fbpx

Делай бизнес на уроках

Победители получили сертификаты на консультационные услуги и сопровождение проектов (в центре – наставник Сергей Игохин)

 

Два месяца в Оренбурге 23 новые компании учились строить бизнес. Прямо с нуля – от идеи до первых клиентов.

Доставка фермерских продуктов, школа этикета, студия растяжки, школа написания текстов, программное обеспечение для автомобилей, студия отбеливания зубов, круглосуточная сиделка – с какими только проектами не пришли в Центр поддержки предпринимательства!

Но как это в реальности скажется на развитии малого бизнеса? Даст ли тот самый прирост в десятки миллионов новых рабочих мест, на который нацелил регионы президент? С какими проблемами вообще сталкиваются новички?

Пристреливаться пулями

Идея проекта «Делай бизнес» Центра поддержки предприни­мательства Оренбургской об­ласти проста: руководители, ко­торые уже построили своё дело, должны передать опыт. Наби­рают учеников, прописывают с ними бизнес-модель, пошаговое планирование, делают расчёты, ведут их до первых клиентов. За два месяца начинающие прошли 12 мастер-классов, получили немало ценной информации, которой не найдёшь ни в каких учебниках. Только уникальные, лично пережитые ситуации.

– Я стала работать на себя в начале 90-х, – рассказывает Людмила Зарщикова, руково­дитель предприятия по пошиву верхней одежды, один из настав­ников проекта. – По профессии инженер-строитель, была на­чальником отдела в строитель­ном управлении. Ушла в декрет с третьим ребёнком. А тут зарпла­ту не платят. И что делать? Все поехали в Москву с клетчатыми сумками, и я поехала, как-то выживать надо было. То есть начинала с торговли, и только когда появилось достаточно оборотных средств, открыла производство.

Самое главное в своём деле, по мнению Людмилы Петровны, – просчитывать на несколько шагов вперёд, тщательно изучать рынок, работу конкурентов, по­требительские настроения:

– Перед стрельбой ядрами стоит пристреливаться пулями, – вот главный принцип, который всегда помогал мне в работе, – говорит она. – Ты должен от и до знать своё дело, прежде чем масштабироваться. Это я гово­рила и своим ученикам на про­екте. И, что очень важно, нужно знать, кому продавать, кто будет пользоваться вашими услугами. Мы, когда открывали первую фабрику, работали почти наугад. Сейчас уже знаем тренды, на­строения потребителей. Одной идеи и желания заниматься любимым делом мало! Нужно искать свою нишу.

Нет кадров – нет проекта

По словам другого настав­ника, Сергея Игохина, владель­ца сети фитнес-клубов, самая актуальная проблема для бизне­са сегодня – отсутствие кадров.

– У нас же вообще не готовят востребованных специалистов – SMM-менеджеров, таргетологов, которые могут грамотно настро­ить рекламу в социальных сетях, программистов хороших едини­цы. В теме ЗОЖ не хватает ква­лифицированных диетологов, нутрициологов, специалистов в области спортивной медицины. Такие специалисты нужны всё больше и больше.

И даже администраторов, менеджеров приходится обучать самым элементарным навы­кам – общению с клиентами, отработке кризисных ситуаций. А ведь они – лицо вашего биз­неса. Не все знают владельца, а с тем, кто встречает клиентов, знаком каждый.

Ещё один недостаток совре­менного бизнеса в России – от­сутствие чётких правил игры. Тот же фитнес только в последние годы начал активно стандарти­зироваться. Специалисты заго­ворили о законах, регламентиру­ющих эту деятельность. Но вот в сфере красоты, например, царит настоящий хаос.

В большинстве домов Оренбурга сегодня легко можно найти специалиста по «бровкам, ноготкам, шугарин­гу» и даже процедурам красоты – заметьте, уколам серьёзными препаратами, которые при не­правильном применении могут нанести вред здоровью и даже угрожать жизни. Ни о каких лицензиях, сертификатах, дипло­мах и речи нет. В лучшем случае – недельные курсы в ближайшем обучающем центре.

У вас неадекватные требования

Очень остро этот вопрос стоит на рынке дополнительных образовательных услуг. По нормати­вам, если ребёнок находится на занятиях до 4 часов без питания, то деятельность не подлежит обязательному лицензированию, а значит, и проверкам.

– Очень показателен такой пример, – рассказывает Наталья Ермакова, руководитель детско­го центра в Оренбурге. – Звонит парень и предлагает вести у нас уроки выживания: как развести костёр в диких условиях, как оказать первую помощь, – ОБЖ, проще говоря. Прошу принести документы – диплом педунивер­ситета, справку об отсутствии судимости, медицинскую книж­ку. На что он отвечает, что у меня «неадекватные требования», он работает в нескольких центрах и таких документов у него ни разу не просили.

Таким образом, можно сде­лать вывод о качестве услуг большинства организаций до­полнительного образования, потому что лицензировались лишь единицы по всему городу. И это целый пласт проблем, ко­торые нужно решать как можно скорее. Так что проект «Делай бизнес» нацелен в том числе и на популяризацию легального ведения бизнеса.

– На выходе все наши уче­ники зарегистрировали ИП или ООО, – рассказывает Айгуль Чукеева, куратор проекта «Делай бизнес». – Мы много говорили о том, как важно работать в от­крытую, к чему могут привести какие-то серые схемы. Много примеров, когда люди по незна­нию нарушали закон и теряли свой бизнес.

И когда мы пропи­сывали финансовую стратегию, закладывали туда расходы на налоги в том числе. И мы на­стаиваем на том, что это такая же важная часть вложений, как инвестиции в оборудование или заработную плату.

Привыкли развиваться вопреки

Готовность людей к тому, чтобы заниматься своим делом, сегодня, безусловно, выше. И молодёжь живёт проектами, которые хотела бы реализовать сама. Мечта о проходной завода и ведомственной квартире давно ушла в прошлое. Вопрос в том, с чего начать и как не прогореть.

– Конечно, наставничество очень важная инициатива, – рассуждает Сергей Игохин. – Я пришёл в фитнес-индустрию из другого бизнеса, но всё равно на­чинал с нуля, всё для меня было новое. Это был 2008 год, начинал после серьёзного кризиса. И если бы рядом был человек, который помог бы разработать маркетин­говую стратегию, финансовое планирование, внутренние про­цессы, то очень многих ошибок удалось бы избежать.

И таких историй в российском бизнесе тысячи. Почти все начали работать на себя именно потому, что другого варианта выжить и прокормить семью просто не просматривалось.

И, как правило, идеи, увлёкшие бизнесменов, были глубоко личными. Взять хотя бы огромный пласт ферме­ров, которые далеко не от хоро­шей жизни ушли в 1990-е в част­ники.

Многие сделали это потому, что не могли видеть, как развали­ваются колхозы и люди спивают­ся, как гибнет село. Про женщин, массово занявшихся торговлей, и говорить не приходится. Про мужчин, которые применили на деле даже минимальные знания: как отремонтировать машину, квартиру, собрать мебель, – и по­том сделали из этого целое пред­приятие, можно писать и писать.

Это главная особенность нашего предпринимательства – люди на­чинали вопреки обстоятельствам, потому что другого способа вы­жить просто не видели. Проби­вали лбом, пахали круглыми сут­ками всей семьёй. Современные маститые бизнесмены – люди, закалённые кризисами, девальва­циями, огромными процентными ставками, удушающими провер­ками и постоянно меняющимися законами.

Именно потому новый проект ЦПП в какой-то степени революционный. Забота, настав­ничество, квалифицированная помощь, да даже просто место, где можно встретиться, провести переговоры, бесплатно посетить какие-то семинары и мастер- классы, – огромное достижение для бизнеса.

Наконец он может перейти в системное русло, консолидироваться, получить реальную поддержку, а там, мо­жет быть, и дать те самые новые рабочие места. Словом, хочется увидеть проекты, которые по­бывали в первом потоке «Делай бизнес», через год, с реальными результатами и, хочется верить, достижениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll to top