Достучаться до небес

На прошлой неделе в Оренбургском театре кукол «Пьеро» в рамках федеральной программы «Большие гастроли», организованной Федеральной дирекцией музыкальных и фестивальных программ «Росконцерт», оренбуржцы увидели спектакль «Попугай и веники», который был удостоен самой престижной театральной премии «Золотая маска».

Никто не услышит

Надо сказать, что у Пензен­ского областного театра кукол «Кукольный дом» в арсенале пять «Золотых масок». В нашей области нет ни одной, и потому пропустить спектакль «Попугай и веники» было никак нельзя.

Это короткая и очень яркая история по пьесе драматурга Николая Коляды. Правда, как признался сам художественный руководитель театра Владимир Бирюков, она во многом пере­делана.

– Мы изменили место дей­ствия и финал, который у Коля­ды был совсем беспросветный. А я считаю, что мы должны давать в конце какую-то надежду, – зая­вил журналистам перед началом спектакля Владимир Иванович.

Представьте себя в уютном камерном зале театра «Пьеро». На сцене словно долгая полярная ночь. Фигуры кукол едва под­свечены. Здесь, как показалось, замысел в том, чтобы предста­вить состояние времени и души. Тёмное, беспробудное, злое.

Свистит ветер, куклы дрожат, и тебе будто самому холодно. То и дело слышится шум железной дороги, и ты понимаешь, что герои – Баба, Старуха и Мужик с Попугаем – сидят на каком-то по­лустанке. Старуха продаёт паль­му, Попугая, детский шарик на ниточке и семечки. А Баба с Му­жиком – веники.

И такое разлито в воздухе отчаяние, безнадёж­ность. Ветер этот, ощущение, что ничего и никогда не изменится. Холодно героям, голодно, и они жалуются по очереди на судьбу, на жизнь растакую, только вот беда – никто не слышит друго­го. Каждому только себя жалко. Старуха – грубая, нескладная, куча одёжки на ней.

Невозможно не узнать в ней нашу забитую жизнью женщину. Кто – Баба? Так именем уже сказано, баба и есть, кодирует мужа, мечтает о том, чтобы всё было. Ну и Мужик мается, будто пьёт не водку, а жизнь, и похмелье это именно от никчёмной, не сложившейся жизни.

Только понимаешь, что вот дай этим людям всё, дай прямо сейчас – и ничего не изменит­ся. Нищета эта в душе. Заслу­женная.

Божественные искры

Но театр на то и театр, что не­мыслим без катарсиса. Есть сцены, когда и в Старухе вдруг просыпает­ся мать, и она жалеет несчастную Бабу. Прижимает её к себе, греет платком. В этот момент можно заплакать. От проблеска красоты божественной в этих замёрзших маленьких людях.

И вспомина­ются строки из песни Владимира Высоцкого «Купола», когда поёт поэт, что душу, сбитую да стёртую утратами, залатает золотыми он заплатами, чтобы чаще Господь замечал. Вот и здесь раненые души в золотых заплатках. Божественные искры в каждом из нас, и это греет и вселяет надежду.

И здесь не важен уже финал. Все метафоры – прямолиней­ные, грубые. Но эта грубость работает и создаёт свою магию. Ярко, шумно, даже остервенело рисуется спектакль. Кажется, что режиссёр работает топором. Им же и вырезаются в памяти узоры. Постановку помнишь отчётливо. И эмоции от неё густые, плотные. Такое не ско­ро забудешь. И, может быть, в этом кроется и причина успеха? Кажется, что наши режиссёры-кукольники работают мягче и тоньше. Их манера более плав­ная и образы более сложные.

Праздник и витаминка

Сейчас, во время пандемии, проект «Большие гастроли» ещё ценнее. И спектакли восприни­маются как некое лекарство от тревожности, страха. Приезжают театры, показывают свои богат­ства. Как купец разворачивает перед тобой бесценные, богатые красками ткани, и вот уже ты тор­гуешься с упадническим настро­ением, а то и смеёшься.

Жизнь продолжается, и важна во время затяжной пандемии каждая эмо­ция и каждое новое впечатление.

Полина Кузаева

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top