Творцы песен в Оренбурге

На фото: А. Фатьянов и В. Соловьёв-Седой в студии Всесоюзного радио в 1942 году

В годы Великой Отечественной войны культурная жизнь Оренбурга не только не затихла, но и заметно оживилась

Как и многие города Урала, тогдашний Чкалов стал местом спасения отечественной культуры и её деятелей. Сюда были эвакуированы Ленинградский академический малый театр оперы и балета (МАЛЕГОТ), известные музыканты, педагоги, исполнители. В городе работали концертные организации, ансамбль песни и пляски Южно-Уральского военного округа, театры, цирк. В 1943 году на базе существовавшего ранее концертно-эстрадного бюро открылась государственная филармония.

Город в степи

С Оренбургом связаны биографии нескольких замечательных творцов песен. В годы Великой Отечественной войны Чкаловское пулемётное училище закончил будущий композитор Андрей Эшпай, известный по таким полюбившимся в народе песням, как «Москвичи» («Серёжка с Малой Бронной»), «Два берега», «А снег идёт…», «Ты одна в моей судьбе». Композитор Леонид Афанасьев, прославившийся песней «Гляжу в озёра синие…» и музыкой к фильмам «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень», в начале 40-х окончил Чкаловское лётное училище.

В годы войны в Оренбурге жил поэт-песенник Александр Коваленков. Он оставил о себе память циклом стихов «Город в степи», воспев наш областной центр. Стихи Коваленкова положили на музыку многие композиторы. Но наиболее известными стали песни Матвея Блантера. Это прежде всего «Солнце скрылось за горою…» в исполнении Краснознамённого ансамбля песни и пляски имени Александрова и песня «Когда душа поёт», которую вдохновенно пел великолепный лирический баритон Владимир Бунчиков.

Откуда полетели «Журавли»

«Моя песня начиналась в тыловом Чкалове», – вспоминал прославленный композитор, автор легендарных «Журавлей» Ян Френкель. Великая Отечественная война застала его студентом Киевской консерватории. Летом 1941 года он с родителями эвакуировался в Оренбург, тогдашний Чкалов. Жили в старинном доме на углу улицы 9 Января и Хлебного переулка, который сохранился до сих пор (см. фото ниже).

Сначала Ян работал с отцом в парикмахерской на «Зелёном базаре», затем стал искать, где бы устроиться по специальности. В то время в провинциальный Чкалов приехало много первоклассных музыкантов, в городе появилось несколько оркестров. Френкелю повезло: он устроился скрипачом в один из них, в тот, который выступал перед сеансами в подвальчике кинотеатра «Октябрь» на улице Советской. Это было хорошей школой: он играл с людьми, имевшими консерваторское образование и опыт выступления с концертами в самых лучших залах страны.

Френкель мог избежать призыва в армию из-за своего слабого здоровья, но не стал этого делать, поступив в училище зенитной артиллерии. Именно там состоялся его дебют как композитора: была написана песня «Шёл пилот по переулку». Но шлягером она не стала.

Потом был фронт, ранение, госпиталь, заключение врачей о негодности к дальнейшей военной службе. И снова Чкалов, возвращение к своему любимому занятию музыкой. «У меня были замечательные учителя, – вспоминал композитор. – Я очень благодарен и им, и тому доброму городу, который приютил нашу семью. Там я стал понемногу сочинять музыку».

Прошло долгих 18 лет после первой песни Яна Френкеля, написанной им во время учёбы в Чкаловском зенитном училище. К этому времени композитор уже имел недюжинный творческий потенциал, который в 60-е годы буквально вылился в целую череду замечательных мелодий. Среди них: «Текстильный городок», «Как тебе служится?», «Калина красная», «Напиши мне, мама, в Египет», «Ну, что тебе сказать про Сахалин?», «Для тебя», «Обучаю игре на гитаре», «Старый вальсок», «Русское поле».

В 1969 году Френкель написал самую знаменитую песню «Журавли» на стихи Расула Гамзатова.

Впервые её исполнил смертельно больной Марк Бернес в редакционной «Землянке» газеты «Комсомольская правда» в присутствии маршала Конева и других видных военачальников. После исполнения песни Конев подошёл к Френкелю и Бернесу и со слезами на глазах сказал: «Спасибо! Как жаль, что нам отказано в праве плакать».

В 1980 году, возвращаясь с гастролей, Ян Френкель сделал остановку в Оренбурге, чтобы вспомнить прожитые в этом городе годы. Он побывал около дома, где жила его семья, посетил кинотеатр «Октябрь», где играл в оркестре, а также учебный корпус «зенитки».

Место знаковой встречи

В 1942 году в наш областной центр из Ленинграда эвакуировался Василий Соловьёв-Седой, к тому времени уже известный композитор-песенник. Перед отъездом в Чкалов, он, словно бы прощаясь с Ленинградом, написал свой знаменитый «Вечер на рейде».

Прощай, любимый город!

Уходим завтра в море.

И ранней порой мелькнёт за кормой

Знакомый платок голубой.

Когда её стали исполнять на фронте, бойцы просили записать слова. Связисты начали передавать слова и мелодию песни по радио и телефонам. Такого не было ни в одной армии мира.

В Чкалове Соловьёв-Седой организовал концертную бригаду «Ястребок», которая, как говорится, «летала» по всем фронтам. А возвращаясь в Чкалов, Соловьёв-Седой сочинял и записывал новые песни. Можно сказать, что в нашем городе ему крупно повезло: он встретил здесь замечательного соавтора – поэта Алексея Фатьянова (ниже на снимке – сад «Тополя», где летом 1942 года они встретились – прим. ред.).

Вот как вспоминал об этом композитор: «В опалённом войной 1942-м в маленьком заштатном Чкалове, в скверике с громким названием «Тополя», я познакомился с молодым и красивым парнем-богатырём… На второй день он принёс мне стихи, которые меня сразу обворожили. Они были оригинальны, свежи, трогательны. Доверительная интонация, простой, разговорный, на редкость сочный язык делал их зримыми, ощутимыми, осязаемыми».

Фатьянов, в отличие от Соловьёва-Седого, был молод – к приезду в Чкалов ему не было и 23 лет. В 1938 году он закончил театральную школу Центрального театра Красной армии. Когда началась Великая Отечественная война, Фатьянов отправился на фронт. Был рядовым солдатом, корреспондентом фронтовых газет, служил в ансамблях песни и пляски. В наш областной центр прибыл в феврале 1942 года в составе Орловского окружного ансамбля, который вскоре преобразовали в ансамбль красноармейской песни и пляски Южно-Уральского военного округа.

Познакомившись со стихами Фатьянова, Соловьёв-Седой сразу же выбрал стихотворение «Тальяночка». Вскоре появилась песня, её композитор и поэт представили на суд слушателей в окружном Доме офицеров. Спустя время песню запела вся страна. С лёгкой руки композитора её стали называть по первой строке стихотворения «На солнечной поляночке…».

В 1943 году Соловьёв-Седой с Фатьяновым получили боевое задание – написать строевую песню. «Южно-Уральская походная» была создана в короткий срок, текст и музыку слушали на военном совете, но «принимали» песню не в кабинете и не в зрительном зале, а на берегу Урала. К оренбургскому циклу относятся такие песни Соловьёва-Седого и Фатьянова, как «Баллада о Матросове» «Гармоника», «Песня мести», «Выше голову», «Застольная», «Ехал казак воевать».

Довольно часто утверждается, что в Чкалове у Соловьёва-Седого и Фатьянова родилась легендарная песня «Соловьи». Это ошибочно. Возможно, поэт написал её текст именно у нас, потому что он долго не решался предложить его кому-либо из композиторов. Только когда в 1943 году Фатьянов пришёл к Соловьёву-Седому в гостиницу «Москва», где композитор жил, возвратившись из эвакуации, вручил ему текст этой песни. Она сразу же обрела необычайный успех, стала любимой песней маршала Жукова, который говорил, что в ней отразилась широкая русская душа.

В общей сложности Фатьяновым и Соловьёвым-Седым создано более 80 песен. До сих пор любимы народом такие мелодии, как «Где ж ты, мой сад?», «Ничего не говорила…», «Давно мы дома не были», «Потому что мы пилоты…», «Где же вы, друзья-однополчане?»

В начале 1970-х годов группа композиторов во главе с Тихоном Хренниковым приезжала в Оренбург. Среди них был и Соловьёв-Седой. Василий Павлович сказал тогда перед телекамерой: «Я жил в годы войны в вашем городе, в одном из домиков на Крестьянской улице». С 1965 года эта улица носит имя Героя Советского Союза Александра Сухарева. В доме № 20 по этой улице, сохранившемся до сих пор, и жила в годы войны семья Василия Соловьёва-Седого.

Алексею Фатьянову побывать в Оренбурге после войны не удалось. Но в его творчестве всё же прозвучал оренбургский мотив. Вместе с композитором Анатолием Лепиным он создал цикл песен к фильму «Иван Бровкин на целине». Благодаря яркому, красочному рассказу о целинниках вся страна узнала об Оренбуржье, которое тогда гремело рекордными урожаями. По радио, в концертах зазвучала звонкая и задорная песня «Степи оренбургские». За эту песню Фатьянов был удостоен медали «За освоение целинных и залежных земель», которой очень гордился.

К 100-летию со дня рождения знаменитого поэта-песенника Алексея Фатьянова и в связи с приближающимся 75-летием Великой Победы в Оренбурге на улице Советской была открыта мемориальная доска, посвящённая творческому дуэту поэта Фатьянова и композитора Соловьёва-Седова.

Инициатором увековечения памяти творцов песни стал областной благотворительный фонд «Евразия».

Иван Коннов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите слово или словосочетание и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll to top

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: