Душа лежит к реализму

Много ли вы знаете молодых оренбургских художников, которые пишут сегодня исторические портреты?  И тем не менее в Оренбурге есть такой художник.

Портреты с историей

Это Вячеслав Григорьев. Я от­крыла его для себя совершенно неожиданно. Бродя по фотовы­ставке «Николай II. К 150-летию со дня рождения», вдруг среди чёрно-белых фотографий увиде­ла цветной портрет Николая II, написанный пастелью. Он по­пал сюда с областной выставки молодых художников, где его и увидели организаторы будущей фотовыставки, посчитав, что ра­бота Вячеслава Григорьева может стать украшением экспозиции.

– Этот портрет выделялся и на молодёжной выставке, – рас­сказывает старший научный сотрудник музея изобразитель­ных искусств Наталья Летунова. – Редко кто из молодых худож­ников сейчас будет портретиро­вать августейших особ. Город­ской пейзаж, абстракция – это пожалуйста. А чтобы обратиться к историческому наследию… Мы были поражены и попросили предоставить портрет.

Написан он был для выстав­ки «По императорскому марш­руту», посвящённой 100-летию памяти царской семьи и тем местам, которые они посещали. Выставка проходила в 2018 году в Москве в Международном фонде славянской письменно­сти и культуры. Её участники выставили в основном работы с пленэров, этюды монастырей. А наш земляк написал портрет Николая II, потому что ему интересна судьба последнего русского императора.

На нынешнюю областную молодёжную выставку Вячеслав представил портрет Михаила Лермонтова, созданию которого предшествовал пленэр в Пяти­горске, в музее-заповеднике поэта и местах, связанных с его пребыванием. Работе над портретом способствовала и эта поездка (образ поэта за­печатлён на фоне Эльбруса и горы Бештау), и знакомство с достоверными изображениями Лермонтова, сделанными его современниками, и, конечно, внимательное прочтение книги Ираклия Андроникова «Лермон­тов. Исследования и находки».

– Я также основывался на описании внешности Лермонто­ва современниками, знавшими его лично, – говорит Вячеслав. – Правда, все они описывают его по-разному. Настолько противо­речивой была личность поэта. Особое внимание уделил глазам, чтобы через взгляд передать его внутренний мир.

Перед поездкой в Пятигорск Вячеслав перечитал сборник лермонтовских стихов, освежил в памяти поэму «Мцыри», зна­комую со школьных лет. Кроме того, разыскал репродукции зарисовок и живописных работ Лермонтова, имевшего склон­ность и к изобразительному искусству. Они показались ему интересными.

Вот как глубоко надо по­грузиться в материал, чтобы наполнить себя знанием и по­ниманием личности, которую изображаешь на листе. Не у каждого молодого творца хва­тит терпения и желания «дойти до самой сути». В итоге удалось показать человека внутренне много старше своих 27 лет. И это большая творческая удача художника. Работа уже побыва­ла на выставке в Московской городской думе в рамках про­екта «От Красных ворот до Пя­тигорска», а также в Доме-музее Лермонтова на Молчановке.

Художник – профессия не хлебная

Вообще-то Вячеслав по специальности дизайнер. А портреты – внутренняя потребность. Нра­вится образ человека. Ещё любит пейзаж. Вот два направления в искусстве, которые его вдох­новляют. Любит работать сухой пастелью. Говорит, интересная техника, которую можно отнести и к живописи, и к графике.

Окончил сначала художе­ственный колледж, потом Орен­бургский государственный уни­верситет по этой специальности. Рисовал с детства. Считает, что этот дар передался ему от отца, человека военного, но с творче­ской жилкой. Тот не только хоро­шо владел карандашом и кистью, но и играл в военном оркестре на саксофоне. А родной брат бабушки по отцовской линии и вовсе был профессиональным художником. В послевоенные годы работал в художественной студии Грекова в Москве.

В художественное училище поступил с первого раза. Один из любимых предметов – шрифты, который преподавал Фёдор Абле­нин. На его занятия, где царила свободная творческая атмосфе­ра, ходить было в удовольствие.

Дизайн выбрал, потому что сегодня это более востребова­но, чем живопись. Выпускники с живописным образованием вынуждены уходить в педаго­гическую деятельность, вести занятия в детских студиях. Но, как выяснилось, дизайном инте­рьера и средовых объектов нын­че тоже не очень прокормишься. Постоянной работы нет, заказы возникают время от времени. Больше востребован графиче­ский дизайн – буклеты, визит­ки.

После училища устроился в театр музыкальной комедии художником-декоратором. Не сумев тогда прожить на оклад в 6 тысяч рублей, решил продол­жать образование – поступил в ОГУ и окончил его. Думает учиться и дальше, накапливая, набирая, как в работе над исто­рическими портретами.

Крым на рассвете

Участвовать в выставках Вячеслав начал со студенче­ства. Тогда и по музеям удалось поездить. В рамках музейной практики в колледже побывал с однокашниками в Московском государственном музее изобра­зительных искусств имени Пуш­кина и Третьяковской галерее, а также в Эрмитаже и Русском музее в Петербурге. А учась в университете, посетил Лувр, по­знакомившись с «Джокондой», которая произвела на него силь­ное впечатление.

Это была неза­бываемая поездка с Геннадием Александровичем Найдановым по Европе. Побывали в девяти странах. Вячеслав привёз мно­го фотографий. Думает начать рисовать с них. Конечно, лучше всего писать с натуры, как в том же Пятигорске или в Крыму, – он ездил туда на форум творческой молодёжи «Таврида». Слушал образовательные лекции по искусству, которые читали из­вестные московские лекторы. Лекции лекциями, однако вид на бухту грех было не запечатлеть. Время расписано по минутам, поэтому Вячеслав вставал на два часа раньше, чтобы взобраться на маяк и сделать наброски.

Почему его увлекла реалисти­ческая школа живописи? Ведь ны­нешней молодёжи свойственно самовыражаться более эпатажно, устраивая возле своих картин хеппенинги и перформансы.

– Душа лежит к русской шко­ле реализма, – просто отвечает Вячеслав. – Хочется сначала этот стиль живописи освоить, а потом уже можно и в других на­правлениях себя попробовать.

Любимые художники – Серов и Левитан. Понятно почему: один – мастер портрета, другой – гений пейзажа. Из оренбургских – Николай Ерышев и Александр Овчинников. Привлекают вни­мание левкасы Юрия Рысухина. Вдохновляет художник из Петер­бурга – мастер пастели Сергей Усик, признанный и во Франции, и в Америке, тоже работающий в реалистической манере.

Готовясь к выставке, по­свящённой 75-летию Великой Победы, Вячеслав пишет портрет нашего знаменитого зем­ляка дважды Героя Советского Союза Александра Родимцева.

По своему обыкновению, наполняет себя знаниями – биографическими и историческими, чтобы передать как можно точ­нее характер и внутренний мир своего героя. И, кстати, работает уже не пастелью, а масляными красками. Художник на пути по­знания должен попробовать всё.

Наталия Веркашанцева

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите слово или словосочетание и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll to top

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: