Кто виноват в том, что рухнул мост, нужны ли Оренбургу такие умные остановки, доколе исторический центр будет оставаться в руинах и когда наконец нефтяники перестанут портить воздух. Об этом поговорили с прокурором Оренбургской области Сергеем Берижицким.
Только взял и рухнул мост
Декабрьское обрушение виадука чудом оказалось трагедией без жертв. В часы пик автомобилисты нередко пользовались этой дорогой для объезда пробок. В Интернете сразу же появилось видео, на котором заметно, как мост падает на дорогу буквально в нескольких сантиметрах от капота машины, проезжающей под ним.
Первая версия – перегруз. Якобы, несмотря на знаки, на мост выехал тяжёлый грузовик. Однако оренбуржцы сразу же начали делиться фотографиями, на которых видно, что никаких предупреждающих и запрещающих знаков там не было. Было заведено уголовное дело по факту, и за водителя большегруза переживали всем городом.
– Водитель машины «стрелочником» не будет однозначно, – заявил областной прокурор. – А вот оценку деятельности ГУДХОО будут давать следствие и суд.
По словам Сергея Берижицкого, в отношении сотрудников главного дорожного управления ведётся следствие. Основная статья – 216 («Нарушение правил безопасности при ведении строительных работ»). Но после проведения прокурорской проверки было возбуждено ещё одно дело. На этот раз по статье 293 («Халатность») в отношении должностных лиц.
– Материалы наших проверок мы направили губернатору. Он сразу же подключился к работе. В Оренбурге 700 мостов, и 50 из них в предаварийном состоянии. Насколько я знаю, Денис Паслер уже провёл в Москве переговоры об увеличении финансирования на дорожные работы в регионе, – поделился Сергей Берижицкий.
Отравители воздуха
Проблема загрязнения атмосферного воздуха, оказывается, стала чрезвычайно актуальной только в последние полтора года.
Статистика показывает, что в 2017 году, например, основными нарушениями экологического законодательства были незаконная добыча полезных ископаемых, вырубка леса и несанкционированная охота. А вот в прошлом году отравленный воздух стал главной проблемой оренбуржцев. Резко возросло и количество жалоб от населения, и количество уголовных дел.
Чистая экология – один из приоритетов, который обозначил президент Владимир Путин. И он же указал на эту проблему в нашем регионе, когда беседовал с Денисом Паслером перед его назначением.
– Пока не могу сказать, что эту проблему мы решили, – признаёт прокурор области. По словам Сергея Берижицкого, все нарушители известны. В Сакмарском районе это «Ростатерминал» и «Преображенскнефть». Работа с предприятиями ведётся активная, руководство идёт навстречу, и многое уже удалось решить. Тем более есть группа граждан, которая оперативно помогает в работе.
А вот в Переволоцком районе проблема не решается, несмотря на то что работа компаний «Велес» и «Триумф» была приостановлена и заведены уголовные дела. В 2019 году количество обращений граждан увеличилось в 2 раза, а выбросы в атмосферу не прекратились.
Острой остаётся проблема и в Ташлинском районе, хотя там ситуация несколько стабилизировалась. Компания «Сладковско-Заречное» принимает меры к обеспечению экологической безопасности.
Остановки оказались не умными
Установка технологичных остановочных павильонов в Оренбурге вылилась в скандал. Горожане недоумевали, зачем нужно тратить десятки миллионов рублей на несколько остановок? Общую картину в городе это не спасало.
А потом, как обычно, инициативные товарищи подняли документацию по торгам, нашли цену, технические условия и более дешёвые аналоги в других городах. Получалось, что подрядчик цену сильно завысил. Значит, городская администрация ему это позволила. И то и другое – нарушение закона. Но вот было ли оно на самом деле?
– Городская администрация собирается в этом году покупать ещё 500 остановок. С одной стороны, правильно, город нужно благоустраивать. Но вот по какой цене они будут покупать, – комментирует прокурор. – На наше представление администрация не отреагировала в должной мере, мы углубились в эту тему, и стало очевидно, что контракт был исполнен с нарушениями закона. Технические условия не выполнены. Более того, администрация была вынуждена заключать дополнительные соглашения, что категорически запрещено законом.
Мы привлекли к административной ответственности нескольких должностных лиц и материалы передали в антимонопольную службу. Сегодня набираем материалы для суда о расторжении контракта и возврата ситуации в первоначальное положение. Как город будет выходить из этой ситуации, мы не знаем. Сегодня даже 30 процентов тех технических условий, которые были предъявлены при проведении конкурса, не выполнено. Это город признаёт и посыпает голову пеплом, но жителям от этого не легче. Работа продолжается.
Где остановка, там и автобус
Два года продолжаются баталии по поводу пассажирских перевозок в областном центре. Информационные атаки, обвинения в попытке рейдерского захвата рынка, многочисленные судебные иски, налоговые проверки. Скандал, одним словом.
И ситуация стала вовсе абсурдной. Вроде бы сошлись на том, что городу нужен новый красивый транспорт. Частный перевозчик закупил большую партию новых автобусов. А перед этим и муниципальное предприятие в кредит закупило партию новых жёлтых автобусов. Только вот на городских маршрутах попрежнему старые. Новые стоят в гаражах.
– Эта тема сегодня номер один в повестке главы города, и губернатор в неё глубоко погружён, – рассказывает прокурор области. – Мы два года назад провели проверки. Оказалось, что несколько разрешений на маршрутные перевозки были выданы без конкурсных процедур.
По словам Сергея Берижицкого, первая судебная инстанция согласилась с позицией прокуратуры и признала, что разрешения выданы незаконно. А вот кассационная инстанция не согласилась. Тогда прокуратура подала в суд на бездействие городской администрации. И там обязали проводить конкурсные процедуры.
Но не всё так просто. В разгар конкурентной борьбы за рынок пассажирских перевозок город заплатил большие деньги санкт-петербургскому институту за разработку новой транспортной концепции, которая предусматривает не только вопросы безопасности дорожного движения, но и новую маршрутную сеть. И как только эта концепция будет принята в качестве нормативного документа, все без исключения разрешения, выданные ранее, окажутся недействительными. Все конкурсы будут проводиться заново.
– Мы считаем, что принимать такую программу можно только после общественного обсуждения, – уверен Сергей Берижицкий. – Оценку этому документу должны дать эксперты, специалисты, сами жители города и предприниматели, которые работают на этом рынке.
Руины истории
Историческое наследие Оренбурга в плачевном состоянии. Памятники архитектуры позапрошлого века разрушаются, и никто не хочет взять за них ответственность. И для власти, и для бизнеса это слишком дорого. Сами же оренбуржцы на это очень обижаются. То, что в любой другой город привлекает туристов, у нас остаётся убогим и бесхозным. Был ли кто-то наказан за несохранение культурного наследия? Нет. Вопрос чрезмерно дорогостоящий.
– Сегодня эксперты склоняются к мнению, что несколько лет назад решение о присвоении охранного статуса было принято поспешно и не до конца объективно. Это решение не позволяет сегодня привести в порядок центр города, – говорит Сергей Берижицкий. – Эксперты вместе с прокуратурой теперь заново проверяют все объекты. Если они не представляют исторической ценности, их можно убрать из охранного реестра.
Высокотехнологичная преступность и не очень
Февраль – традиционный месяц отчётности. Правоохранительные, надзорные и фискальные органы проводят коллегии, оглядываются на прошедший год и сводят данные статистики. Итак, портрет преступности за прошлый, 2019 год. Прокурор области отметил, что, к сожалению, в нашем регионе наблюдается рост тяжких и особо тяжких преступлений. Рост на 12,7 процента. –
Но не торопитесь делать выводы. Дело в том, что законодатель внёс изменения. Теперь к категории тяжких преступлений относятся и те, которые были совершены с применением высоких информационных технологий, – комментирует прокурор. – В структурах Министерства внутренних дел были созданы специальные подразделения. И у них есть определённые успехи, но пока раскрываемость таких преступлений весьма низкая.
За минувший год в регионе снизилось количество убийств и грабежей. 33,5 процента преступлений – кражи. 16,9 процента в структуре преступности – побои. После изменений в законодательстве привлечь к уголовной ответственности с первого раза за преступление против личности теперь уже нельзя. Сначала должно быть административное взыскание. Коррупционеров всего 2 процента. Зато заметно увеличилось по сравнению с прошлым годом количество взяточников. Суммы взяток так вообще увеличились в 2 раза.
Особая категория – преступления против несовершеннолетних. В Оренбуржье традиционно высокие показатели. Обидно и страшно. Конечно, большинство правонарушений – невыплата алиментов. Но и нарушение половой неприкосновенности не редкость. И в этом вопросе правоохранители надеются на помощь общества.
Спасти ребёнка, попавшего в беду, вполне по силам соседям, учителям, всем неравнодушным. Главное, быть внимательнее друг к другу.