Ох уж эта школа!

От психологической атмосферы в классе зависит и успеваемость, и мотивация к учёбе.

Учебный год начался недавно, а проблемы тут как тут.

На вопросы жителей области о взаимоотношениях с одноклассниками и учителями, об отношении к учёбе отвечают психологи оренбургской службы Детского телефона доверия (ДТД).

Ирина Ильинична, Оренбург:

– Моей дочке Маше 11 лет,  она перешла в 5-й класс. Добавились новые предметы, новые учителя, и теперь все её тетрадки красные от исправлений и замечаний. Уже успела нахватать троек. Допускает нелепые ошибки, спешит, домашнее задание делает с отношением «лишь бы отвязаться». Когда ругаю её, винит во всём учителей. Говорит, они ей не нравятся. Всё чаще стала думать о мальчиках и модной одежде. Как мне с ней себя вести, чтобы она от меня не отвернулась?

Вера, консультант ДТД:

– Подростки много общаются со сверстниками, отсюда стремление нравиться мальчикам и модничать. Интерес к учёбе, как и авторитет взрослых, снижается. И тем более важно сохранить доверительные отношения родителей с подростком, перейти в общении на позицию взрослого принимающего друга. Постарайтесь снизить количество замечаний и критики в её адрес, критика лишь усугубит ситуацию. Можно спросить у дочери, какие качества в людях ей нравятся, а какие нет. Возможно, так вы поймёте, в чём причина конфликта с учителями. Можно вместе с дочкой составить словесный портрет мальчика, который ей бы понравился, поразмышлять о её планах, целях и ценностях. Так вы поможете ей найти мотивацию для дальнейшего обучения.

Михаил, Бугуруслан:

– Мой сын всегда учился на четвёрки и пятёрки, но в конце 10-го класса у них сменился учитель математики, и у сына пошли двойки по этому предмету. Сейчас высоких оценок по математике почти нет. По другим предметам у сына успеваемость прежняя, хорошая. На контакт учитель математики не идёт. Директор обещал разобраться, но пока изменений нет. Я просил показать контрольные работы сына, чтобы понять, за что снижена оценка. Мне отказали. Думал, может, перевести сына в другую школу, но он не хочет, здесь много друзей. Возникает чувство несправедливости от такой предвзятости и неуверенности в будущем, ведь сыну в этом году сдавать ЕГЭ и поступать.

Анастасия, консультант ДТД:

– Проблема предвзятости существует, хотя и встречается редко. Постарайтесь чаще бывать в школе, ходите на собрания, как родитель, вы имеете право даже присутствовать на занятиях, только спросите у сына, не против ли он. Важно убедиться, что сын объективно описывает ситуацию. Здесь нужна холодная голова, не стоит видеть в педагоге монстра. Что касается отношений с сыном, ему нужна ваша поддержка.

Расскажите, что вы его любите, несмотря на оценки. По большому счёту, так ли важны пятёрки и четвёрки? В конце концов, уровень знаний выпускника, в том числе по математике, выявит ЕГЭ. Именно экзамен, а не оценки, выставленные учителем, откроет дорогу в вузы.

Валентина, Оренбург:

– Дочери 12 лет, она очень дружна с одноклассницей Катей. Недавно так получилось, что дочка на перемене неловко махнула рукой и ударила Катю. Это вышло нечаянно, а одноклассница обиделась и теперь не хочет дружить с моей Наташей. Дочь переживает, винит себя, чувствует себя после разрыва отношений одиноко. Она извинилась перед подругой, но та её не прощает. Меня тревожит, что дочь считает себя обязанной что-то дополнительно сделать, чтобы её простили. А ведь фактически она не виновата.

Олег, консультант ДТД:

– Здорово, что ваша дочь понимает важность отношений, ценность дружбы. Но чувствует ли то же самое её подруга? Раз она не стремится возобновить отношения, несмотря на принесённые извинения, возможно, имеет место манипуляция на чувстве вины, а это отличает поверхностные отношения от настоящей дружбы. В этой ситуации, конечно, важно поддержать ребёнка, побыть с дочкой и её переживаниями. Одиночество и чувство вины, о которых вы говорите, часто является показателем недостаточной наполненности внутреннего мира человека вниманием, любовью и заботой. Вы можете попробовать заполнить своей любовью и поддержкой душу вашего ребёнка. Именно любовь родителей даёт опору и силы нашим детям в будущем, позволяет твёрдо стоять на ногах и открыто строить отношения с людьми, а не из чувства вины или страха, что тебя бросят. Если ситуация с переживаниями не разрешится в ближайшее время, стоит обратиться к психологу очно.

Маша, Орск:

– Меня обижают одноклассники в школе, они надо мной насмехаются, издеваются. Я не знаю, как себя вести. Говорила родителям, но они не верят.

Маргарита, консультант ДТД:

– Находиться в коллективе, который настроен против вас, очень тяжело, особенно если и взрослые не разделяют или обесценивают ваши переживания. Изменить отношение сразу всего класса сложно. Попробуйте найти в классе хотя бы одного друга, с которым сможете общаться более тесно, а впоследствии двух или нескольких. Тогда вы не будете чувствовать себя одной против всех. Можно попробовать сообщить насмешникам, что вам неприятно, когда они так себя ведут. Поначалу они могут посмеяться и над этим, но после нескольких повторений перестанут. Хорошо бы найти человека, с которым вы могли бы поделиться чувствами и который бы мог вас поддержать и посочувствовать. Если такого человека пока рядом нет, предлагаю вести дневник и всё записывать, в том числе дату, время, место, кто что обидного вам сделал или сказал. В случае чего у вас будут доказательства.

Алина, Оренбург:

– Я учусь в 9-м классе, и именно в этом проблема. Раньше учёба шла легко, в школу я ходила с удовольствием. Но в этом учебном году с первых дней занятий почувствовала, как выросло напряжение, ведь впереди самые ответственные годы обучения – итоговые, надо достойно сдать ОГЭ и ЕГЭ и поступить в хороший вуз. У меня появился страх не оправдать ожиданий родителей. Как с ним справиться?

Светлана, консультант ДТД: 

– Алина, действительно, случается, что родители порой возлагают на детей свои нереализованные планы и мечты, считая, что дети должны достичь того, что не вышло у них самих в своё время. И, конечно, вы можете ощущать это как некое давление, бремя чужих ожиданий, страх не соответствовать. В такой ситуации вам достаточно самой ощущать собственные границы и понимать, что вы, хоть и дочь своих родителей, но другой, отдельный человек. Личность со своими желаниями, представлениями о жизни и своём месте в ней. Можно сообщить родителям о вашем напряжении, сказать, что вас в этот период серьёзной учёбы больше бы поддержало их доверие и любовь без условий.

Антон, Бузулук:

– Мы с женой в разводе. На выходные беру дочку  9 лет к себе. Время проводим интересно и весело, пока дело не доходит до уроков. Сами уроки она делает быстро и хорошо, но усадить её за домашнее задание – целая проблема. Пробовал по-разному: и уговорами, и обещаниями потом пойти в парк, и угрозами отвезти её к маме прямо сейчас. Итог один – скандал и слёзы. Не понимаю, что такого неприятного для неё в выполнении домашнего задания.

Ирина, консультант ДТД:

– Здесь проблема лежит гораздо глубже, чем просто в нежелании ребёнка делать уроки. Дети зачастую сильно переживают развод родителей, хотя открыто об этом и не говорят. Они ещё не в полной мере способны осознавать свои эмоции, а это, скорее всего, и тревога, и страх, и чувство вины. Вам необходимо дать понять дочке, что, несмотря ни на что, вы оба продолжаете любить её, как и прежде. Можно организовать совместную прогулку, поход в кино, в кафе. Пусть она почувствует, что вы и ваша бывшая супруга остаётесь в хороших отношениях и по-прежнему дарите ей свою любовь и заботу. А по поводу уроков придерживайтесь общих рекомендаций для всех. Давайте больше свободы и самостоятельности, пусть сама составит распорядок дня и выберет время для выполнения уроков. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Будьте терпеливы, не подгоняйте, не кричите.

8-800-2000-122 – это телефон доверия для детей, подростков и их родителей. Круглосуточно, бесплатно, анонимно.

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top