В январе в областном драмтеатре покажут удивительную премьеру.
Режиссёр Александр Фёдоров в очередной раз взял за основу неожиданный текст. В этот раз зрителей ждёт спектакль по книге американской писательницы Кейт ДиКамилло «Удивительное путешествие кролика Эдварда». Главные роли сыграют тёмные лошадки.
«Возвысить или загубить»
Вещь эта пока малоизвестная. Однозначно сказка, но больше, наверное, для взрослых. А может, только для них одних. Короткая, яркая история о том, как фарфоровый кролик научился любить. Это если говорить грубо, ведь нельзя взвешивать на весах смыслы и метафоры, они от этого начинают казаться плоскими.
– Да, это определённо вы зов, но в этом и интерес, чтобы ставить перед собой трудные задачи и решать их. Тем более что материал благодатный, – говорит Фёдоров в ответ на слова, что трудно представить подобную постановку на сцене театра драмы.
Почему? В первую очередь, наверное, потому что одни из главных героев книги – дети. Правда, Александру это не кажется препятствием, он уверен, что артисты сделают своё дело убедительно.
– Вообще, в спектакле каждый артист играет по три-четыре роли. В одном из составов Эдварда сыграет начинающий актёр Константин Гусев. Почему я взял на главную роль, по сути, дебютанта? Потому что надо давать человеку возможность расти. И через сложный материал тоже, который может как загубить, так и возвысить. Когда я был юным, мне тоже доверили сыграть в «Между чашей и губами» и «А зори здесь тихие…». И знаете, когда было распределение на своём, студенческом уровне, меня никто не выбрал. Это потом сделали мастера.
Константин сейчас в таких же условиях, как и Эдвард в книге. Ход аналогичный. Молодой парень попадает в жернова, и ему нужно, пройдя череду испытаний, найти самого себя. И с этим образом сам артист будет меняться. Именно на таких ролях взрослеют режиссёр, труппа, зрители.
В другом составе Эдварда играет опытный актёр Дмитрий Гладков, и они в чём-то серьёзно помогают друг другу. Кстати, Сара-Рут – одна из ключевых фигур в спектакле – тоже досталась вчерашней студентке Наталье Свиридовой.
Для меня это история человека. Хочу, чтобы зритель увидел в Эдварде не игрушку из фарфора, а себя самого. Вначале герой – эгоцентрист, мы все рождаемся эгоцентристами. Но испытания меняют его. Постепенно он понимает, что такое любовь в самом широком смысле этого слова, и отказывается от себя. Разбиваясь вдребезги, он воскресает. В этой истории есть и светлые и горькие моменты, это и сказка и притча, и комедия и драма. Микс всего того, что есть в жизни. Для меня «Удивительное путешествие кролика Эдварда» перекликается и с «Реквиемом» Моцарта, и с «Одиссеей» Гомера.
Александр Фёдоров, режиссёр
От 12+ до бесконечности
Александр Фёдоров признаётся, что ещё очень многое надо будет решить в вопросах постановки спектакля.
– Мы начали работать осенью, прерывались на несколько месяцев из-за коронавируса, поэтому нельзя сказать, что было много времени для работы. Всё сейчас в процессе.
Создаётся впечатление, что режиссёр ещё многое не хочет раскрывать зрителям заранее, готовя их к некому экзистенциальному потрясению.
Вообще же, «Удивительное приключение кролика Эдварда» уже опробовано на российской сцене. На вопрос: «Вы видели эту вещь в постановках других режиссёров?» – Александр ответил, что только небольшие кусочки из спектаклей Московского театра имени Чехова и Российского академического молодёжного театра. Тут хочется отметить, что обе постановки предназначены для взрослых и детей старше 8 лет. Фёдоров рекомендует просмотр с 12 лет. И это тоже своего рода заявка на собственную интерпретацию событий.
– Хотелось ли самому выйти на сцену? – переспрашивает Александр. – Нет. Я не настолько уникален, чтобы самому и ставить спектакль и потом играть. Мы одну только сцену Сары-Рут репетировали шесть часов подряд! Вообще, я всех героев так или иначе сыграл, пропустил через себя. Как режиссёр, я даю начальный импульс, артист же, принимая его, постепенно начинает отрываться от меня и делает всё уже лучше, чем я. И это самые дорогие моменты.
Рассуждая о спектакле, Фёдоров скажет:
– В нас сидит, что мы можем стать счастливыми только через страдания, – а на вопрос: «А без страданий обрести счастье возможно, на ваш взгляд?» – ответит: – У меня, наверное, ни разу не получалось быть счастливым без каких-то терзаний. Счастье, наверное, и есть тот микс, в котором и горе, и радость, и отчаяние. Эта смесь и создаёт ощущение счастья, когда ты испытал что-то нехорошее и вдруг получил конфету.
Каким же получится спектакль «Удивительное приключение Эдварда»? Режиссёр, кстати, намеренно убрал из названия слово «кролик». И это можно расценивать как одну из подсказок зрителям.
В любом случае, впереди любопытная премьера и приятно, что новый, 2021-й сразу же подарит оренбуржцам необычное театральное впечатление.
Фото Полины Кузаевой