Профессор, заслуженный работник высшей школы Алла Прокофьева уверена, что без литературы не будет будущего. Много ли оренбуржцы знают о своём культурном наследии? А ведь эти знания важны, они дают повод для гордости и импульс развиваться самим.
Факты и обязательства
Разговор скачет. Из одного века в другой, от проблемы к проблеме, только лейтмотив беседы один и тот же. Алла Георгиевна уверена, что нужен литературный музей. Да что нужен – необходим!
– Оренбург – литературный город! Здесь провели детство Иван Крылов, Гавриил Державин, – начинает Прокофьева, и её уже не остановить, потому что каждое писательское имя для неё живо, значимо. – «Капитанская дочка» – одно из лучших произведений Пушкина, а ведь написано на нашем материале. Это значит, что город ещё и пушкинский, и потому оренбуржцы обязаны отмечать пушкинские даты!
– Кому обязаны, Алла Георгиевна? Нет же такого нравственного обязательства. Может, кто-то вообще Пушкина не любит.
– Безусловно! Но если человек живёт в городе, он должен знать его историю и гордиться ею. Никому не хочется быть в том месте, к которому относятся худо. Всегда тянет туда, где много приятного и важного для души. В Оренбурге всё это есть.
Помню, приехала на конференцию в Екатеринбург, выступила, и мне потом сказали коллеги: «Мы думали, что Оренбург такой захолустный город всегда был, а у вас-то!..» Именно! А у нас-то был Пушкин, все Толстые, Даль, Аполлон Григорьев, Плещеев и многие другие. Оренбургские корни у знаменитых французских писателей Жозефа Кесселя и Мориса Дрюона.
– В наше время, когда часть жизни становится виртуальной и мы делаем покупки, смотрим спектакли и фильмы, читаем – всё через Интернет, насколько музей, по-вашему, будет востребованным?
– Уверена, что будет. Литература – это живое дело, и она постоянно обновляется. Приходят новые имена и таланты, и у нас достаточно много хорошей молодёжи.
– У вас недавно вышла книга «Оренбург: литературные прогулки», написанная в соавторстве с дочерью. Как это – писать вместе с близким человеком? Труднее, интереснее?
– Мы с дочерью единомышленницы. Это прежде всего духовное сотрудничество. И наши манеры, наш стиль близки.
Вообще материал был собран давно, книга долго не издавалась. Но выйдя в свет в 2019 году, сразу получила признание. В сентябре на Международной книжной ярмарке в Москве «Прогулки» получили премию в номинации «Образ Родины», а уже в октябре за них присудили Рычковскую премию в номинации «Художественно-публицистическое произведение». Получается, сначала признали на федеральном уровне, потом на региональном.
Собрать и сберечь
– Но давайте лучше вернёмся к музею! – говорит Алла Георгиевна. – Много оренбургских писателей умерло за последние десятилетия, и нужно собирать их архивы. Ушли из жизни Юрий Орябинский, Николай Корсунов, Игорь Бехтерев, Александр Филиппов, Геннадий Хомутов… Их поэзия и проза отражают историю культуры края! И даже с этой точки зрения литературный музей нужен. Сотрудники краеведческого музея заниматься изучением их творчества не станут. Да и не только их, а вообще писателей.
И тут, знаете, что ещё крайне важно? Россия – особая страна, и если в Германии первостепенна философия, то у нас – литература. Россия всегда жила по философии литературы. Обратите внимание, русский человек узнаёт историю из художественных произведений. Об Отечественной войне 1812 года из «Войны и мира», о Пугачёвском восстании из «Капитанской дочки».
– Алла Георгиевна, вы часто работаете с документами прошлых веков. Скажите, есть у в ас любимая фигура, деятель того времени, к которому вы относитесь с особым чувством?
– Да. Это Василий Перовский, бывший дважды губернатором Оренбургской губернии. Кстати, написанные им письма как литературное произведение издал его закадычный друг и тёзка Жуковский. Его воспоминания о пребывании в плену у французов использовал Лев Толстой при создании образа Пьера Безухова.
Историки называют время правления Перовского «золотым веком Оренбургского края». Чиновниками особых поручений при Василии Алексеевиче Перовском были писатель, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Даль и поэт Александр Жемчужников, один из авторов, скрывающихся под псевдонимом Козьмы Пруткова.
И тут я бы ещё отметила, что не только Перовский понимал и ценил важность литературы и всячески способствовал её развитию, но и другие. Например, первый оренбургский губернатор Иван Неплюев, чьи воспоминания использовал в своей книге «Беседы о русской литературе» литературовед Юрий Лотман, посвятивший им отдельную статью.
Если же говорить о людях, не облечённых властью, то есть в прошлом ещё один человек, к которому у меня особенное отношение. Это оренбургский деятель Лев Исаков, родившийся в 70-е годы XIX века. Я долго занималась изучением имеющейся о нём информации, и если бы не это, то, наверное, о нём бы и не узнал у нас никто. А он очень любопытный поэт. В числе прочего написал поэму «Мёртвые соли», в которой пересказал легенду о спрятанном Пугачёвым кладе. И сделал это образно, колоритно; его рассказ сопровождается красочными описаниями соль-илецких пейзажей.
Книги Исакова есть в Москве и Санкт-Петербурге, у нас нет. Я смог ла отыскать только стихи, опубликованные в оренбургских газетах. Когда работала в архиве, мне помогли найти документ о его аресте. Написано было, что у арестованного глаза такие-то, волосы такие-то и всё… ничего больше о человеке не известно. И даже за что арестован.
О риске стать безликими
– Знаете, что важно? Литература – это ведь отражение жизни России. И потому не иметь в областном центре литературного музея даже не неразумно, а опасно. Почему? Нет литературного центра, нет истории культуры, нет истории города. То, что пишут историки, – это другое. Повседневное, – утверждает Алла Георгиевна.
И хотя это не говорится вслух, понимаешь, что председатель Оренбургского общества краеведов, писатель, лауреат Всероссийской Пушкинской премии «Капитанская дочка», «Оренбургской лиры», Правдухинской премии очень надеется, что нужные люди услышат и ничего не будет потеряно, и удастся сохранить собственное своеобразие, своё литературное наследие для нового поколения.