы изменчивых фантазий», открывшаяся в Выставочном зале Оренбургского областного музея изобразительных искусств, каждый раз чем-нибудь удивляет.

Вот и в этот раз есть чему удивиться: несмотря на панде­мию, экспозиция получилась не­вероятно обширной. На самом деле работ было представлено значительно больше, но не все прошли строгий отбор куратора проекта заслуженного художни­ка России Аллы Васильченко.

На суд зрителей представили своё творчество 115 авторов. И в лучшие-то годы, а выставка существует почти два десяти­летия, столько участников не всегда набиралось. Получается, вирус искусству не помеха. А вот художникам помешал. Во всяком случае, в нынешнем году не смог прибыть творческий де­сант из Казахстана.

Но участие в выставке казахские мастера всё же приняли: их работы демон­стрировались не на витринах, а на большом телеэкране. Благо­даря этому выставка смогла со­хранить статус международной.

Среди сегодняшних участни­ков мастера из Екатеринбурга, Магнитогорска, Акбулака, Орен­бурга. Студенты и преподаватели творческих вузов, маститые авторы и только входящие во вкус.

Здесь не имеет значения возраст и уж тем более регалии. Надо владеть приёмами ручного ремесла, мыслить творчески и уметь работать с материалом. Материал, кстати, чаще всего бывает самый бросовый – лоскутки, засохшие веточки и ли­сточки, ветошь, которой обыч­ные люди моют полы. Когда б вы знали, из какого сора порой рождаются образы причудливых фантазий!

На нынешней выставке ши­роко представлены все виды де­коративно-прикладного искус­ства: гобелен, батик, лоскутное шитьё, ювелирные украшения, изделия из металла и кожи, эмаль, керамика, авторская кук­ла, дизайн костюма. Экспозиция получилась нарядная, что сейчас особенно необходимо людям.

Из известных имён – худож­ники, которые не первый год достойно представляют Оренбург: Светлана и Анатолий Шлеюк с росписью по шёлку, Татьяна Са­вина с лоскутными панно, Алла Васильченко с авторским ажу­роплетением и другие мастера.

В этом году было принято решение на центральную стену зала поместить оренбургский пуховый платок, как символ на­шего края. Рядом с ним – работа Аллы Васильченко «Берегиня», являющаяся интерпретацией местного народного промысла.

Тема оренбургского пухового платка на вернисаже была про­должена выступлением театра моды «Каприз», представившего коллекцию дизайнера Михаила Воробьёва «Рассвет в объятьях тишины». Модели разработаны на основе женских образов во­енного времени 1940-х годов с использованием оренбургского пухового платка.

Львиная доля экспонатов в этом году, как и прежде, при­ходится на художественный текстиль. Обращают на себя внимание яркие работы Ларисы Тюкиной в авангардистском стиле. Это панно, выполненные в лоскутной технике по акваре­лям оренбургского художника Валерия Газукина.

Поражает точность прочтения мастерицей (доктором по образованию) акварелей живописца. Людми­ла Васильева тоже работает с шёлком, но её инструмент не иголка, а паяльник. Это называется художественное выжигание по ткани. Техника, создающая особый эффект: похоже и на вышивку, и на живопись, и на гобелен, и в то же время ощу­щается рукотворность работы.

Заслуженно много внима­ния уделено авторской кукле. Сколько имён – с только и авторских стилей. Свой почерк у Светланы Моисеевой, создаю­щей кукольных персонажей в готической эстетике. Своя ма­нера у Светланы Носенко, куклы которой – мы в далёком детстве.

Марина Донскова, много лет проработавшая на областном радио звукорежиссёром, три года назад тоже стала делать кукол. Да каких! Вот Принцесса и Медведь из пьесы Евгения Шварца «Обыкновенное чудо». А это герои сказки Юрия Олеши «Три толстяка» Тибул и Суок. Это даже и не куклы, а мастерски выполненные мини-скульптуры.

– Работая на радио, я ставила радиоспектакли. А теперь мне захотелось воплотить персона­жей любимых произведений, что называется, в формате 3D, – улыбается Марина. – И по­казать их во взаимодействии в той или иной мизансцене. Я занимаюсь этим с огромным наслаждением.

Выставка, подготовленная кафедрой дизайна Оренбургского государственного уни­верситета, проходит в рамках национального проекта «Куль­тура». По окончании впервые за 20 лет выйдет полноформатный печатный каталог.

Наталия Веркашанцева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll to top