Мария Гомзикова из Сакмары мгновенно определяет высоту любого звука.
Что делать матери, ребёнок которой родился с редким даром – абсолютным музыкальным слухом? Каково это, слышать, как твоя трёхлетняя дочка идеально чисто напевает мелодически сложные романсы и оперные арии, которые постоянно звучат в доме?
Одна на десять тысяч
Говорят, что ребёнок ещё в утробе матери способен воспринимать музыку, потому беременным даже советуют слушать классические произведения. Екатерину Гомзикову из Сакмары уговаривать на это не приходилось. Она сама профессиональный музыкант, композитор. Музыка всегда в ней, с ней и вокруг неё.
– У нас музыкальная семья в нескольких поколениях, – рассказывает Екатерина Сергеевна. – У моей бабушки Анны Александровны был великолепный голос, колоратурное сопрано. Она преподавала математику в школе и при этом руководила школьным оркестром народных инструментов. Самостоятельно освоила игру на фортепиано, гитаре, домре, балалайке, мандолине… Мама по профессии врач, но тоже одарённый человек: прекрасно танцевала, рисовала. Отец Сергей Иванович пел, у него был красивый тенор, а работал электриком-испытателем на машзаводе.
Гордится Екатерина Сергеевна и старшей сестрой – музыкальным педагогом-методистом, и племянниками: Александр Златин – концертирующий пианист, Евгений Златин – музыкальный журналист. Сама Екатерина Сергеевна уже 35 лет преподаёт фортепиано в Сакмарской школе искусств, пишет музыку.
– Только композитор радуется, когда его песенка спета, – шутит она.
В её композиторском репертуаре более 30 песен, концерт для фортепиано с оркестром и даже опера по пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке». Машин отец тоже профессиональный музыкант, баянист. Так что был ли у Марии шанс родиться кем-либо другим или пойти не по музыкальной линии?
– Я уже в пять лет знала, что хочу стать музыкантом, – вспоминает Мария Гомзикова. – Пианино меня всегда влекло. В начальных классах каждый день занималась по два-три часа, ближе к старшим классам – по четыре-пять часов. Но время занятий, казалось, пролетает быстро. А если находилась, например, в гостях у родственников, где не было пианино, начинала тосковать по инструменту.
Рояль и сейчас её лучший друг. Кажется, он единственный, кого она свободно допускает в свой внутренний мир, доверяет чувства, переживания.
– Я человек сложный и по большей части закрытый, – признаётся Мария. – Душой молодёжных компаний меня не назовёшь. Популярную музыку я, можно сказать, не люблю совсем, разве что ретро, например, АВВА, «Бони М», «Песняры».
Сейчас Марии 25 лет. Как и мама, она работает концертмейстером и преподавателем фортепиано в Сакмарской школе искусств. За плечами уже дипломы оренбургского музыкального колледжа и института искусств имени Ростроповичей, а сейчас она учится в магистратуре Уфимского института искусств, класс профессора Рустама Губайдуллина.
Первой её учительницей, в четыре года, разумеется, стала мама. И уже к шести годам Мария играла пять вальсов Шопена.
– Я не удивлена тем, что Маша родилась музыкально одарённой, – говорит Екатерина Сергеевна, – но абсолютный слух – дар довольно редкий, считается, что это один случай на 10 тысяч человек! Машина ли просигналит, качели во дворе издадут скрип – Мария тут же определяет высоту звука и называет ноту. Всегда безошибочно – проверялось неоднократно.
Только левой!
Ещё едва доставая до клавиатуры, она легко подбирала любую мелодию. И сейчас может повторить фрагмент из сыгранного при ней незнакомого произведения. Во времена Моцарта эта способность считалась чуть ли не трюком, и маленького Вольфганга, словно дрессированную обезьянку, возили по городам и весям удивлять публику.
Мария сторонится подобного внимания и говорит, что это даже утомляет – всегда слышать и знать высоту каждой ноты. Она больше дорожит хорошей музыкальной памятью – способностью легко заучивать огромные объёмы музыкального материала наизусть. Из любимых произведений называет концерт Равеля для левой руки. Правая рука пианиста при его исполнении не задействована вообще и просто лежит на колене. Этот концерт Равель писал специально для пианиста Пауля Випгепштейна, потерявшего правую руку в Первой мировой войне.
Признание в музыкальном мире Мария Гомзикова получила ещё в пятилетнем возрасте, когда приняла участие в конкурсе «Звёздочки Оренбурга». Жюри отметило не только голос и слух Маши (на этом конкурсе она выступила как вокалистка), но и её артистизм – девочка совершенно свободно чувствовала себя на сцене.
Похоже, полное отсутствие сценического волнения у них тоже семейное. Екатерина Сергеевна говорит, что и она сама, и Маша никогда не боялись выходить на сцену: сколько бы ни было народу в зале, обе пианистки чувствуют себя спокойно и сосредоточенно.
В 8 лет Маша начала сочинять музыку – фортепианные миниатюры. А к 11 годам уже стала лауреатом конкурса композиторов «Нотная тетрадь». Сейчас она автор целого концерта для фортепиано с оркестром.
– С оркестром мой концерт не звучал ни разу, – вздыхает Мария, – а на двух роялях с Ириной Георгиевной Цыкуновой, моим педагогом в колледже, мы его играли.
Произведения собственного сочинения, а также многое, что Мария Гомзикова исполняет как пианистка и вокалистка, она выкладывает в Интернет. В этом чисто технически ей помогает супруг Дмитрий, программист по профессии. Пара в браке четыре года, 24 ноября отметят льняную свадьбу. В своё время Дмитрий и сам увидел Марию в Интернете, он на тот момент жил в Нижнем Новгороде.
Завязалась переписка, выяснилось, что оба интересуются Средневековьем. Дмитрий оказался интеллигентным, начитанным и разносторонним человеком. Словом, подходящим зятем для столь творческой семьи. Проникнувшись духом музыки в доме Гомзиковых, Дмитрий и сам решил освоить музыкальный инструмент – гитару. И сейчас он второклассник в той самой школе искусств, где преподают его жена и тёща.
«Лайки» вместо аплодисментов
Современные правила позволяют и взрослым учиться в школах искусств. В целом же тенденции в инструментальном исполнительстве, увы, не радужные. Был период, когда преподавателям музыкальных школ, чтобы обеспечить себе нагрузку, приходилось обходить общеобразовательные школы и уговаривать детей обучаться музыке.
Современные родители предпочитают отдавать своих чад больше на танцы, чем на фортепиано, скрипку или баян, как в советские годы. Из всех инструментов самой популярной сейчас становится гитара. Марию, кстати, тоже не обошло стороной её очарование, и девушка окончила Сакмарскую школу по классу гитары лишь к 18 годам, просто так, для души. Вторым инструментом к гитаре шла домра. Так что Маша теперь, как и её прабабушка, человек-оркестр.
– Порой мне бывает обидно, когда занятия музыкой ставятся в один ряд с вязанием или вольной борьбой. Допустим, у ребёнка хорошие музыкальные способности, и я вижу, что могла бы выводить его на конкурсы. А родители параллельно записывают его ещё в 33 кружка. В итоге ребёнок распыляется и не успевает ничего! – размышляет Екатерина Сергеевна. – Детей, молодёжь надо спасать от дурновкусия и цинизма!
Классическая музыка, в отличие от популярной, любима далеко не всеми, круг зрителя у академических исполнителей всегда был ограничен лишь знатоками и ценителями. Всенародной известности, как, например, у Дениса Мацуева, музыканты добиваются крайне редко и то не без помощи некоторого популизма, исполнения шлягеров, благотворительных акций.
Музыкантами периодически делаются попытки знакомить широкие массы с шедеврами классики в доступной форме, например, включая в исполнительскую манеру элементы танца или акробатические трюки, но радикально аудиторию это не меняет. На что же в таком случае надеяться талантливому и работоспособному музыканту-исполнителю из сельской глубинки? Раньше трамплином в популярность были конкурсы. Конкурс имени Чайковского, например, в своё время принёс известность Ван Клиберну. Но многих ли других победителей даже такого престижного конкурса, как имени Чайковского, мы можем вспомнить?
Мария не раз привозила призовые места с международных и всероссийских конкурсов пианистов, есть и конкурсные высоты, покорить которые оренбурженка пока лишь мечтает.
– Сейчас Интернет даёт невиданные прежде возможности, – говорит Мария. – Иной раз вижу «лайки» и отзывы к моим выступлениям от музыкантов из разных стран, от преподавателей музыкальных вузов разных городов. Надеюсь на себя и на удачу. Как говорится, жизнь – это то, что происходит, когда ты строишь совсем другие планы.