fbpx

И хлеб, и звёзды

Профессор, заслуженный работник высшей школы Алла Прокофьева уверена, что без литературы не будет будущего. Много ли оренбуржцы знают о своём культурном наследии? А ведь эти знания важны, они дают повод для гордости и импульс развиваться самим.

Факты и обязательства

Разговор скачет. Из одного века в другой, от проблемы к проблеме, только лейтмотив беседы один и тот же. Алла Геор­гиевна уверена, что нужен лите­ратурный музей. Да что нужен – необходим!

– Оренбург – литературный город! Здесь провели детство Иван Крылов, Гавриил Держа­вин, – начинает Прокофьева, и её уже не остановить, потому что каждое писательское имя для неё живо, значимо. – «Капи­танская дочка» – одно из лучших произведений Пушкина, а ведь написано на нашем материале. Это значит, что город ещё и пуш­кинский, и потому оренбуржцы обязаны отмечать пушкинские даты!

– Кому обязаны, Алла Геор­гиевна? Нет же такого нрав­ственного обязательства. Мо­жет, кто-то вообще Пушкина не любит.

– Безусловно! Но если чело­век живёт в городе, он должен знать его историю и гордиться ею. Никому не хочется быть в том месте, к которому отно­сятся худо. Всегда тянет туда, где много приятного и важно­го для души. В Оренбурге всё это есть.

Помню, приехала на конференцию в Екатеринбург, выступила, и мне потом сказа­ли коллеги: «Мы думали, что Оренбург такой захолустный город всегда был, а у вас-то!..» Именно! А у нас-то был Пушкин, все Толстые, Даль, Аполлон Григорьев, Плещеев и многие другие. Оренбургские корни у знаменитых французских писа­телей Жозефа Кесселя и Мориса Дрюона.

– В наше время, когда часть жизни становится виртуаль­ной и мы делаем покупки, смотрим спектакли и фильмы, читаем – всё через Интернет, насколько музей, по-вашему, будет востребованным?

– Уверена, что будет. Лите­ратура – это живое дело, и она постоянно обновляется. Прихо­дят новые имена и таланты, и у нас достаточно много хорошей молодёжи.

– У вас недавно вышла книга «Оренбург: литератур­ные прогулки», написанная в соавторстве с дочерью. Как это – писать вместе с близким человеком? Труднее, инте­реснее?

– Мы с дочерью единомыш­ленницы. Это прежде всего ду­ховное сотрудничество. И наши манеры, наш стиль близки.

Вообще материал был собран давно, книга долго не издавалась. Но выйдя в свет в 2019 году, сразу получила при­знание. В сентябре на Между­народной книжной ярмарке в Москве «Прогулки» получили премию в номинации «Образ Родины», а уже в октябре за них присудили Рычковскую премию в номинации «Худо­жественно-публицистическое произведение». Получается, сначала признали на федераль­ном уровне, потом на региональном.

Собрать и сберечь

– Но давайте лучше вернём­ся к музею! – говорит Алла Геор­гиевна. – Много оренбургских писателей умерло за последние десятилетия, и нужно собирать их архивы. Ушли из жизни Юрий Орябинский, Николай Корсу­нов, Игорь Бехтерев, Александр Филиппов, Геннадий Хомутов… Их поэзия и проза отражают историю культуры края! И даже с этой точки зрения литератур­ный музей нужен. Сотрудники краеведческого музея занимать­ся изучением их творчества не станут. Да и не только их, а во­обще писателей.

И тут, знаете, что ещё крайне важно? Россия – особая страна, и если в Герма­нии первостепенна философия, то у нас – литература. Россия всегда жила по философии ли­тературы. Обратите внимание, русский человек узнаёт историю из художественных произведе­ний. Об Отечественной войне 1812 года из «Войны и мира», о Пугачёвском восстании из «Ка­питанской дочки».

– Алла Георгиевна, вы ча­сто работаете с документа­ми прошлых веков. Скажите, есть у в ас любимая фигура, деятель того времени, к кото­рому вы относитесь с особым чувством?

– Да. Это Василий Перовский, бывший дважды губерна­тором Оренбургской губернии. Кстати, написанные им письма как литературное произведение издал его закадычный друг и тёзка Жуковский. Его воспоми­нания о пребывании в плену у французов использовал Лев Толстой при создании образа Пьера Безухова.

Историки называют время правления Перовского «золотым веком Оренбургского края». Чиновниками особых поруче­ний при Василии Алексеевиче Перовском были писатель, со­ставитель «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Даль и поэт Алек­сандр Жемчужников, один из авторов, скрывающихся под псевдонимом Козьмы Пруткова.

И тут я бы ещё отметила, что не только Перовский понимал и ценил важность литературы и всячески способствовал её развитию, но и другие. Напри­мер, первый оренбургский гу­бернатор Иван Неплюев, чьи воспоминания использовал в своей книге «Беседы о рус­ской литературе» литературовед Юрий Лотман, посвятивший им отдельную статью.

Если же говорить о людях, не облечённых властью, то есть в прошлом ещё один человек, к которому у меня особенное отношение. Это оренбургский деятель Лев Исаков, родив­шийся в 70-е годы XIX века. Я долго занималась изучением имеющейся о нём информации, и если бы не это, то, наверное, о нём бы и не узнал у нас никто. А он очень любопытный поэт. В числе прочего написал поэму «Мёртвые соли», в которой пе­ресказал легенду о спрятанном Пугачёвым кладе. И сделал это образно, колоритно; его рассказ сопровождается красочными описаниями соль-илецких пей­зажей.

Книги Исакова есть в Москве и Санкт-Петербурге, у нас нет. Я смог ла отыскать только стихи, опубликованные в оренбургских газетах. Когда работала в архиве, мне помогли найти документ о его аресте. Написано было, что у аресто­ванного глаза такие-то, волосы такие-то и всё… ничего больше о человеке не известно. И даже за что арестован.

О риске стать безликими

– Знаете, что важно? Ли­тература – это ведь отраже­ние жизни России. И потому не иметь в областном центре литературного музея даже не неразумно, а опасно. Почему? Нет литературного центра, нет истории культуры, нет истории города. То, что пишут историки, – это другое. По­вседневное, – утверждает Алла Георгиевна.

И хотя это не гово­рится вслух, понимаешь, что председатель Оренбургского общества краеведов, писатель, лауреат Всероссийской Пуш­кинской премии «Капитанская дочка», «Оренбургской лиры», Правдухинской премии очень надеется, что нужные люди услышат и ничего не будет потеряно, и удастся сохранить собственное своеобразие, своё литературное наследие для но­вого поколения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll to top