Три привета Остапу Бендеру

О новых способах мошенничества в Сети рассказала оперуполномоченный по расследованию мошенничеств и хищений, совершённых с использованием информационно-коммуникационных технологий, МУ МВД России «Орское» Юлия Чередниченко.

Женщина-оперативник каждый день ходит на работу, чтобы расследовать именно такие преступления. Юлия Викторовна кладёт на стол два увесистых журнала. Надпись на одном – «Кражи», на другом – «Мошенничества». Если человек сам переводит злоумышленнику деньги – это мошенничество, если даёт пароли и данные своей карты, а преступник снимает деньги – кража.

В последнее время наблюдается значительный рост таких преступлений. Почти каждый потерпевший, рассказывая свою грустную историю, в конце признаётся: о мошенниках слышал, памятки читал, но никогда не думал, что это коснётся именно его.

«Вам положено»

Только за два месяца в Орске и Новотроицке было совершено 128 преступлений в Сети (в прошлом году 78 за аналогичный период). Расследовать их трудно, потому что, как правило, жертва находится в одном месте, а преступник – за многие километры от неё, в другом городе или даже регионе.

Среди преступлений, совершённых с использованием информационных технологий, можно условно выделить три большие группы. Первый, относительно новый вид мошенничества можно условно назвать: «Вам полагается».

– Звонят и говорят: «Вам положена компенсация за некачественный товар» и называют очень крупную сумму – от 500 тысяч до 20 миллионов рублей, – рассказывает Юлия Викторовна. – Человек, которому позвонили, действительно приобретал недавно данный товар, и у него нет подозрений, что это обман. Он начинает слушать звонящего и выполнять те действия, которые тот его просит совершить, чтобы получить «компенсацию». Где мошенники берут данные о сделанных человеком покупках, заказанных услугах, остаётся загадкой. На просторах Интернета сохраняются такие сведения, поэтому следует быть начеку.

55-летняя жительница Орска, назовём её Ниной Ивановной, имела несчастье ответить на такой звонок. Мужчина представился сотрудником правоохранительных органов и поинтересовался, приобретала ли она недавно гель для суставов. Женщина ответила: «Да», и тогда он сообщил ей, что этот гель является ядом, несколько человек уже погибли, а ей полагается материальная компенсация в размере 20 миллионов рублей. Он велел ей написать заявление и отправить его по такому-то адресу. После этого с другого номера женщине позвонил «адвокат» и заговорил о регистрации «заявления», которая стоит 4800 рублей. Женщина их перевела. Потом он позвонил ей вновь и попросил перевести 96 тысяч рублей в качестве госпошлины. Она перевела, ведь думала, что ей полагается аж 20 миллионов! После этого она оплатила «медкомиссию», переведя мошенникам ещё 170 тысяч рублей. Далее она перевела им ещё 250 тысяч рублей «для увеличения компенсации». После этого уплатила некую «комиссию» – 477 тысяч рублей, а потом ещё и транспортные расходы – 140 тысяч рублей. И это ещё не всё! В конце она перевела «инкассаторам» 397 тысяч рублей – за «страховой полис». И только тут поняла, что её обманули. В общей сложности Нина Ивановна лишилась более 1,5 миллиона рублей.

– Сейчас из-за коронавируса у людей срываются планы: отменяются отпуска, поездки, перелёты. Чтобы не попасть на удочку аферистов, нужно сделать только одно: если вам звонят и предлагают какую-то компенсацию, не слушайте, сбросьте звонок. А потом сами позвоните по официальному телефону отеля, авиакомпании, магазина или фирмы. Если вам действительно что-то должны, это обязательство завтра никуда не денется. Мошенники искусственно создают спешку, обрабатывают человека, пока он не включил критическое мышление. А самое главное, помните: любая компенсация не предусматривает каких-либо выплат с вашей стороны: вы не должны оплачивать «проценты», «страховку» или «услуги адвоката», – говорит Юлия Викторовна.

«Звонок из банка»

Вторая большая группа обманутых граждан – люди, добровольно предоставившие мошенникам доступ к своим счетам и картам. Такой вид можно условно назвать «Звонок из банка».

Звонит вам якобы сотрудник банка и говорит, что у вас «висит неподтверждённый перевод» и спрашивает: вы этот перевод совершали? «Нет, нет», – говорите вы, и уже облегчённо вздыхаете, что в банке вовремя заметили подозрительную активность. А «сотрудник банка» между тем просит назвать данные вашей карты, чтобы этот перевод «отменить». Заметьте, в схеме вновь присутствует элемент чрезвычайности, торопливости.

– Нужно сделать одну вещь – отключить телефон и самому позвонить по официальной справочной линии банка, – предупреждает Юлия Чередниченко. – Запомните: настоящий сотрудник банка никогда не попросит вас продиктовать все данные карты, особенно три цифры на обороте – так называемый код безопасности, и никогда не запросит одноразовые пароли, полученные по SMS.

«Объявления»

Третий вид современного мошенничества можно условно объединить в большую группу «Объявления». На таких площадках, как «Юла», «Авито» и так далее, ежедневно совершается множество сделок, и не всегда продавец и покупатель встречаются лично. Вот где простор для мошенников. Тут пострадавшими являются в основном не пенсионеры, а люди молодого и среднего возраста, информационно подкованные.

Так, житель Новотроицка, солидный мужчина, руководитель предприятия, хотел купить по объявлению в Интернете автомобиль «Ленд Крузер». Нашёл подходящий вариант по привлекательной цене. Продавец машину расхваливал, говорил, что есть ещё претенденты. Попросил перевести предоплату в 100 тысяч рублей. Когда мужчина деньги перевёл, владелец снял объявление с публикации и испарился.

– Таких случаев множество. Как нужно действовать? Запросить больше информации, попросить владельца машины прислать фотографию, где он стоит рядом с автомобилем, а в руках, не смейтесь, держит, к примеру, газету или яблоко. Словом, прислать такую фотографию, которую не найдёшь в Интернете и не представишь чужую машину как свою. Так и объясните, мол, боюсь мошенничества, прошу меня понять и выполнить мою просьбу. С настороженностью относитесь к звонящим, даже если вы сами продавец, а не покупатель. Особенно, если у вас хотят что-то купить, даже не взглянув на товар воочию. Или если просят данные вашей карты, чтобы «перевести предоплату». В идеале вы должны иметь отдельную карту для оплаты услуг и товаров по Интернету, на которую будете класть только минимум средств. Ни в коем случае не «светите» в Интернете карту, привязанную к вашему мобильному телефону, которая у вас является зарплатной, основной. Вы же на ней храните свои сбережения. За два месяца у нас было 23 случая сделок в Интернете, в итоге оказавшихся мошенническими. Например, 57-летняя новотройчанка хотела продать телевизор на «Авито». Ей позвонил молодой человек и попросил номер карты, чтобы внести деньги за телевизор. Потом позвонил снова и сказал, что платёж не проходит. А затем заставил её пройти к банкомату и подключить к карте услугу «Мобильный банк». В итоге женщина сама перевела ему в четыре приёма 60 тысяч рублей, а ведь в этой ситуации она выступала продавцом! – рассказывает Юлия Викторовна.

Не теряют былой актуальности и такие мошеннические схемы, как просьбы о помощи в эсэмэсках или социальных сетях. Если просьба срочно занять денег исходит от знакомого вам человека, следует сначала связаться с ним по телефону и уточнить, действительно ли он писал это сообщение.

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top