Международная выставка-конкурс декоративно-прикладного искусства «Образы изменчивых фантазий», открывшаяся в Выставочном зале Оренбургского областного музея изобразительных искусств, каждый раз чем-нибудь удивляет.
Вот и в этот раз есть чему удивиться: несмотря на пандемию, экспозиция получилась невероятно обширной. На самом деле работ было представлено значительно больше, но не все прошли строгий отбор куратора проекта заслуженного художника России Аллы Васильченко.
На суд зрителей представили своё творчество 115 авторов. И в лучшие-то годы, а выставка существует почти два десятилетия, столько участников не всегда набиралось. Получается, вирус искусству не помеха. А вот художникам помешал. Во всяком случае, в нынешнем году не смог прибыть творческий десант из Казахстана.
Но участие в выставке казахские мастера всё же приняли: их работы демонстрировались не на витринах, а на большом телеэкране. Благодаря этому выставка смогла сохранить статус международной.
Среди сегодняшних участников мастера из Екатеринбурга, Магнитогорска, Акбулака, Оренбурга. Студенты и преподаватели творческих вузов, маститые авторы и только входящие во вкус.
Здесь не имеет значения возраст и уж тем более регалии. Надо владеть приёмами ручного ремесла, мыслить творчески и уметь работать с материалом. Материал, кстати, чаще всего бывает самый бросовый – лоскутки, засохшие веточки и листочки, ветошь, которой обычные люди моют полы. Когда б вы знали, из какого сора порой рождаются образы причудливых фантазий!
На нынешней выставке широко представлены все виды декоративно-прикладного искусства: гобелен, батик, лоскутное шитьё, ювелирные украшения, изделия из металла и кожи, эмаль, керамика, авторская кукла, дизайн костюма. Экспозиция получилась нарядная, что сейчас особенно необходимо людям.
Из известных имён – художники, которые не первый год достойно представляют Оренбург: Светлана и Анатолий Шлеюк с росписью по шёлку, Татьяна Савина с лоскутными панно, Алла Васильченко с авторским ажуроплетением и другие мастера.
В этом году было принято решение на центральную стену зала поместить оренбургский пуховый платок, как символ нашего края. Рядом с ним – работа Аллы Васильченко «Берегиня», являющаяся интерпретацией местного народного промысла.
Тема оренбургского пухового платка на вернисаже была продолжена выступлением театра моды «Каприз», представившего коллекцию дизайнера Михаила Воробьёва «Рассвет в объятьях тишины». Модели разработаны на основе женских образов военного времени 1940-х годов с использованием оренбургского пухового платка.
Львиная доля экспонатов в этом году, как и прежде, приходится на художественный текстиль. Обращают на себя внимание яркие работы Ларисы Тюкиной в авангардистском стиле. Это панно, выполненные в лоскутной технике по акварелям оренбургского художника Валерия Газукина.
Поражает точность прочтения мастерицей (доктором по образованию) акварелей живописца. Людмила Васильева тоже работает с шёлком, но её инструмент не иголка, а паяльник. Это называется художественное выжигание по ткани. Техника, создающая особый эффект: похоже и на вышивку, и на живопись, и на гобелен, и в то же время ощущается рукотворность работы.
Заслуженно много внимания уделено авторской кукле. Сколько имён – с только и авторских стилей. Свой почерк у Светланы Моисеевой, создающей кукольных персонажей в готической эстетике. Своя манера у Светланы Носенко, куклы которой – мы в далёком детстве.
Марина Донскова, много лет проработавшая на областном радио звукорежиссёром, три года назад тоже стала делать кукол. Да каких! Вот Принцесса и Медведь из пьесы Евгения Шварца «Обыкновенное чудо». А это герои сказки Юрия Олеши «Три толстяка» Тибул и Суок. Это даже и не куклы, а мастерски выполненные мини-скульптуры.
– Работая на радио, я ставила радиоспектакли. А теперь мне захотелось воплотить персонажей любимых произведений, что называется, в формате 3D, – улыбается Марина. – И показать их во взаимодействии в той или иной мизансцене. Я занимаюсь этим с огромным наслаждением.
Выставка, подготовленная кафедрой дизайна Оренбургского государственного университета, проходит в рамках национального проекта «Культура». По окончании впервые за 20 лет выйдет полноформатный печатный каталог.
Наталия Веркашанцева