Художественный руководитель Орского драматического театра Адгур Кове – об одной прожитой и двух непрожитых жизнях, свободе художника и исповедальности искусства.
Сухум, Москва, Сан-Паулу
Энергичный мужчина с проницательным взглядом просит разрешения закурить. Только что закончилась пресс- конференция по двум новым спектаклям. Люди, далёкие от искусства, задавали вопросы, иногда довольно банальные. А теперь интервью…
Во взгляде человека, сидящего напротив, я боюсь уловить вежливую скуку. Вдруг Адгур Кове – один из тех фанатично преданных своей работе людей, что томятся, когда не заняты любимым делом?
– Вы знаете, я ведь тоже когда-то работал журналистом, – вдруг начинает он. – Это было во время войны в Абхазии, откуда я родом. Приходилось как-то выживать, занимался разными вещами. И меня позвали работать в газету.
Помню, мне очень понравился жанр интервью. Я тогда уяснил, что если интервью выходит неудачное, то виноват не тот, кому задают вопросы. Почти невозможно небанально отвечать на банальные вопросы.
«Отличное начало», – думаю я и не нахожу ничего лучше, чем спросить про переезд в Орск.
– Мне тяжело живётся в Орске, потому что это не мой климат. Я вырос в Абхазии и привык к другому воздуху. Мне вообще в России в этом смысле тяжело. Но самый неподходящий климат – это как раз степной, резко континентальный. Периодически я езжу в Сухум, там моё сердце, мой дом, куда я рано или поздно вернусь.
– Свой профессиональный путь вы начинали на родине…
– Да, после окончания режиссёрского отделения ГИТИСа меня распределили в Сухумский русский ТЮЗ.
Прошёл все этапы, был очередным режиссёром, главным режиссёром, директором, художественным руководителем. По моей инициативе ТЮЗ преобразовали в Сухумский русский драматический театр.
Но как только это произошло, началась грузино-абхазская война 1992 – 1993 годов. Это была середина августа – сезон отпусков. К счастью для моего коллектива, основу которого составляли приглашённые актёры из России, они все находились дома, по ту сторону границы.
Первое, что сделали грузинские войска, когда вошли в город, сожгли два здания: Абхазский научно-исследовательский институт (потому что там хранились исторические архивы, которые не нравились грузинской стороне) и Сухумский театр русской драмы.
Когда война закончилась и я вернулся в свой город, то на месте театра обнаружил руины. А вскоре вынужден был уехать в поисках работы.
– Я знаю, что творческий поиск привёл вас в Бразилию. Расскажите о работе в этой стране.
– В Бразилию я попал случайно, благодаря знакомым театроведам. Там нет государственных театров, как в России. Честно говоря, такой сети государственных театров, как у нас, нет нигде в мире. В Бразилии много частных театральных школ. Хозяин одной из них искал режиссёра, который мог бы преподавать сценическое искусство по системе Станиславского, и предложил мне работу.
Я раньше никогда не был ни в Бразилии, ни в Латинской Америке, к тому же я фанат футбола. Мне это было интересно, и я поехал, провёл там год жизни. Бразилия – чудесная страна, но жить в ней постоянно не смог бы.
Я работал в Сан-Паулу, который считается административно-финансовым центром. При этом каждый день ровно в шесть вечера, когда закрывались офисы, весь город пил пиво, пел и танцевал самбу до глубокой ночи. Репетиции у нас начинались не раньше середины дня, потому что студентам нужно было выспаться. Кроме того, понятия «пунктуальность» там не существовало.
Бразильцы живут для удовольствия, а не для работы, как европейцы. Человеку с другими привычками трудно ежедневно жить с пением и танцами. Хотя кому-то это нравится.
Я знал многих иностранцев – немцев, американцев, которые приезжали туда по туристической путёвке, потом выбрасывали её и оставались жить на нелегальном положении.
Задача режиссёра
– Как вы оказались в Орске?
– В тот период своей жизни я почти год был свободным художником, и мне это чрезвычайно нравилось. Не относясь к штату ни одного театра, я ездил по городам, делал разовые постановки. Однажды мне позвонил директор орского театра Владимир Васильевич Дорошенко, который, к сожалению, недавно ушёл из жизни. Я в этот момент пересекал русско-абхазскую границу. Мы договорились о встрече. Это был обаятельный, увлекающийся и увлекающий других человек. Только что был закончен ремонт орского театра, и Владимир Васильевич просто хвастался, показывал фотографии. Предлагал мне приехать в Орск: «Адгур Михайлович, приезжайте, возьмёте театр с нуля, делайте, что хотите!» Мы договорились, без обязательств, что я прилечу и посмотрю. На месте он продолжал хвалить своё детище: вот наша люстра Сваровски, вот сцена – поднимается-опускается, вот наши полностью компьютеризированные штанкетные подъёмы, вот световое оборудование, как во МХАТе или Александрийском театре… В общем, всё произвело на меня впечатление, и я остался.
– И начали собирать новую команду?
– На тот момент в труппе было всего 15 человек. Я взял телефон и начал звонить актёрам, с которыми работал ранее. Они приехали сюда из разных городов: Максим Фадин и Вера Попцева из Канска, Екатерина Барышева из Абакана, Татьяна Потеряева и Максим Меламедов из Екатеринбурга, Эрнест Корнышев и Елена Осташкова из Борисоглебска.
– Как вы выбираете актёров?
– Есть совершенно чёткий алгоритм, по которому режиссёр может оценить того или иного артиста. Но это могут сделать и люди, далёкие от театра. Если вы смотрите на сцену, где впервые видите нескольких человек и один всё время заставляет на себя оборачиваться, значит, это талантливый актёр. Это можно называть магнетизмом, энергетикой – как угодно. Актёр должен завораживать, в нём должно быть что-то от экстрасенса. Важен и интеллект: артист обязан уметь думать. Любому человеку, занимающемуся творческим трудом, нужна напряжённая духовная жизнь, иначе ничего не получится. Нельзя рассказывать на сцене банальности, это никому не будет интересно.
– Есть ли у вас какие-либо запретные темы, произведения, с которыми предпочитаете не работать?
– Вообще я верю в судьбу, знаки, вещие сны. Но мне не нравится, когда всё подряд начинают наделять сверхсмыслом. Популярные в театральной среде мифы, что нельзя ставить Гоголя, а то плохо будет, или что актёру нельзя играть умирающего, или что нужно избегать «чертовщины» Булгакова, я считаю глупостью. Очень люблю Булгакова, часто ставил спектакли по его произведениям, но до сих пор ничего мистического со мной не случилось.
– Какого писателя считаете близким по духу?
– Достоевского, это мой любимейший автор. Не важно, сколько мне было лет, пятнадцать или сорок пять, я всегда читал его запоем. Меня восхищают его проницательность и смелость. Он совершенно не стесняется того, что прячется в человеческой душе, и предельно исповедален. Я завидую этой смелости и пытаюсь к ней приобщиться.
Творческий человек должен быть проницательным, уметь видеть внутренним взглядом больше, чем видно в рамках его бытовой жизни. Большой художник всегда пророк. Многие поэты предсказывали свою смерть, многие спектакли оказались эпохальными. Мы до сих пор помним «Чайку» Станиславского, «Ревизор» и «Маскарад» Мейерхольда, «Принцессу Турандот» Вахтангова. Эти люди заглядывали за рамки повседневной жизни.
Свободное время
– Говорят, театр очень энергозатратная вещь, он отнимает все силы. У вас остаётся время на увлечения?
– Действительно, после репетиций домой приходишь как выжатый лимон. Поэтому заниматься в свободное время какими-то другими вещами, требующими внимания и сил, сложно.
Я люблю смотреть футбольные матчи, некоторые иностранные сериалы. Из последнего, что понравилось, «Игра престолов», «Во все тяжкие», «Фарго», фильмы братьев Коэнов.
В сериале «Во все тяжкие», я считаю, вообще нет слабых мест. Там можно увидеть накал страстей до шекспировских масштабов, а ведь это всего лишь сериал! Это тот случай, когда много талантливых людей встретились в одном месте и, будучи одушевлёнными общей идеей, создали что-то интересное.
То же пытаемся делать и мы в театре – создаём иную реальность. Это интересно, но требует больших внутренних усилий. В этом смысле театр сложнее любого другого вида искусства, потому что успех зависит не от одного тебя. Будь ты супергениальный режиссёр, если актёры тебя не поймут или не примут, ничего не получится.
– Есть ли моменты в вашей жизни, которые хотели бы изменить?
– Да я бы всё сделал по- другому! Серьёзно. Не верю в эту форму самозащиты: «Я ни о чём не жалею». Мне кажется, нужно быть идиотом, чтобы не исправить ошибки, когда фантастическим образом тебе даётся такой шанс. Каждый человек совершает крупные ошибки, особенно в молодости, когда он ещё не представляет, зачем он здесь, для чего…
В молодости у каждого есть несколько дорог, и они у меня тоже были. Представься мне возможность начать всё сначала, я бы в театр не пошёл, а занялся бы футболом или стал музыкантом.
Музыка внушает мне священный трепет, это единственный вид искусства, который я не могу объяснить. Механизм воздействия других произведений вполне понятен, но вот музыка совершенно необъяснима.