Народный,  потому что любят

Александр Овчинников делает зарисовки к будущему портрету кузнеца. Фото Юрия Баженова.

В Оренбургском выставочном зале открылась выставка, посвящённая 90-летию со дня рождения заслуженного художника Российской Федерации Александра Овчинникова.

Художественное наследие Александра Ивановича богато. Об этом говорит даже та небольшая часть его картин, которые можно увидеть на выставке. Пейзажи, портреты, натюрморты. Каждая работа по-своему уникальна, притягивает взгляд. В работах художника много воздуха, пространства, цвета. Любовь к жизни, неподдельный интерес к людям, к труду, к Отчизне чувствуется в каждой картине Александра Ивановича.

Он родился в 1928 году в селе Балейка Новосергиевского района. Там прошло военное детство будущего художника. Там сформировалась пронесённая через годы любовь к труду, к деревне, к простой жизни. В 1946 году юный художник переезжает в Оренбург и начинает учиться живописи у Александра Степанова. В 1972 году он становится членом Союза художников России, а в 1999 году – заслуженным художником России.

– Это человек, который любил людей, жизнь, свою страну, – сказал на открытии выставки Сергей Балыкин, исполняющий обязанности первого вице-губернатора – первого заместителя председателя правительства области. – Я его земляк и этим горжусь. Мы очень радовались, когда он стал заслуженным художником. Александр Иванович мечтал стать народным. А ему говорили, что он и так народный. Все его любили и уважали. На выставке можно увидеть прекрасные портреты людей-тружеников: механизаторов, доярок, трактористов.

Друзья и коллеги художника отмечают, что он никогда не останавливался в своём развитии. Художник-передвижник Александр Овчинников писал всю жизнь. Работал на пленэрах, на творческих дачах, в студии, дома. Его односельчане рассказывают, что он приезжал в родное село каждое лето вместе с семьёй и работал там непрерывно. Он был всегда с этюдником, всегда готов сесть и начать писать.

Близкий друг Александра Овчинникова поэт Валерий Кузнецов рассказывает:

– Если бы вдруг забылась история России, то по картинам Овчинникова можно было бы представить историю ХХ века и его людей, всё многонациональное многообразие простого народа. Он верен правде жизни. Художника иногда как бы упрекают в отсутствии специального образования, но у Микеланджело его тоже не было. Такие люди учатся всю жизнь. Овчинников учился у мастеров. Мы с ним часто об этом говорили. А ещё он очень любил литературу. У него было богатое представление о жизни. Александр Иванович был великолепный колорист. Я удивлён, что некоторые современные художники не пришли на его выставку, ведь у него, действительно, есть чему поучиться.

Инициатором выставки выступил сын художника – Роман Овчинников.

– Я эту выставку планировал давно, – рассказал он. – Выбирать работы было непросто – в мастерской отца осталось более 1000 работ. Экспозицию составляли вместе с Юрием Рысухиным. Основная идея – люди труда, земляки, его малая Родина. Я старался найти работы, которые неизвестны широкой публике. Многие из них мне очень дороги. Например, «Вспаханные холмы» – эта прекрасная картина висит на центральной стене. Но мало кто знает, что это уже третья версия. Первая уехала в Китай, вторая – в частной коллекции. Или вот его любимый образ матери. Папа часто рисовал бабушку, но именно этим портретом мы дорожим больше всего – это, можно сказать, семейная реликвия. Есть ещё одна интересная картина – «Домик в степи». Один папин друг назвал пейзаж пронзительным. Чувство одиночества становится ещё более понятным, если знать, что это последний из трёхсот домиков, которые были за рекой в деревне Балейка. Та часть села постепенно умирала, пока не остался этот дом. И папа успел его написать. А сейчас там голая степь.

Я начал перечитывать дневники отца 1939 года. Ему тогда было 10 лет. И стал смотреть на его творчество и жизнь совершенно другими глазами. Уже тогда у него была тяга к самовыражению: он писал стихи, рассказы. Я нашёл альбом его ранних акварелей и рисунков. Это было открытие – и не думал, что он начал интересоваться искусством так рано. Я в десять лет даже не думал о таких вещах. Ещё я нашёл его армейский дневник. Он очень интересный. Папа служил на Северном Кавказе, в армии работал в библиотеке, а на прилегающей территории разбил сад. Посадил фруктовые деревья, цветы. Наверное, они там растут до сих пор. Он так любил всё живое… Вообще, это было поколение людей-созидателей, людей несгибаемой жизненной силы.

Внуки художника – семилетние Василий и Иван – унаследовали жажду деда к самовыражению. По словам отца, они очень любят рисовать. И расписали дома стены, холодильник и уже добрались до потолка.

На открытие выставки пришли земляки художника. У портрета девочки долго стоят и что-то обсуждают две женщины. На одну из них очень похожа девочка с портрета.

– Да, это я в 13 лет, – рассказывает Елена Спирина. – Этот портрет писался в отчем доме Александра Ивановича. Я прибегала, и он просил посидеть, попозировать немножечко. Мне это очень тяжело давалось – была неусидчивым ребёнком. На портрете я вышла неожиданно мечтательная, задумчивая. Удивительно, как он это во мне увидел.

Вот уже три года, как Александра Ивановича не стало. Но его творчество живо. Ведь недаром говорится, что художники не умирают. И если вы не успели познакомиться с творчеством выдающегося художника Оренбургского края, обязательно сходите на выставку. Уверена, знакомство состоится.

Мария Чалкина

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top