На прошлой неделе в Оренбургском театре кукол «Пьеро» в рамках федеральной программы «Большие гастроли», организованной Федеральной дирекцией музыкальных и фестивальных программ «Росконцерт», оренбуржцы увидели спектакль «Попугай и веники», который был удостоен самой престижной театральной премии «Золотая маска».
Никто не услышит
Надо сказать, что у Пензенского областного театра кукол «Кукольный дом» в арсенале пять «Золотых масок». В нашей области нет ни одной, и потому пропустить спектакль «Попугай и веники» было никак нельзя.
Это короткая и очень яркая история по пьесе драматурга Николая Коляды. Правда, как признался сам художественный руководитель театра Владимир Бирюков, она во многом переделана.
– Мы изменили место действия и финал, который у Коляды был совсем беспросветный. А я считаю, что мы должны давать в конце какую-то надежду, – заявил журналистам перед началом спектакля Владимир Иванович.
Представьте себя в уютном камерном зале театра «Пьеро». На сцене словно долгая полярная ночь. Фигуры кукол едва подсвечены. Здесь, как показалось, замысел в том, чтобы представить состояние времени и души. Тёмное, беспробудное, злое.
Свистит ветер, куклы дрожат, и тебе будто самому холодно. То и дело слышится шум железной дороги, и ты понимаешь, что герои – Баба, Старуха и Мужик с Попугаем – сидят на каком-то полустанке. Старуха продаёт пальму, Попугая, детский шарик на ниточке и семечки. А Баба с Мужиком – веники.
И такое разлито в воздухе отчаяние, безнадёжность. Ветер этот, ощущение, что ничего и никогда не изменится. Холодно героям, голодно, и они жалуются по очереди на судьбу, на жизнь растакую, только вот беда – никто не слышит другого. Каждому только себя жалко. Старуха – грубая, нескладная, куча одёжки на ней.
Невозможно не узнать в ней нашу забитую жизнью женщину. Кто – Баба? Так именем уже сказано, баба и есть, кодирует мужа, мечтает о том, чтобы всё было. Ну и Мужик мается, будто пьёт не водку, а жизнь, и похмелье это именно от никчёмной, не сложившейся жизни.
Только понимаешь, что вот дай этим людям всё, дай прямо сейчас – и ничего не изменится. Нищета эта в душе. Заслуженная.
Божественные искры
Но театр на то и театр, что немыслим без катарсиса. Есть сцены, когда и в Старухе вдруг просыпается мать, и она жалеет несчастную Бабу. Прижимает её к себе, греет платком. В этот момент можно заплакать. От проблеска красоты божественной в этих замёрзших маленьких людях.
И вспоминаются строки из песни Владимира Высоцкого «Купола», когда поёт поэт, что душу, сбитую да стёртую утратами, залатает золотыми он заплатами, чтобы чаще Господь замечал. Вот и здесь раненые души в золотых заплатках. Божественные искры в каждом из нас, и это греет и вселяет надежду.
И здесь не важен уже финал. Все метафоры – прямолинейные, грубые. Но эта грубость работает и создаёт свою магию. Ярко, шумно, даже остервенело рисуется спектакль. Кажется, что режиссёр работает топором. Им же и вырезаются в памяти узоры. Постановку помнишь отчётливо. И эмоции от неё густые, плотные. Такое не скоро забудешь. И, может быть, в этом кроется и причина успеха? Кажется, что наши режиссёры-кукольники работают мягче и тоньше. Их манера более плавная и образы более сложные.
Праздник и витаминка
Сейчас, во время пандемии, проект «Большие гастроли» ещё ценнее. И спектакли воспринимаются как некое лекарство от тревожности, страха. Приезжают театры, показывают свои богатства. Как купец разворачивает перед тобой бесценные, богатые красками ткани, и вот уже ты торгуешься с упадническим настроением, а то и смеёшься.
Жизнь продолжается, и важна во время затяжной пандемии каждая эмоция и каждое новое впечатление.
Полина Кузаева