По принципу уважения

– Почему у Оренбуржья такая богатая, хоть и короткая письменная история и так много замечательных людей связано с ним? Что вы хотите, – это же пограничье двух частей света. А значит, зона повышенной активности, которая неизбежно влияет не только на природное, но и на человеческое. Тут срединность и взаимопроникновение двух мощных начал: Европы и Азии. Тут азиатское количество переходит в европейское качество.

Так, может, и несколько полемично наш земляк академик Аксель  Берг ответил на вопрос об особенностях оренбургской истории. Ответ в только что вышедшем учебном пособии «История Оренбургского края» дал и коллектив историков Оренбургского Государственного педагогического университета во главе с руководителем проекта доктором исторических наук профессором ОГПУ Сергеем Любичанковским.

– Сергей Валентинович, действительно ли это учебное пособие – одно из первых в стране? Если да, то в чём настоятельная потребность в нём?

– В последние годы на преподавание краеведческого курса в средней школе обращено самое пристальное внимание на уровне высшего государственного руководства. Была поставлена задача создать инновационный учебно-методический комплекс «История», в составе которого региональная история заняла бы своё прочное место.

Реализовывать эту задачу государство стало через федеральный проект «История России через историю регионов», который по управленческой линии курируется Советом Федерации (что вполне закономерно, ведь это палата регионов. Не случайно нашему учебному пособию предпослано вступительное слово Валентины Матвиенко; по научной линии пособие подготовлено под контролём экспертов из Государственного академического университета гуманитарных наук (под руководством самого академика Александра Чубарьяна!), Российского исторического общества, общероссийской «Ассоциации учителей истории и обществознания».

Уже из перечня этих серьёзных и уважаемых структур должно быть понятно, как непросто было подготовить текст, соответствующий всем их требованиям. Однако нам это удалось, причём одними из первых в стране. На сегодняшний день задача написания учебника именно такого образца поставлена перед историко-педагогическим сообществом каждого из 85 субъектов Российской Федерации, и как мы знаем, такая работа почти везде уже идет. Однако до этапа реализации пока дошли только пять таких книг, среди которых – «История Оренбургского края».

– Как удалось уйти от «маятниковости» в освещении, скажем, темы гражданской войны? Это особенно важно для таких регионов, как наш.

– В любой истории множество дискуссионных моментов. История Оренбургского края – не исключение, тем более, что речь идёт об огромном поликультурном евразийском пространстве.

Подача таких вопросов для современных школьников – особая тема. Важно было изложить материал взвешенно, всесторонне. Авторы учебника не ставили перед собой задачи обойти молчанием «трудные вопросы» или, напротив, дать вовлечь себя в политические споры, далёкие от объективного исторического анализа.

Да, весьма болезненной для нашей страны и Оренбуржья, в частности, до сих пор остаётся проблема гражданской войны.  Мы не ставили специальной задачи рассмотреть проявления «красного и белого террора» в губернии. Читатель найдёт факты репрессий, применявшихся обеими сторонами. Например, в качестве причины, заставившей казаков взяться за оружие после установления советской власти, указываются действия реквизиционных отрядов, изымавших все запасы хлеба и применявших крайние меры вплоть до расстрелов. Мы отказались от употребления общепринятого в советское время штампа «дутовский мятеж», который нёс в себе заранее заданную негативную оценку. Но при этом в том же параграфе говорится о «белом терроре»: с июля 1918 по январь 1919 годов белыми был расстрелян каждый сотый житель Оренбурга.

Вообще, параграф выстроен таким образом, что в нём школьники могут найти материал для собственных размышлений и оценок тех или иных событий и личностей. Например, красный и белый террор – крайнее проявление гражданской войны. Мы ставим перед школьником вопрос: какие факты свидетельствуют, что тот и другой имели место в крае? Для ответа используется материал параграфа, в том числе документы к нему – один за подписью председателя ВРК Самуила Цвиллинга, другой – войскового атамана Александра Дутова. При изучении этой темы и постановке вопросов мы постарались донести до учащихся не только переломный характер эпохи, но и всю её противоречивость, а также трагизм гражданской войны, как составной части Великой российской революции.

И это только несколько примеров. Если же обобщить весь наш опыт подачи дискуссионных вопросов, то, наверное, в качестве главного гаранта взвешенного подхода для нас было соблюдение принципа уважения к собственной истории. Следование ему – это то, чему обязательно надо учить школьников, которые, как известно, «сегодня дети – завтра народ».

– Вы предварительно как-то «испытывали» учебник? Вносились ли какие коррективы?

 – Вхождение в федеральный проект заставило нас провести такие «испытания» в ряде учебных заведений Оренбурга и области, в том числе и в Президентском кадетском училище. Большое спасибо коллегам, которые испытали на себе это пособие первыми – их советы по корректировке и доработке основного текста и методической части были действительно очень важны! Признаюсь честно, некоторые наши подходы, например, к набору иллюстраций, пришлось пересмотреть очень серьёзно.

Ещё мы испытали пособие «в деле» на будущих учителях истории – на историческом факультете педагогического университета провели несколько спецкурсов по разработке творческих проектных заданий для школьников на базе этого пособия. Наши студенты уже сейчас знают и понимают, как наилучшим образом использовать «Историю Оренбургского края» не только в учебной, но и во внеклассной, в воспитательной работе. И это здорово! Теперь наша мечта – чтобы это учебное пособие попало в каждую школу области в количестве, необходимом для нормальной работы с ним хотя бы в рамках факультатива, а в идеале – в рамках отдельного учебного модуля. В юбилейный для нашей губернии год это было бы особенно символично.

Мы заключили наше учебное пособие так: «Докажите, что вы достойны памяти своих земляков, которые создавали и развивали Оренбургский край! Первый шаг в этом направлении – любовь к истории своей «малой Родины». А как сказал один наш известный земляк, писатель Леонид Большаков, «любить – это знать, знать – это чтить, изучать, постигать…»

 

Вильям Савельзон

Scroll to top