fbpx

За ширмой

У артистов единственного в Оренбуржье любительского кукольного театра среди всех отделений областного общества инвалидов есть мечта – попасть за кулисы настоящего кукольного театра и своими глазами увидеть, как построена работа, как крепятся декорации, получить пару добрых советов от профессионалов.

Закон для здоровых

Любительский кукольный театр «Колокольчик» существует в Бугуруслане уже три года. Организовали его энтузиасты здешнего общества инвалидов. Они самостоятельно мастерят декорации, шьют куклы, пишут сценарии, репетируют и дают спектакли.

Их аудитория – дети, обычные и, как они сами говорят, социально значимые, то есть детишки из здешнего приюта «Аистёнок», которых временно изъяли из неблагополучных семей, ученики коррекционной школы, другие ребята с ограничениями в здоровье. Артисты и сами «особенные» – кто после инфаркта или инсульта, кто с диабетом, кто недослышит, у кого беда со зрением…

В профессиональных театрах есть закон: «Уважительная причина неявки на спектакль только смерть». Похоже, его установили люди с неплохим здоровьем, чтобы исключить отговорки и оправдания.

Бугурусланские артисты знают не понаслышке, что плохо может стать внезапно, причём настолько сильно, что не то, что в спектакле сыграть, с кровати встать не сможешь. Так что, если кто-то вдруг выбыл из рядов, а спектакль отменить нельзя, ему срочно ищут замену. Кто чувствует сегодня в себе силы, может взяться играть сразу две роли.

– Перед каждым спектаклем я опрашиваю артистов, кто как себя чувствует, измеряем давление, – рассказывает руководитель бугурусланского общества инвалидов и худрук «Колокольчика» Татьяна Аносова. – Потому что плохо может стать и во время спектакля.

 Со мной так однажды было, резко упал уровень сахара в крови, накатила дурнота, чуть обморок не случился. Хорошо кто-то быстро дал мне конфетку. С тех пор у нас за ширмой всегда есть что-нибудь сладкое.

И обычному человеку тяжело стоять с поднятыми вверх руками даже несколько минут, что уж говорить об инвалидах. Но именно над ширмой происходят события спектакля: Волк ли пытается обмануть Красную Шапочку, Бабка ли с Дедом выясняют отношения…

– Так как среди нас нет ни одного профессионального артиста и за кулисами настоящего театра мы никогда не были, поначалу записывали на видео наши сказки, а потом вместе смотрели и делали разбор ошибок, – продолжает Татьяна Витальевна. – Бывает, что артист устал, приспустил руки и кукла уже не целиком видна над ширмой, а только её голова.

Если худрук замечает опущенные руки, тут же раздаётся команда «руки вверх», шёпотом конечно.

Пустяк, а отвлекает

– Мне бы хотелось хоть раз посмотреть спектакль из зрительного зала, по-режиссёрски, – улыбается она. – Но артисты боятся оставаться за ширмой одни. Так что я всегда рядом, им так спокойнее.

Вообще, у артистов «Колокольчика» сложностей, конечно, гораздо больше, чем у профессионалов. Почти никто не отличается хорошей памятью, поэтому листы с текстом крупным шрифтом вешаются перед глазами.

– Мы просим на время спектакля отключать телефоны, – рассказывает Татьяна Витальевна. – Но не все этому следуют, и бывает раздаётся звонок.

С одной стороны, вроде бы пустяк, а артист – раз – и сбился с текста, пропустил свою реплику, это и остальных дезориентирует. На всякий случай с нами за ширмой работает суфлёр.

Удивительно, но зритель каждый раз разный, и это тоже влияет на психологический настрой труппы. Бывает, педагоги так строго инструктируют детей сидеть тихо, что они и пикнуть не смеют.

Когда в зале полная тишина, шуткам никто не смеётся, песням не подпевает, артистов это тревожит. И совсем другое дело, когда дети ведут себя свободно и естественно, тут коллектив «Колокольчика» ощущает полнейшее единение с залом и работает особенно вдохновенно!

– Изначально мы хотели организовать детский театр, чтобы оторвать ребятню от компьютеров, – делится Татьяна Аносова. – Но детей заинтересовать не удалось, хотя после спектаклей они всегда подходят, гладят кукол, фотографируются с нами. Зато взрослые откликнулись с удовольствием. Мало кто из наших живёт семьями, в основном это одинокие люди. Так что мы стали семьёй и друг для друга. Когда ты среди людей, да ещё занят интересным делом, о недугах думать некогда.

Особым даром в «Колокольчике» считается умение говорить на разные голоса, у такого артиста и ролей больше. Все сказки любительского театра музыкальные, шутки и песни для персонажей подбираются всем коллективом.

Говорят, все творческие люди самолюбивы и тяжело переносят критику, замечания, хотя это естественные рабочие моменты. Татьяна Витальевна в этом тоже уже убедилась. Её подопечные порой весьма обидчивы, легкоранимы и требуют исключительной деликатности.

Пару лет назад театр «Колокольчик» получил президентский грант в размере 275 тысяч. Деньги пошли на аппаратуру, униформу для актёров, ткань и механизмы для занавеса. Сейчас в репертуаре театра семь сказок для детей и одна для взрослых про то, как Медведь к Лисе свататься ходил. Куклы используются перчаточные и ростовые, но в планах смастерить и тростевые.

– Тростевые куклы более свободны в движениях, могут жестами передать и тяжёлые эмоции, например, горестно закрыть лицо руками, – поясняет Татьяна Витальевна. – У нас, правда, таких сюжетов пока нет, хотя, наверное, и пора ставить что-то посерьёзнее сказок и комедий. Но для этого нужны куклы с грустными лицами.

 А у нас сказки смешные и куклы улыбаются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll to top