Бриллиант из Никитина

«Живая легенда», «красавица села» — так называют местные жители Сазиду-апа, знатную пуховницу, платки которой хранятся в разных музеях мира.

Она вывязывала на платках голову вождя мирового пролетариата Владимира Ленина, герб СССР, Московский Кремль. Днём работала в пуховой артели, а вечером, после выработки плана, вязала для семьи. Спала по три часа в сутки.

Вырастила семерых детей, и каких! Все имеют хорошее образование, создали семьи. На 95-м году жизни Сазида-апа уверенно держит в руках веретено и спицы. И никому из односельчан не отказывает в советах по изготовлению платка-кормильца.

Подумалось, а ведь и сейчас многие женщины в Саракташском районе вяжут шали и паутинки. За месяц некоторые успевают связать четыре платка. Это целая зарплата, особенно для сельской женщины. На эти деньги может жить семья, можно оплачивать учёбу ребёнка в институте.

Почему же нынешних пуховниц не награждают высоким званием «знатная»? Глубоко посвящённые в тему отрасли знают, что сегодняшние рукодельницы на 100 процентов отличаются от тех, что были до рыночной эпохи. Возможно, мы раскрываем чей-то секрет, но иначе не сможем объяснить различие.

Дело в том, что сегодня конкуренция и желание быстрее реализовать товар заставляют мастерицу прибегать к машинному вязанию и ускоренному распушиванию изделия.

Представьте, что ваш платок, за который отдано на рынке 5 тысяч рублей, прокрутили в барабане стиральной машины. Причём не в бытовой, а в химчистке. Он выглядит толстым, пушистым и тёплым. Но впечатление обманчиво.

В процессе использования шерсть из такого платка быстро выпадет, и в результате он не будет греть. И это уже не говоря о том, что середину шали вязали не петелька за петелькой, а механически – на машинке.

Для чего это делают пуховязальщицы? Ответ простой и в то же время жёсткий — чтобы выжить. Разнашивать на своих плечах платки, как раньше это делали мастерицы по целому месяцу, нет времени. А не разношенный — без привычного высокого шерстяного ворса — платок никто не купит.

Вязальщице же после окончания одной работы тут же нужно приниматься за другую. Помните – четыре платка в месяц?

В сегодняшних экономических условиях сами рукодельницы вынуждены подрывать престиж знаменитого на весь мир оренбургского пухового платка.

К счастью, в наших краях остались пуховницы, которые берутся связать платок на заказ и передать покупателю в том виде, как он вышел из-под её рук. У такой шали рисунок не закрыт густым слоем шерсти. Каждая петелька на виду. Он тяжёлый и, конечно же, тёплый. Впоследствии сам собой распушится. Служить будет лет тридцать, а то и дольше.

Вот такие платки можно найти в Никитино. Познакомиться с местной школой рукодельниц во главе с Сазидой Макаевой.

Встретиться на посиделках, которые устраивает староста села, такая же уважаемая пуховница Гульфия Чибарчикова. Понаблюдать за тем, как они вяжут и общаются друг с другом, обмениваются узорами и разными хитростями. Такой платок станет настоящей семейной ценностью. Потому что связан от души.

Марку в Никитино стараются держать. По-другому рядом с Сазидой-апа и невозможно. В своей семье она завела традицию: каждому потомку, кто женится или выходит замуж, она преподносит в дар пуховый палантин.

Достаёт из коллекционного запаса или вяжет новую, пока позволяют глаза.

Чем не символический подарок с мудрым намёком на продолжение семейного дела?

Инна Ломанцова

Саракташский район

Scroll to top