Устная речь у современной молодёжи развита слабо – на августовском педсовете проблему обозначил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.
Правда, сначала имелся в виду неразвитый навык разговорной речи на иностранном языке.
– Учит школьник иностранный язык, учит, а выезжая за рубеж, свободно общаться не может. Всё понимает, но не говорит, – сокрушался Сергей Сергеевич. – В 2015 году мы ввели устную часть в ЕГЭ по иностранному языку, и школьники заговорили на английском! Но ещё более важно свободно владеть своим родным языком!
Действительно, много ли в вашем окружении тех, кого послушать одно удовольствие? Кто точно и образно излагает собственные мысли, верно ставит ударение, не засоряет речь словами-паразитами и жаргоном, не комкает фразы репликами типа «ну, ты понял, о чём я»…
Может, это потому, что мы всё меньше беседуем друг с другом вживую, предпочитая посредничество гаджетов? Тюк-тюк по клавиатуре, а рот закрыт.
– Обычно за слабо развитую устную речь спрашивают с учителей русского языка и литературы, – сказала на «августовке» Оксана Решетникова, директор федерального института педагогических измерений. – Но это не только ответственность словесников. Здесь вклад всей школы.
Педагоги-филологи, с которыми доводилось общаться, корень зла видят в том же ЕГЭ. Русский язык сдаётся в обязательном порядке, литература – по выбору. В связи с этим уроки литературы воспринимаются как необязательные и порой тратятся на натаскивание к ЕГЭ по русскому.
Осознав проблему, чиновники от образования теперь предлагают отказаться от тестовых экзаменационных заданий и кратких ответов в пользу развёрнутых устных.
Поможет ли это развитию устной речи? Возможно. Но не вернёмся ли мы к тому, от чего ушли, – к необъективности в оценках и, следовательно, к коррупции при поступлении в вузы?
Уже сейчас среди экспертов, проверяющих письменные развёрнутые ответы на ЕГЭ, существует несогласованность в оценках.
По словам Оксаны Решетниковой, в одном из регионов эксперты разошлись в подсчёте орфографических и пунктуационных ошибок в половине работ! А представьте, какое поле для субъективности при устном ответе.
Марина Веденеева