Около 39 миллионов человек в мире полностью слепы, и их жизнь очень сильно отличается от жизни зрячих.
Родственница приятельницы родила тотально слепого ребёнка. Теперь эта проблема вытеснила все остальные. Ежедневное общение с подругой начинается с её рассказов о том, как они учатся жить со свалившейся данностью.
Коррекционную школу-интернат № 2 для незрячих детей в Оренбурге открыли четверть века назад. Учебное заведение единственное в области, дающее полноценное образование детям с проблемами зрения. Деток, постигающих грамоту по Брайлю, оказывается, не так уж и мало. В школе 145 учеников. Они не только из Оренбурга, но и со всей области.
– У нас 26 ребят тотально слепых, у остальных проблемы со зрением той или иной тяжести, – рассказывает директор школы Ирина Малютина. – 32 ребёнка живут в интернате круглогодично. Некоторые детки из Орска, Матвеевки, отдалённых районов области, и родители их забирают домой лишь на каникулы. Наши дети отлично осознают, что происходит вокруг, и вполне способны справляться с повседневными ситуациями. Они вовсе не беспомощны.
Интернат – серьёзная школа жизни. Для незрячих это трудный экзамен на выживаемость. Самостоятельность – главное условие социализации, готовность к свободному плаванию без посторонней помощи.
Отличие этой школы от обычных в том, что ученики здесь ходят на уроки не с ручками и карандашами, а с грифелем и прибором для письма.
В первом классе идёт урок. Преподаватель Наталья Филиппова учит детей азам. В классе четыре абсолютно слепых ребёнка.
– Возьмите грифель тремя пальчиками: указательным сверху, большим и средним с боков. Заправьте бумагу в прибор. Аккуратно, не нажимая, поместите кончик грифеля в первую клетку от правого края прибора. Попробуйте провести кончиком грифеля внутри контура клетки. Чувствуете углубления? Попробуйте почувствовать, где находятся все шесть углублений в брайлевской клетке.
Первоклашки охотно включаются в учебный процесс: сук, ус. Потом кончиками пальчиков пытаются прочитать написанное.
– За два с половиной месяца учёбы у нас хорошие результаты. Дети очень способные, – с гордостью говорит Наталья Николаевна, учитель с более чем 20-летним стажем.
Чаще всего слепые от рождения люди или те, кто потерял зрение, смирились с этим. Они не воспринимают слепоту как ограничивающий фактор.
Среди выпускников школы есть золотые медалисты, которые получают хорошее образование, становятся педагогами, музыкантами. Прошлогодний выпускник Никита Попов поступил в московский вуз на факультет богословия, Сергей Волгаев стал студентом института имени Ростроповичей. В этом году два ученика – Семён Васильев и Марат Курмакаев – выступили на главной, кремлёвской сцене в Москве со звёздами российской эстрады.
Четыре выпускника школы – Анастасия Лошкарёва, Изабелла Родина, Наталья Овсянникова и Илья Севостьянов – вернулись в родные стены теперь уже в качестве учителей. Им особенно легко удаётся найти общий язык с незрячими детьми, ведь они на одной волне, потому что по-иному воспринимают мир. Слепые люди остро слышат пространство, тонко осязают его. А ещё они полагаются на память. Бывает, что некоторые из них развивают нечто похожее на эхолокацию.
– Я работаю здесь всего год, – рассказывает Ирина Малютина, – и первое время не могла понять, как они без посторонней помощи прекрасно ориентируются в пространстве, как понимают, кто стоит перед ними. Кажется, что иногда достаточно движения воздуха, чтобы они поняли, что происходит вокруг.
Незрячие люди так же, как обычные, читают книги, посещают концерты, ходят в кино и рестораны, создают семьи, рожают детей, занимаются спортом, в том числе экстремальными видами.
Поняла сама и расскажу подруге: в этих детей надо верить, они на многое способны. Чем больше мы верим, тем больше настоящих маленьких подвигов они совершают.
Им снятся сны
Да-да, слепые способны видеть очень разные сны. Пусть они их не видят, но ощущать их иными способами они могут. 18 процентов чувствуют во сне вкус, 30 процентов – запахи, 70 процентов осязают что-то, 86 процентов слышат разнообразные звуки.