fbpx

Работу не предлагать

Что поможет трудиться в радость, не мечтая о пятнице?

Встаёте ли вы по утрам с желанием немедленно приступить к своему делу и выполнить его самым лучшим образом? А ведь именно этот интерес даёт людям ощущение собственной значимости и чувство удовлетворённости.

Японцы называют это «икигай» и считают, что нашедшему его не грозят депрессии и вредные привычки. Кто или что может стать помощником в поиске икигай?

Рабочие и творческие

Оренбурженка Анастасия Бе­лянина, автор благотворительно­го проекта «Кот учёный», вместе с командой единомышленников вот уже три года помогает опре­делиться с будущей профессией ребятам из детских домов.

– Мы работаем 10 лет, но поначалу ставили себе целью просто повышать социальную адаптацию воспитанников, ведь когда живёшь на всём готовом, а потом выходишь в самосто­ятельную жизнь, рас теряться немудрено. Потом обратили внимание, что в вопросе выбора профессии ребята тоже плавают, и последние три года фокусиру­емся на профориентации.

Анастасия собрала вокруг себя группу неравнодушных оренбуржцев – представителей разных профессий, влюблённых в своё дело. С периодичностью раз в месяц ребят навещает тот или иной профессионал. Причём не просто рассказывает об особенностях специальности, но и даёт возможность им са­мим попробовать себя в новом качестве.

– Так как все мы люди рабо­тающие, можем навещать на­ших подопечных только по вы­ходным, – продолжает Анаста­сия. – Сотрудничаем с четырьмя детдомами – Ташлинским, Чебеньковским, Соль-Илецким и Черноотрожским интернатом. Так что каждые выходные у нас выезд.

Многие годы эта работа шла на голом энтузиазме. Участники проекта за свой счёт на обще­ственном транспорте добира­лись до пункта назначения и об­ратно, приобретали материалы для мастер-классов. В 2018 году проект выиграл президентский грант в 475 тысяч рублей.

Сразу же были закуплены инструмен­тарий и расходные материалы для мастер-классов. Приобрели даже паяльник по пластиковым трубам и резиновую попку для отработки техники инъекций. Среди участников проекта – электрик, сантехник, парикма­хер, повар, медик, строитель…

– Хочется дать ребятам на­вык, чтобы умели что-то делать своими руками, к тому же ра­бочие специальности всегда востребованы на рынке труда, – говорит Анастасия. – С другой стороны, видим, что у них есть интерес и к творческим про­фессиям. Однажды мастер-класс проводил профессиональный фотограф – дети были в вос­торге!

Вознаграждение гарантировано

Как человек наблюдатель­ный, Анастасия замечает психо­логические особенности ребят из детских домов. Не сразу полу­чается преодолеть недоверие и некоторый потребительский ци­низм, взращиваемый любителя­ми разово приехать к сиротам с подарками для очистки совести или чтобы потом попиариться на этом, выложив фото своей «благотворительности».

– Я предупреждаю заранее: кто хочет чистить карму – это не сюда. Нам нужны люди, готовые работать системно, регулярно, а не под настроение, – подчёрки­вает она. – У меня, например, вообще шестидневная рабочая неделя, и вопрос, зачем в един­ственный выходной за свой счёт ездить по детским домам, возни­кал не однажды. Особенно когда приезжаешь, а дети встречают тебя с видом «как вы в се нас заколебали!». Читается в них какая-то вселенская усталость от жизни, апатия, неверие в хорошее будущее.

Показателен случай одной девочки.

– Спрашиваю: «Чем бы тебе хотелось заниматься? Какое дело по душе?» – передаёт диалог Ана­стасия. – Она говорит: «Да пофиг, скорей бы девятый класс окончить и выйти отсюда». На­стаиваю, мол, ну а всё-таки, чем планируешь на жизнь зарабаты­вать? В ответ: «Какая разница! Ну, допустим, устроюсь проводницей». С наскока не открылась, но, когда поняла, что мы не разо­вые визитёры, рассказала.

Ока­зывается, хотела бы стать архи­тектором, только не верит, что такое возможно. Объяснили ей, что очень даже возможно, разло­жили по полочкам, куда надо по­ступать, рассказали о льготах для выпускников детских домов при поступлении. И глаза у девочки загорелись! После девятого клас­са она пошла в десятый, хорошо учится, решительно настроена на вуз. Вот и ответ на вопрос: «Зачем в единственный выходной?..»

Среди участников проекта не только взрослые, но и бойцы студенческих отрядов. Они ра­ботают в основном с ребятами помладше, проводят квесты, игры, а заодно наблюдают, у какого ребёнка к чему интерес и способности, чтобы вовремя подхватить, начать развивать.

С дальним прицелом

И всё-таки «Кот учёный» – проект добровольческий, благо­творительный, рассчитанный на специальную аудиторию – де­тей-сирот. Но и детям, живущим в семьях, не повредит помощь в выборе профессии. Оказывает­ся, в системе образования целый букет профориентационных проектов. Например, профиль­ные классы: медицинские, юри­дические, аграрные, педагоги­ческие, кадетско-полицейские, школьного лесничества, МЧС. По сведениям Министерства об­разования области, на сегодня в них занимается 1108 ребят.

– Мы обратили внимание, что многие выпускники вы­бирают по окончании школы профессию учителя, поступают в ОГПУ, и решили в качестве профориентационной работы организовать педагогический класс. Записались 6 человек – четверо 10-классников и две уче­ницы 11-го класса, – рассказала Улберген Тажиева, заместитель директора по воспитательной работе каргалинской СОШ № 95.

Теперь с частотой два-три раза в месяц ребята по специальному плану будут наби­раться знаний в стенах ОГПУ. Занятия с преподавателями старейшего вуза региона д ля них полностью бесплатны.

Между прочим, 69 процентов выпускников специализиро­ванных классов продолжают обучение в ссузах и вузах по соответствующему профилю.

Выбрать дело всей жизни юным оренбуржцам помогает и проект «Билет в будущее», рас­считанный на учеников 6 – 11-х классов. Для этого нужно заре­гистрироваться на одноимённой цифровой платформе. Исходя из потребностей региона определе­но 38 компетенций, по которым могут заниматься оренбургские школьники.

Наряду с диагностикой способностей и склон­ностей на цифровой платформе работают и 24 очные площадки в разных муниципалитетах об­ласти: в Медногорске, Ясном, Орске, Бугуруслане, Бузулуке, Ташлинском и других районах.

– Проект «Билет в будущее» позволяет учащимся буквально примерить профессию на себя, проверить, подходит ли она, – рассказала директор педагоги­ческого колледжа Бугуруслана Ирина Гармаза.

Хорошо, если найдёшь свой икигай ещё в детстве. Но если случилось промахнуться – в погоне за престижностью или следовании «по родительским стопам» без должного жела­ния, может, ещё не поздно впу­стить в жизнь ветер перемен?

Проверь себя

–  Какие достижения в своей жизни вы считаете самыми ценными? Возьмите лист бумаги и запишите 2 – 3 дела, которыми вы действительно гордитесь.

В чём состоят ваши особые знания и навыки? В чём вы считаете себя специалистом?

О чём вы с удовольствием рассказываете, на какую тему читаете лите­ратуру? Какие сайты посещаете чаще всего в свободное время?

Какое занятие приносит радость сердцу?

Кем вы видите себя в своих мечтах? Вы учитель, юрист, мать, учёный, книгоиздатель, фермер?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll to top