Вечер 12 ноября собрал в стенах Оренбургской филармонии аншлаг. Разумеется, с соблюдением санитарных норм, предписанных Роспотребнадзором. Публику ждала встреча с известным скрипачом Павлом Милюковым.
Вместе с камерным оркестром Оренбургской филармонии под управлением заслуженного артиста Республики Башкортостан Раушана Якупова он представил программу «Бетховен-250».
Были исполнены увертюра «Леонора» №3, которой принадлежит слава одного из величайших чудес симфонического искусства, концерт для скрипки с оркестром, считающийся наряду с «Крейцеровой сонатой» вершиной скрипичной музыки Бетховена, и симфония № 7, которую сам автор называл своей лучшей симфонией.
Предлагаем вашему вниманию интервью с именитым гостем.
Сколько стоит море?
– Павел, ваши гастрольные маршруты пролегают по всему миру. Сильно ли отличаются поклонники академической музыки в разных частях света?
– Может, я выскажу крамольную мысль, но по большей части публика мало что понимает. Я ведь играю не саундтрек, а великую музыку. Дай бог, чтобы я сам её понимал процентов на десять. Есть, конечно, музыкально образованная часть слушателей. Но это в основном те, которым за 65 и которых сегодня не пускают в зал. Значит, образованных слушателей стало ещё меньше.
– Но ведь для того, чтобы чувствовать музыку, не обязательно иметь за плечами консерваторию.
– Да, вы правы. Если человек способен признаться себе в своих чувствах, он сможет почувствовать музыку. Но сполна оценить её красоту всё-таки не сможет.
– Репетиция закончилась, а вы не выпускаете скрипку из рук, будто не можете с ней расстаться. Это раритет?
– Это Страдивари. Великий инструмент. Такого в мире больше нет. Мастера, которые его видели, сказали – лучшего инструмента просто не существует.
– Что отличает скрипку великого мастера от обычного инструмента?
– Что отличает нашу планету от Марса? На ней кислород есть. И тут (показывает на скрипку) тоже есть кислород. Меня удивляет, почему сегодня нельзя сделать такой инструмент?
– Кстати, да. Такие возможности в XXI веке, такие медицинские операции научились делать – на грани фантастики, а превзойти Страдивари до сих пор не можем. Почему?
– Потому что жизнь стремились продлить, а скрипка была никому не нужна. Сегодня всё мимолётно, одноразово. А этот инструмент сделан так, что существует 306 лет без единой трещины.
– И не под стеклом лежит, а работает.
– Ну да. И эту уникальность мало кто может оценить. Больше того, найдутся люди, которые скажут: «Да это ерунда».
– Или спросят: «Сколько стоит?»
– Однажды у Ростроповича спросили: «Сколько стоит ваша виолончель?» Он показал на море, мимо которого они шли, и задал встречный вопрос: «А сколько стоит море?»
– Вы даёте мастер-классы в России и Бразилии, как пишет Интернет. Почему именно в Бразилии? На родине бразильского карнавала так сильна скрипичная школа или, напротив, они хотят её развить?
– На самом деле я много где даю мастер-классы, но почему- то пишут о Бразилии. Сильная скрипичная школа была у нас. Но мы её растеряли. Сейчас она рассеяна по всему миру. А в Бразилии, как и в других странах Латинской Америки, не было не то что скрипичной школы, а высокой академической культуры. К большому сожалению для многих из тех, кто там живёт.
Нам рассказывают о том, как бразильские мальчишки грезят футболом, как Роналдо продал учебники, чтобы купить бутсы. Но не рассказывают про юных музыкантов, которые ходят в национальные библиотеки слушать классическую музыку.
В их национальных библиотеках есть много не точностей. Например, Рахманинов считается американским пианистом. Ну как же? Жил, писал и умер в Америке. Значит американец. Как и Стравинский. Так что до академической музыки там ещё далеко. Но что мог, я им дал. Хотя в основном преподаю в России.
Почему Ширвиндт не стал скрипачом?
– Вы выступали с великими дирижёрами, с прославленными оркестрами. С кем работалось лучше всего? С кем ещё хотелось бы пора ботать?
– Я со в семи большими и великими хочу поработать, потому что с ними интересно. А маленьких и, как бы подобрать слово, чтобы никого не обидеть, хочется научить тому, что умею сам. С большими и великими работать одно удовольствие. Я учусь у них. Может, они на меня так же смотрят, как я на маленьких. Не исключено.
– Ширвиндт рассказывал, как он прятался в туалете, когда отец заставлял его играть на скрипке. Многие музыканты жалуются на загубленное детство. А как вы относились к музыкальным штудиям?
– Поэтому Ширвиндт и не стал скрипачом. А от те х музыкантов, кого я знаю, ни разу не слышал про загубленное детство. Конечно, мне хотелось поиграть и в футбол, и в хоккей. Я и играл. Но понимал, что музыка – это моя жизнь. Я рано стал расчётливым. Лет в шесть, а я уже полтора года занимался музыкой, подумал: «Ничего лучше, чем играть на скрипке, не умею. Какой смысл начинать что-то другое? Куда дену эти полтора года?» И решил поднажать в музыке.
– Последствия пандемии не в последнюю очередь сказываются на людях искусства. Отменяются гастроли, играть приходится в зале с «социальной рассадкой». Это не может, мягко говоря, не угнетать творческого человека.
– Когда узнаёшь о тяжёлой болезни, самое правильное – отнестись к этому с мудростью. Вот и мы должны так же отнестись к пандемии. И извлекать уроки. Руки, например, начали мыть чаще, дистанцию держать. Что плохого?
Ну, а если говорить по большому счёту, сегодня прочитал интересную статью: в пандемию стал очень популярен некий онлайн-университет. Значит, всё-таки есть люди, которые стараются извлечь пользу из нынешней ситуации, получить образование. А когда началась пандемия, мы играли в пустом зале. Эти трансляции слушала аудитория в десятки, а может, и в сотни раз большая, чем мог вместить зал. Значит, всё не так плохо.
– Ваш любимый композитор?
– Сегодня вечером – Бетховен. А вообще, назвать кого-то одного трудно. Столько великих людей написало столько великой музыки. Сами по себе, будучи далеки от совершенства, они создали шедевры, которые способны приблизить нас к тому совершенному, что есть над нами.
Мы же знаем, что есть что-то более совершенное, чем мы. Наверное, шаманы и колдуны тоже могут. Я не знаю. Но музыка точно может.
Павел Милюков – выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, там же окончил аспирантуру. В дальнейшем обучался в Венском университете музыкального и исполнительского искусства. Преподаёт на кафедре скрипки Московской консерватории. С 2007 года постоянный солист Санкт-Петербургского дома музыки. С 2012-го солист Московской государственной академической филармонии. Сотрудничает с ведущими симфоническими оркестрами мира.
Наталия Веркашанцева