Два одиночества

В областном драматическом театре имени Горького прошли премьерные показы «Земли Эльзы».

Художественный руководитель театра, режиссёр-постановщик Рифкат Исрафилов не случайно обратился к одноимённой пьесе Ярославы Пулинович. Есть что сказать зрителю, чем задеть за живое, что дало возможность актёрам создать глубокие, многоплановые образы.

Внимание на детали

Открытая сцена заставляет зрителя до начала действия окунуться в атмосферу жизни героев, которых он ещё только представляет. В глубине сцены на столе портрет с чёрной полоской, перед ним налитый наполовину стакан, покрытый сверху ломтём хлеба. С высоты, словно с небес, спускаются к сцене водосточные трубы, под которыми внизу баки и вёдра. Тихая капель слышится в зале, вода по трубам не бежит, а медленно истекает. На переднем плане детская железная дорога с игрушечным составом. Режиссёр озадачивает зрителя символами, смысл которых приходит постепенно, по ходу развития действия.

Мечта о каблучках

Конфликт пьесы завязывается практически с первых минут. Главная героиня Эльза приходит в сельский магазинчик с намерением купить туфли хотя бы на невысоком каблуке, что становится предметом язвительной насмешки досужих землячек. Эльза только стала вдовой и внешне соблюдает традицию горевания, но по ощущению внутреннему будто сбросила оковы с души.

В далёкую сибирскую деревеньку она попала с матерью и сестрой как дочь репрессированного. И жизнь её устраивалась без права на многое, в том числе на любовь. Муж её был человеком грубым и скупым, лишённым высоких чувств и сострадания. Всё это всю жизнь тяготило Эльзу, она была лишена простых человеческих радостей. Мечта о туфлях на каблучке – это хоть какой-то способ попытаться вырваться из тяготеющей над ней многие годы обыденности и суровости жизни. Что непонятно не только землячкам, но даже родной дочери.

Вот и встретились

Дальнейшее действие развивается стремительно. Вдовец Василий Игнатьевич покупает в селе дом, и происходит неожиданная встреча. Как оказывается, судьбоносная. Ей 76 лет, ему 72, какая перспектива может быть у пожилых людей? С точки зрения их близких – никакой. Ольга, дочь Эльзы, переживает, как бы не ушёл на сторону родительский дом; сноха вдовца подозревает в корыстных целях пассию тестя. И только сами «молодые» не думают о корысти, они в короткое время могли дать друг другу то, чего не обрели за всю жизнь, – тепло и любовь.

Актриса Надежда Величко строит образ Эльзы неторопливо, показывая в каждой сцене какую-то новую грань характера. В начале спектакля она наивна и терпелива, с отпечатком нелёгкой жизни на лице. Героиня вызывает то жалость к себе, то улыбку, словно ребёнок. Для неё равно в диковинку что конфеты, которыми её угощает Василий Игнатьевич, что доброе слово. Эльза Надежды Величко будто заново познаёт жизнь, вернее, другие её стороны. И когда на эту новую жизнь покушаются дети, она преображается, проявляет характер, готова стоять за своё мимолётное счастье. Преображается, летая по сцене на крыльях любви. В 76 лет. Как у знаменитого поэта, на её «закат печальный» вдруг блеснула любовь «улыбкою прощальной».

Возможно, это самая сильная роль в репертуаре Надежды Величко. Столько чувств, столько граней характера ей удалось показать зрителю, заставить его радоваться и сопереживать!

В этой пьесе все образы, даже второстепенные и эпизодические, разработаны глубоко и психологически достоверны. Василий Игнатьевич (актёр Юрий Труба) своим обаянием с первых же слов раскрывается как душевный и умудрённый жизнью человек. Юлия Ковальчук создала многоплановый образ дочери Эльзы: эмоциональна, бывает груба и даже жестока, но она защищает свою правду и имеет на это право. Даша, внучка Эльзы (актриса Александра Бражникова), и продавщица Марина в исполнении Альбины Демченко – типы современных девушек. В них уживается и практичность, и романтика, и, неожиданно, способность понять чувства пожилых людей.

Конфликт с детьми влюблённые смогли выдержать, однако герои бессильны перед небесами.

Пьеса заканчивается драматично, но не безысходно. Состав игрушечного поезда, символично перемещавший главных героев от станции знакомства до станции расставания, замирает на конечной. По каплям стекла, словно отмеренное время, вода из водосточных труб. И что же дальше? Дальше – вечность, в которой влюблённых уже не разлучить.

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top