Весь год в Оренбурге обсуждалось реформирование общественного пассажирского транспорта. Чего ждать в новом году?
В отличие от начала 2000-х, когда частные перевозчики не выходили на маршруты, протестуя против невыгодных для них условий муниципального конкурса, теперь автобусные войны перекочевали с улиц на страницы официальных документов. Конкурс на семь городских маршрутов был отменён антимонопольным ведомством и до сих пор не проведён. Автобусы пока ездят, по сути, незаконно.
Частные перевозчики обратились в прокуратуру с жалобой на городское управление пассажирского транспорта. «По нашему субъективному мнению, <…> это попытка создания преферентных условий для МКП «Оренбургские пассажирские перевозки», которое <…> пытается закупить автобусы большой вместимости с привлечением кабального для города кредита».
Управление пассажирского транспорта, возглавляемое не совсем транспортником Дмитрием Анисимовым, напротив, доказывает, что кредит в 240 миллионов рублей на приобретение 50 больших автобусов для Оренбурга несомненное благо. Надо только, чтобы частники с их вездесущими пазиками слегка подвинулись, давая заработать и большому брату, и пассажиры согласились бы ждать автобус на остановке не пару-тройку минут, как сейчас, а с четверть часа.
Чем больше автобус, тем он прожорливее. А топливо дорожает. Владельцы двух популярных маршрутов предупредили о грядущем повышении тарифа с 22 до 24 рублей. А муниципалитет повысил тариф с 17 до 20 рублей. Правда, не для всех пассажиров, а только для тех, кто рассчитывается наличными.
Обсуждая техническое обновление парка, и частники, и муниципалы ссылаются на дороговизну современных автобусов с низким полом. В Ассоциации перевозчиков Оренбурга, возглавляемой Максимом Фазуллиным, провели тестовую эксплуатацию нескольких моделей, но воз и ныне там. Ради удобства инвалидов и вообще всех, кому трудно взбираться в салон по ступеням, пришлось бы устанавливать тариф не ниже 30 рублей.
А тем временем на скромном маршруте № 22 появились два новых пазика «Вектор Next». Экологичный дизель, удобный салон, низкий пол на задней площадке и, главное, тариф всего 20 рублей за поездку! Значит, можно всё-таки, паны-господа, драться на экономическом поле так, чтобы у пассажиров кошельки не трещали?
Вячеслав Войтин