Много ли учителей отмечают Новый год и свой день рождения в школе? Ответ очевиден. Коллектив илекской школы № 1 – редкий пример сохранения добрых традиций, преемственности, наставничества и бескорыстной дружбы. Поэтому здесь особая атмосфера доброжелательности. Люди тянутся к своему коллективу, и иногда это для них больше, чем школа.
Фёдор Филиппович
Где же, как не в школе, мог отметить своё 90-летие ветеран образования, участник Великой Отечественной войны, в прошлом преподаватель автодела Фёдор Крейдин? Здесь прошла вся его жизнь. По словам директора школы Галины Зуевой, пока Фёдор Филиппович хорошо видел, не проходило и дня, чтобы он не заглянул к своим коллегам. Просто увидеться, поговорить. Даже чайные пакетики и конфеты в кармане с собой приносил.
– Наш старейший учитель, фронтовик Фёдор Филиппович – живая история и визитная карточка школы, – рассказывает Галина Николаевна, – здесь он учился, в 1943 году ушёл на фронт 17-летним парнем. Освобождал Украину, воевал с бандеровцами. После окончания войны остался служить в армии до 1950 года. Когда вернулся домой, стал преподавать в школе автодело. Выпустил много водителей грузовых автомобилей, которые потом служили в Афганистане и Чечне. Школа для Фёдора Филипповича – это всё, и для нас он, можно сказать, родной. Конечно, его юбилей мы отметили здесь.
Школа как университет
Сегодняшнему читателю, наверное, удивительно слышать про то, что в школе готовили шофёров. Действительно, до 2006 года, пока не изменились требования к материально- технической базе обучения вождению, когда необходимым стало наличие автодрома, все желающие вместе с аттестатом зрелости могли получить водительские права.
И это ещё не всё. По словам учителя истории и обществознания Ирины Подольских, школа давала настолько крепкие знания, а уровень преподавания был настолько высок, что выпускники, имея за плечами только школьное образование, работали бухгалтерами, агрономами и даже учителями:
– Сама я в этой школе с 1999 года. Застала первых выпускников 1937 года, многих ветеранов Великой Отечественной войны. Заинтересовалась историей школы и стала собирать сведения. В нашем селе до революции было шесть церковно-приходских школ и одна мусульманская при мечети. Купец Георгий Прокофьевич Токмаков решил построить в Илеке школу, которая бы давала полноценное светское образование.
В 30-е годы XX века учителями становились политические ссыльные (впоследствии реабилитированные). Это были, как правило, интеллигентные, образованные люди. Например, до и после войны немецкий язык преподавала выпускница Смольного института благородных девиц Мария Васильевна Гоняева.
Дружба на всю жизнь
Ирину Александровну дополняет ветеран педагогического труда Лидия Дмитриева, в прошлом преподаватель английского языка:
– В нашей школе я отработала 43 года. Ни один праздник мы не отмечали в одиночку дома. Всегда собирались в школе. Старый Новый год отмечали гуляниями: заходили за учителями домой и все вместе шли на ёлку. А наутро как ни в чём не бывало шли на уроки. Вот такие мы были!
Причём дружили педагоги разных возрастов. У нас работали участники Великой Отечественной войны. Например, Иван Иванович Малов был в плену. Ему тогда исполнилось всего 18 лет. Находился в международном концентрационном лагере до тех пор, пока не освободили американцы. В те годы он и выучил немецкий язык, а уже после войны стал преподавать его в школе.
Дети уважали его, поэтому и к урокам готовились. Его жена Тамара Альвиановна тоже работала в школе, преподавала биологию.
Не потеряться в жизни
Сегодня школа № 1 живёт насыщенной жизнью. Одними из первых в Оренбургской области здесь стали применять федеральные государственные образовательные стандарты. Во время ЕГЭ выпускники показывают хорошие результаты, есть стобалльники. Большинство ребят поступают в те учебные заведения, куда мечтали поступить, причём на бюджетной основе.
На уроках технологии педагог Валериан Осипов учит мальчиков делать полезные вещи для дома и огорода. Девочек шитью и кулинарии обучает Ирина Стасюк. В школе находиться приятно: в классах и коридорах современная отделка, много света и воздуха.
Свою главную задачу – подготовить учеников так, чтобы они не потерялись в жизни, – коллектив успешно решает. Поэтому по итогам государственной аттестации Министерства образования РФ школа вошла в число 200 лучших сельских школ страны.
Прямая речь
Галина Зуева, директор илекской школы № 1:
– С 2005 года мы работаем по программе «Адаптивная школа». У нас могут учиться ребята с разными возможностями здоровья и интеллекта. Это так называемая инклюзия. Наряду с общеобразовательными, лицейскими, кадетскими классами велось обучение в специальных коррекционных классах и в классах возрастной нормы. То есть дети обучались в общеобразовательных классах по адаптированным программам. Школа сделала несколько выпусков коррекционных классов. Сейчас дети с ограниченными возможностями здоровья поступают в обычные классы и, надо сказать, адаптируются и социализируются не хуже, чем в коррекционном классе. Учитывая то или иное заболевание (нарушения опорно- двигательного аппарата, проблемы со зрением, слухом или психоневрологическая сфера), учителя создают индивидуальные адаптированные программы. Если ученик мотивирован на учёбу, то с ним работают по программе повышенной сложности. Если ребёнок слабый, то ему предлагается образовательный маршрут, где его поддерживают, подтягивают и создают условия для того, чтобы проявились все лучшие стороны его личности, чтобы он смог осилить учебную программу. В зависимости от состояния здоровья задания дети получают разные. И время для его подготовки тоже даётся разное, в зависимости от скорости мышления ученика. Вначале работать в инклюзивных классах учителям было трудно. Но постепенно все прошли переподготовку по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и втянулись в новую форму обучения. Но несмотря ни на что, это требует огромных усилий от педагога и группы педагогического сопровождения детей с ОВЗ, а также самих детей-инвалидов.
Кстати
В 2018/19 учебном году в школе обучается 846 человек. Количество педагогов – 56 человек. Высшую категорию имеют 20 человек, первую – 32 человека. Три учителя награждены премией Президента РФ, четверо – премией губернатора, двое – автомобилями за высокие результаты в ЕГЭ. 15 педагогов награждены грамотами Министерства образования и науки РФ, 20 – грамотами министерства образования Оренбургской области, 40 человек – грамотами районного отдела образования. На Доску почёта Илекского района занесены 4 педагога. Директор школы Галина Зуева внесена в книгу «Лучшие люди регионов России. Приволжский федеральный округ». Школа в течение трёх лет по результатам итоговой аттестации входит в число 200 самых эффективных сельских школ России.
Фото: Далеко не в каждой городской школе есть дефектолог, а в илекской школе № 1 есть и специалист, и кабинет. Слово дефектологу Ирине Авчинник:
– В нашем кабинете имеется оборудование по программе «Доступная среда». Например, песочная терапия, во время которой ребёнок воссоздаёт свою стрессовую ситуацию, и мы прорабатываем её, находим выход.
Инна Ломанцова