Что поможет трудиться в радость, не мечтая о пятнице?
Встаёте ли вы по утрам с желанием немедленно приступить к своему делу и выполнить его самым лучшим образом? А ведь именно этот интерес даёт людям ощущение собственной значимости и чувство удовлетворённости.
Японцы называют это «икигай» и считают, что нашедшему его не грозят депрессии и вредные привычки. Кто или что может стать помощником в поиске икигай?
Рабочие и творческие
Оренбурженка Анастасия Белянина, автор благотворительного проекта «Кот учёный», вместе с командой единомышленников вот уже три года помогает определиться с будущей профессией ребятам из детских домов.
– Мы работаем 10 лет, но поначалу ставили себе целью просто повышать социальную адаптацию воспитанников, ведь когда живёшь на всём готовом, а потом выходишь в самостоятельную жизнь, рас теряться немудрено. Потом обратили внимание, что в вопросе выбора профессии ребята тоже плавают, и последние три года фокусируемся на профориентации.
Анастасия собрала вокруг себя группу неравнодушных оренбуржцев – представителей разных профессий, влюблённых в своё дело. С периодичностью раз в месяц ребят навещает тот или иной профессионал. Причём не просто рассказывает об особенностях специальности, но и даёт возможность им самим попробовать себя в новом качестве.
– Так как все мы люди работающие, можем навещать наших подопечных только по выходным, – продолжает Анастасия. – Сотрудничаем с четырьмя детдомами – Ташлинским, Чебеньковским, Соль-Илецким и Черноотрожским интернатом. Так что каждые выходные у нас выезд.
Многие годы эта работа шла на голом энтузиазме. Участники проекта за свой счёт на общественном транспорте добирались до пункта назначения и обратно, приобретали материалы для мастер-классов. В 2018 году проект выиграл президентский грант в 475 тысяч рублей.
Сразу же были закуплены инструментарий и расходные материалы для мастер-классов. Приобрели даже паяльник по пластиковым трубам и резиновую попку для отработки техники инъекций. Среди участников проекта – электрик, сантехник, парикмахер, повар, медик, строитель…
– Хочется дать ребятам навык, чтобы умели что-то делать своими руками, к тому же рабочие специальности всегда востребованы на рынке труда, – говорит Анастасия. – С другой стороны, видим, что у них есть интерес и к творческим профессиям. Однажды мастер-класс проводил профессиональный фотограф – дети были в восторге!
Вознаграждение гарантировано
Как человек наблюдательный, Анастасия замечает психологические особенности ребят из детских домов. Не сразу получается преодолеть недоверие и некоторый потребительский цинизм, взращиваемый любителями разово приехать к сиротам с подарками для очистки совести или чтобы потом попиариться на этом, выложив фото своей «благотворительности».
– Я предупреждаю заранее: кто хочет чистить карму – это не сюда. Нам нужны люди, готовые работать системно, регулярно, а не под настроение, – подчёркивает она. – У меня, например, вообще шестидневная рабочая неделя, и вопрос, зачем в единственный выходной за свой счёт ездить по детским домам, возникал не однажды. Особенно когда приезжаешь, а дети встречают тебя с видом «как вы в се нас заколебали!». Читается в них какая-то вселенская усталость от жизни, апатия, неверие в хорошее будущее.
Показателен случай одной девочки.
– Спрашиваю: «Чем бы тебе хотелось заниматься? Какое дело по душе?» – передаёт диалог Анастасия. – Она говорит: «Да пофиг, скорей бы девятый класс окончить и выйти отсюда». Настаиваю, мол, ну а всё-таки, чем планируешь на жизнь зарабатывать? В ответ: «Какая разница! Ну, допустим, устроюсь проводницей». С наскока не открылась, но, когда поняла, что мы не разовые визитёры, рассказала.
Оказывается, хотела бы стать архитектором, только не верит, что такое возможно. Объяснили ей, что очень даже возможно, разложили по полочкам, куда надо поступать, рассказали о льготах для выпускников детских домов при поступлении. И глаза у девочки загорелись! После девятого класса она пошла в десятый, хорошо учится, решительно настроена на вуз. Вот и ответ на вопрос: «Зачем в единственный выходной?..»
Среди участников проекта не только взрослые, но и бойцы студенческих отрядов. Они работают в основном с ребятами помладше, проводят квесты, игры, а заодно наблюдают, у какого ребёнка к чему интерес и способности, чтобы вовремя подхватить, начать развивать.
С дальним прицелом
И всё-таки «Кот учёный» – проект добровольческий, благотворительный, рассчитанный на специальную аудиторию – детей-сирот. Но и детям, живущим в семьях, не повредит помощь в выборе профессии. Оказывается, в системе образования целый букет профориентационных проектов. Например, профильные классы: медицинские, юридические, аграрные, педагогические, кадетско-полицейские, школьного лесничества, МЧС. По сведениям Министерства образования области, на сегодня в них занимается 1108 ребят.
– Мы обратили внимание, что многие выпускники выбирают по окончании школы профессию учителя, поступают в ОГПУ, и решили в качестве профориентационной работы организовать педагогический класс. Записались 6 человек – четверо 10-классников и две ученицы 11-го класса, – рассказала Улберген Тажиева, заместитель директора по воспитательной работе каргалинской СОШ № 95.
Теперь с частотой два-три раза в месяц ребята по специальному плану будут набираться знаний в стенах ОГПУ. Занятия с преподавателями старейшего вуза региона д ля них полностью бесплатны.
Между прочим, 69 процентов выпускников специализированных классов продолжают обучение в ссузах и вузах по соответствующему профилю.
Выбрать дело всей жизни юным оренбуржцам помогает и проект «Билет в будущее», рассчитанный на учеников 6 – 11-х классов. Для этого нужно зарегистрироваться на одноимённой цифровой платформе. Исходя из потребностей региона определено 38 компетенций, по которым могут заниматься оренбургские школьники.
Наряду с диагностикой способностей и склонностей на цифровой платформе работают и 24 очные площадки в разных муниципалитетах области: в Медногорске, Ясном, Орске, Бугуруслане, Бузулуке, Ташлинском и других районах.
– Проект «Билет в будущее» позволяет учащимся буквально примерить профессию на себя, проверить, подходит ли она, – рассказала директор педагогического колледжа Бугуруслана Ирина Гармаза.
Хорошо, если найдёшь свой икигай ещё в детстве. Но если случилось промахнуться – в погоне за престижностью или следовании «по родительским стопам» без должного желания, может, ещё не поздно впустить в жизнь ветер перемен?
Проверь себя
– Какие достижения в своей жизни вы считаете самыми ценными? Возьмите лист бумаги и запишите 2 – 3 дела, которыми вы действительно гордитесь.
– В чём состоят ваши особые знания и навыки? В чём вы считаете себя специалистом?
– О чём вы с удовольствием рассказываете, на какую тему читаете литературу? Какие сайты посещаете чаще всего в свободное время?
– Какое занятие приносит радость сердцу?
– Кем вы видите себя в своих мечтах? Вы учитель, юрист, мать, учёный, книгоиздатель, фермер?