В Оренбургском драматическом театре – премьера. Пьеса «Лодочник» вызвала неоднозначную реакцию зрителей. Не часто среди действующих лиц значится говорящий столб или женщина с косой. Та самая, которой пугают в страшном кино.
Мифы и легенды
Пьеса сама по себе связана со многими тайнами. Например, автора её, Анну Яблонскую, во время работы над «Лодочником» знакомые предупреждали, чтоб не касалась темы потустороннего мира, это не простится. И пьеса оказалась последней. Яблонская погибла во время теракта в Домодедово. Вряд ли можно связать два этих факта, но тема, что называется, подогревает интерес к постановке.
Был у режиссёра определённо риск при выборе этой пьесы и по другим причинам. Она не из той серии, где «русский дух» и «Русью пахнет». Древнегреческий миф о Хароне, перевозящем души умерших через реку Стикс, может быть и не понят, как далёкий от народных традиций или в силу неграмотности.
Критики эту пьесу называли самой слабой в творчестве автора, где всего намешано. С этим можно поспорить, но то, что композиция несовершенна, становится зримым сразу после антракта.
Действие в первой части разворачивается с мифологической патетикой, успеваешь проследить и за деталями в костюмах героев, и за их мимикой, оценить особенности сценографии. Декорации у Александра Фёдорова, как правило, красочны, и эта постановка не исключение.
Вторая же часть пьесы супердинамична, одно действие настолько быстро меняет другое, что для монологов остаётся маловато времени. А некоторые сцены кажутся психологически необоснованными. Так, например, не верится в моментальное преображение безымянной дочери главного героя – одинокого зверёныша, с детства обиженного жизнью, и в то, что они с отцом нашли общий язык.
По ту сторону
В этой пьесе не все герои имеют имена: сторож, столб электрический, который по факту выполняет миссию Бога, женщина с ведром, йог и некое подобие мужика. Обезличивание по ходу пьесы играет важную роль, типизирует героев: одинокая, уставшая от жизни женщина с ведром, каких тысячи вокруг, без сожаления уходит через реку забвения. Не просыхающий от спиртного главный герой – сторож, несостоявшийся поэт, которого женщина с косой нанимает на выгодную работу, напоминает лишь тень человека.
Завязка конфликта происходит, когда в лодку садится его бывшая возлюбленная Ольга, находящаяся в коме. Она переправляется на ту сторону, чтобы найти своего героя. Лодочник переправляет её, а потом ищет пути, как вызволить обратно оттуда, откуда не возвращаются. В итоге сила любви преодолевает все запреты.
Что удалось сделать режиссёру в отдалённом от нас мифологическом сюжете? Ярко представить социальную подоплёку пьесы, и это, я считаю, большая удача. Каждый народ по-своему представляет потусторонний мир. Но что там мифологический ад по сравнению с адом реальной жизни. И герой иногда не представляет, где начинается одно и кончается другое. И что хуже на самом деле. Однако при всём этом нагнетании сюжета в действии есть место для иронии, шутки, самокритики.
– Иногда нам кажется, что в жизни всё плохо, – говорит о своём видении пьесы режиссёр Александр Фёдоров. – А на самом деле это не так, на самом деле у человека есть выбор и он многое может изменить. Эта пьеса не чертовщина, это философская сказка. Я думал, что ставим молодёжную пьесу, но первые спектакли показали: идут на «Лодочника» люди в возрасте. Значит, мы сумели затронуть какие-то важные для них темы.
Юрий Мещанинов