Много ли вы знаете молодых оренбургских художников, которые пишут сегодня исторические портреты? И тем не менее в Оренбурге есть такой художник.
Портреты с историей
Это Вячеслав Григорьев. Я открыла его для себя совершенно неожиданно. Бродя по фотовыставке «Николай II. К 150-летию со дня рождения», вдруг среди чёрно-белых фотографий увидела цветной портрет Николая II, написанный пастелью. Он попал сюда с областной выставки молодых художников, где его и увидели организаторы будущей фотовыставки, посчитав, что работа Вячеслава Григорьева может стать украшением экспозиции.
– Этот портрет выделялся и на молодёжной выставке, – рассказывает старший научный сотрудник музея изобразительных искусств Наталья Летунова. – Редко кто из молодых художников сейчас будет портретировать августейших особ. Городской пейзаж, абстракция – это пожалуйста. А чтобы обратиться к историческому наследию… Мы были поражены и попросили предоставить портрет.
Написан он был для выставки «По императорскому маршруту», посвящённой 100-летию памяти царской семьи и тем местам, которые они посещали. Выставка проходила в 2018 году в Москве в Международном фонде славянской письменности и культуры. Её участники выставили в основном работы с пленэров, этюды монастырей. А наш земляк написал портрет Николая II, потому что ему интересна судьба последнего русского императора.
На нынешнюю областную молодёжную выставку Вячеслав представил портрет Михаила Лермонтова, созданию которого предшествовал пленэр в Пятигорске, в музее-заповеднике поэта и местах, связанных с его пребыванием. Работе над портретом способствовала и эта поездка (образ поэта запечатлён на фоне Эльбруса и горы Бештау), и знакомство с достоверными изображениями Лермонтова, сделанными его современниками, и, конечно, внимательное прочтение книги Ираклия Андроникова «Лермонтов. Исследования и находки».
– Я также основывался на описании внешности Лермонтова современниками, знавшими его лично, – говорит Вячеслав. – Правда, все они описывают его по-разному. Настолько противоречивой была личность поэта. Особое внимание уделил глазам, чтобы через взгляд передать его внутренний мир.
Перед поездкой в Пятигорск Вячеслав перечитал сборник лермонтовских стихов, освежил в памяти поэму «Мцыри», знакомую со школьных лет. Кроме того, разыскал репродукции зарисовок и живописных работ Лермонтова, имевшего склонность и к изобразительному искусству. Они показались ему интересными.
Вот как глубоко надо погрузиться в материал, чтобы наполнить себя знанием и пониманием личности, которую изображаешь на листе. Не у каждого молодого творца хватит терпения и желания «дойти до самой сути». В итоге удалось показать человека внутренне много старше своих 27 лет. И это большая творческая удача художника. Работа уже побывала на выставке в Московской городской думе в рамках проекта «От Красных ворот до Пятигорска», а также в Доме-музее Лермонтова на Молчановке.
Художник – профессия не хлебная
Вообще-то Вячеслав по специальности дизайнер. А портреты – внутренняя потребность. Нравится образ человека. Ещё любит пейзаж. Вот два направления в искусстве, которые его вдохновляют. Любит работать сухой пастелью. Говорит, интересная техника, которую можно отнести и к живописи, и к графике.
Окончил сначала художественный колледж, потом Оренбургский государственный университет по этой специальности. Рисовал с детства. Считает, что этот дар передался ему от отца, человека военного, но с творческой жилкой. Тот не только хорошо владел карандашом и кистью, но и играл в военном оркестре на саксофоне. А родной брат бабушки по отцовской линии и вовсе был профессиональным художником. В послевоенные годы работал в художественной студии Грекова в Москве.
В художественное училище поступил с первого раза. Один из любимых предметов – шрифты, который преподавал Фёдор Абленин. На его занятия, где царила свободная творческая атмосфера, ходить было в удовольствие.
Дизайн выбрал, потому что сегодня это более востребовано, чем живопись. Выпускники с живописным образованием вынуждены уходить в педагогическую деятельность, вести занятия в детских студиях. Но, как выяснилось, дизайном интерьера и средовых объектов нынче тоже не очень прокормишься. Постоянной работы нет, заказы возникают время от времени. Больше востребован графический дизайн – буклеты, визитки.
После училища устроился в театр музыкальной комедии художником-декоратором. Не сумев тогда прожить на оклад в 6 тысяч рублей, решил продолжать образование – поступил в ОГУ и окончил его. Думает учиться и дальше, накапливая, набирая, как в работе над историческими портретами.
Крым на рассвете
Участвовать в выставках Вячеслав начал со студенчества. Тогда и по музеям удалось поездить. В рамках музейной практики в колледже побывал с однокашниками в Московском государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина и Третьяковской галерее, а также в Эрмитаже и Русском музее в Петербурге. А учась в университете, посетил Лувр, познакомившись с «Джокондой», которая произвела на него сильное впечатление.
Это была незабываемая поездка с Геннадием Александровичем Найдановым по Европе. Побывали в девяти странах. Вячеслав привёз много фотографий. Думает начать рисовать с них. Конечно, лучше всего писать с натуры, как в том же Пятигорске или в Крыму, – он ездил туда на форум творческой молодёжи «Таврида». Слушал образовательные лекции по искусству, которые читали известные московские лекторы. Лекции лекциями, однако вид на бухту грех было не запечатлеть. Время расписано по минутам, поэтому Вячеслав вставал на два часа раньше, чтобы взобраться на маяк и сделать наброски.
Почему его увлекла реалистическая школа живописи? Ведь нынешней молодёжи свойственно самовыражаться более эпатажно, устраивая возле своих картин хеппенинги и перформансы.
– Душа лежит к русской школе реализма, – просто отвечает Вячеслав. – Хочется сначала этот стиль живописи освоить, а потом уже можно и в других направлениях себя попробовать.
Любимые художники – Серов и Левитан. Понятно почему: один – мастер портрета, другой – гений пейзажа. Из оренбургских – Николай Ерышев и Александр Овчинников. Привлекают внимание левкасы Юрия Рысухина. Вдохновляет художник из Петербурга – мастер пастели Сергей Усик, признанный и во Франции, и в Америке, тоже работающий в реалистической манере.
Готовясь к выставке, посвящённой 75-летию Великой Победы, Вячеслав пишет портрет нашего знаменитого земляка дважды Героя Советского Союза Александра Родимцева.
По своему обыкновению, наполняет себя знаниями – биографическими и историческими, чтобы передать как можно точнее характер и внутренний мир своего героя. И, кстати, работает уже не пастелью, а масляными красками. Художник на пути познания должен попробовать всё.
Наталия Веркашанцева