$ 65.34 € 75.65
16+
16 октября 2018, 23:44

«Нас учили фронтовики»

5 октября илекская школа № 1 отметит 125-летие
05.10.2018, 11:53
Нина Смолякова, учитель начальных классов: «Вот мой учитель – Фёдор Филиппович Крейдин. В 60-е годы он учил нас ездить на тракторе. Рядом с ним мы, 75 – 76-летние женщины, чувствуем себя теми девочками, какими были в школьные годы».
Фото: Олег Рукавицын

Много ли учителей отмечают Новый год и свой день рождения в школе? Ответ очевиден. Коллектив илекской школы № 1 –  редкий пример сохранения добрых традиций, преемственности, наставничества и бескорыстной дружбы. Поэтому здесь особая атмосфера доброжелательности. Люди тянутся к своему коллективу, и иногда это для них больше, чем школа.

 

Фёдор Филиппович

Где же, как не в школе, мог отметить своё 90-летие ветеран образования, участник Великой Отечественной войны, в про­шлом преподаватель автодела Фёдор Крейдин? Здесь прошла вся его жизнь. По словам ди­ректора школы Галины Зуевой, пока Фёдор Филиппович хоро­шо видел, не проходило и дня, чтобы он не заглянул к своим коллегам. Просто увидеться, поговорить. Даже чайные па­кетики и конфеты в кармане с собой приносил.

– Наш старейший учитель, фронтовик Фёдор Филиппович – живая история и визитная карточка школы, – рассказыва­ет Галина Николаевна, – здесь он учился, в 1943 году ушёл на фронт 17-летним парнем. Освобождал Украину, воевал с бандеровцами. После окончания войны остался служить в армии до 1950 года. Когда вернулся домой, стал преподавать в шко­ле автодело. Выпустил много водителей грузовых автомоби­лей, которые потом служили в Афганистане и Чечне. Школа для Фёдора Филипповича – это всё, и для нас он, можно сказать, родной. Конечно, его юбилей мы отметили здесь.

 

Школа как университет

Сегодняшнему читателю, наверное, удивительно слышать про то, что в школе готовили шофёров. Действительно, до 2006 года, пока не изменились требования к материально- технической базе обучения вождению, когда необходимым стало наличие автодрома, все желающие вместе с аттестатом зрелости могли получить води­тельские права.

И это ещё не всё. По словам учителя истории и обществознания Ирины Подольских, школа давала настолько креп­кие знания, а уровень препода­вания был настолько высок, что выпускники, имея за плечами только школьное образование, работали бухгалтерами, агро­номами и даже учителями:

– Сама я в этой школе с 1999 года. Застала первых выпускни­ков 1937 года, многих ветеранов Великой Отечественной войны. Заинтересовалась историей школы и стала собирать сведе­ния. В нашем селе до революции было шесть церковно-приход­ских школ и одна мусульманская при мечети. Купец Георгий Про­кофьевич Токмаков решил по­строить в Илеке школу, которая бы давала полноценное светское образование.

В 30-е годы XX века учителя­ми становились политические ссыльные (впоследствии реа­билитированные). Это были, как правило, интеллигентные, образованные люди. Например, до и после войны немецкий язык преподавала выпускница Смоль­ного института благородных де­виц Мария Васильевна Гоняева.

 

Дружба на всю жизнь

Ирину Александровну допол­няет ветеран педагогического труда Лидия Дмитриева, в про­шлом преподаватель английско­го языка:

– В нашей школе я отработала 43 года. Ни один праздник мы не отмечали в одиночку дома. Всег­да собирались в школе. Старый Новый год отмечали гуляниями: заходили за учителями домой и все вместе шли на ёлку. А наутро как ни в чём не бывало шли на уроки. Вот такие мы были!

Причём дружили педаго­ги разных возрастов. У нас работали участники Великой Отечественной войны. Напри­мер, Иван Иванович Малов был в плену. Ему тогда исполнилось всего 18 лет. Находился в между­народном концентрационном лагере до тех пор, пока не осво­бодили американцы. В те годы он и выучил немецкий язык, а уже после войны стал препода­вать его в школе.

Дети уважали его, поэтому и к урокам готовились. Его жена Тамара Альвиановна тоже работала в школе, преподавала биологию.

 

Не потеряться в жизни

Сегодня школа № 1 живёт насыщенной жизнью. Одними из первых в Оренбургской об­ласти здесь стали применять федеральные государственные образовательные стандарты. Во время ЕГЭ выпускники показы­вают хорошие результаты, есть стобалльники. Большинство ребят поступают в те учебные заведения, куда мечтали по­ступить, причём на бюджетной основе.

На уроках технологии педа­гог Валериан Осипов учит маль­чиков делать полезные вещи для дома и огорода. Девочек шитью и кулинарии обучает Ирина Стасюк. В школе находиться приятно: в классах и коридорах современная отделка, много света и воздуха.

Свою главную задачу – под­готовить учеников так, чтобы они не потерялись в жизни, – коллектив успешно решает. По­этому по итогам государствен­ной аттестации Министерства образования РФ школа вошла в число 200 лучших сельских школ страны.

 

 

Прямая речь

Галина Зуева, директор илекской школы № 1:

– С 2005 года мы работаем по программе «Адаптивная школа». У нас могут учиться ребята с разными возможностями здоровья и интеллекта. Это так называемая инклюзия. Наряду с общеобразовательными, лицейскими, кадетскими классами велось обучение в специальных коррекционных классах и в классах возрастной нормы. То есть дети обучались в общеобразовательных классах по адаптированным программам. Школа сделала несколько выпусков коррекционных классов. Сейчас дети с ограниченными возможностями здоровья поступают в обычные классы и, надо сказать, адаптируются и социализируются не хуже, чем в коррекционном классе. Учитывая то или иное заболевание (нарушения опорно- двигательного аппарата, проблемы со зрением, слухом или психоневрологическая сфера), учителя создают индивидуальные адаптированные программы. Если ученик мотивирован на учёбу, то с ним работают по программе повышенной сложности. Если ребёнок слабый, то ему предлагается образовательный маршрут, где его поддерживают, подтягивают и создают условия для того, чтобы проявились все лучшие стороны его личности, чтобы он смог осилить учебную программу. В зависимости от состояния здоровья задания дети получают разные. И время для его подготовки тоже даётся разное, в зависимости от скорости мышления ученика. Вначале работать в инклюзивных классах учителям было трудно. Но постепенно все прошли переподготовку по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и втянулись в новую форму обучения. Но несмотря ни на что, это требует огромных усилий от педагога и группы педагогического сопровождения детей с ОВЗ, а также самих детей-инвалидов.

 

Кстати

В 2018/19 учебном году в школе обучается 846 человек. Количество педагогов – 56 человек. Высшую категорию имеют 20 человек, первую – 32 человека. Три учителя награждены премией Президента РФ, четверо – премией губернатора, двое – автомобилями за высокие результаты в ЕГЭ. 15 педагогов награждены грамотами Министерства образования и науки РФ, 20 – грамотами министерства образования Оренбургской области, 40 человек – грамотами районного отдела образования. На Доску почёта Илекского района занесены 4 педагога. Директор школы Галина Зуева внесена в книгу «Лучшие люди регионов России. Приволжский федеральный округ». Школа в течение трёх лет по результатам итоговой аттестации входит в число 200 самых эффективных сельских школ России.

 

Фото: Далеко не в каждой городской школе есть дефектолог, а в илекской школе № 1 есть и специалист, и кабинет. Слово дефектологу Ирине Авчинник:

– В нашем кабинете имеется оборудование по программе «Доступная среда». Например, песочная терапия, во время которой ребёнок воссоздаёт свою стрессовую ситуацию, и мы прорабатываем её, находим выход.

 

Инна Ломанцова

Новости
все новости