Двое в лодке не считая ребёнка

В отличие от детей прошлых поколений сегодняшняя ребятня имеет большие возможности: разнообразие игрушек, одежды, развлечений, к их услугам платные и бесплатные образовательные учреждения.

Казалось бы, дети должны иметь широкий кругозор и чувствовать себя счастливыми. Но социологи, педагоги и психологи утверждают обратное.

 

Дедушка в шоке

В семья Кузьминых, живущей в обычной оренбургской хрущёвке-трёшке, три поколения. У 7-классника Степана своя комната. Спальня отдана родителям – Максиму Викторовичу и Ольге Олеговне, хозяйке «принадлежит» и кухня. Недавно переехавший к ним дедушка Виктор Евгеньевич обживает зал. Только так, каждый на своём месте, они могут спокойно сосуществовать – все вместе, но в то же время каждый сам по себе. Максим Викторович откровенно признаётся:
– Я тоже рос у родителей один, но у нас была настоящая семья: мы вместе ужинали, обсуждали дела. Мама спрашивала о моих школьных делах. В выходные вместе убирались по дому, ездили в деревню копать картошку. Сегодня не могу уговорить супругу выехать на природу или сходить в кино. Она постоянно занята делами. Степан помогает по дому спустя рукава. Кажется, его вообще мало что интересует, кроме компьютерных игр и переписки с друзьями. После школы редко выходит из дома. Уже жалею, что накупил ему все эти гаджеты. Кстати, я как раз не против друзей, но они у него только виртуальные, некоторых он и в лицо не знает! Отец, переехав к нам, был очень удивлён образом жизни внука, но тот сразу дал понять, что ничего менять не собирается. У нас, получается, и не семья, а коммунальная квартира.

 

Шуршите листьями

Этот пример привела частнопрактикующий психолог Оксана Кирменёва. Она говорит о кризисе современных семей.

– На консультации я задаю ребёнку или родителям показательный вопрос: «Что вы делаете вместе всей семьёй?» Большинство молчит. Навести порядок в доме, собрать урожай на даче, пошуршать листьями в осеннем лесу, пойти в театр и пообедать за одним столом в выходной день – всё это делать многие семьи вместе уже не могут. А общение в семье – главное условие для становления маленькой личности.

Другой психологической проблемой Оксана Александровна считает нехватку личных контактов между детьми. В социальных сетях общаться проще. Уладить конфликты можно с помощью смайликов, поздравить с днём рождения – картинкой, а удивиться – набором восклицательных знаков. Однако ребёнку, который мало общается вживую, будет сложно в будущем построить семейную жизнь и найти работу. Что как раз грозит нашему 7-класснику Степану. В реальной жизни конфликт нужно уметь решить. И учиться этому важно с детства. Как пример можно взять советские фильмы про школьников, в которых чётко показаны добро и зло, общение родителей и детей, микроконфликты, ответственность, традиции. Такое кино Оксана Кирменёва советует посмотреть детям вместе с родителями.

 

Недоласканные

Психолог оренбургского лицея № 4 Татьяна Самарцева говорит, что конфликт отцов и детей, конечно, не нов. Однако сегодняшние родители, в отличие от тех, что были несколько поколений назад, не знают, КАК воспитывать, КАК подойти к ребёнку:

– Матери и отцы зачастую впадают в одну из крайностей: либо вообще не интересуются проблемами ребёнка, либо, наоборот, перегружают его различными занятиями, секциями, задаривают подарками. Авторитет родителей становится второстепенным по сравнению с героями компьютерных игр и участниками переписки в соцсетях (замечу, именно участниками переписки, а не близкими друзьями).

На этом месте наш читатель-родитель может возмутиться: «Когда ж с таким объёмом рабочих, домашних и прочих дел в лесу листьями шуршать?!» Но школьный психолог говорит в целом о взаимодействии двух поколений. Что это будет в вашей семье, решать вам. Как минимум, хорошо бы несколько минут в день уделять беседам один на один с ребёнком. Учить вместе уроки, не срываясь на крики, – это не столько проверка знаний, сколько способ общения. В разговоре как бы между делом хорошо поинтересоваться: «Что сегодня вызвало трудности?», «С кем из одноклассников общался?», «Вкусным ли был обед в столовой?»

Школьного психолога беспокоит и возрастающая год от года невнимательность детей в учебной работе. Виновата всё та же «заорганизованность» детей. Зачастую успеваемость ребёнка высокая, но случайные ошибки приводят к появлению в дневнике плохих оценок. Скорректировать и этот детский недуг возможно.

 

Душа обязана трудиться

Многодетную семью фермера Наиля Максутова знают в Тоцком районе как образцовую. Глава семьи не скрывает секрета – воспитание трудом с малых лет.

– Моим детям 21, 19 и 14 лет. Мы с супругой воспитывали их, вовлекая в домашнюю работу. Сейчас уверены, что они будут на любом месте ответственными работниками и заботливыми семьянинами. Сейчас слышу, как родители жалуются на детей: «Не помогает по хозяйству». У нас такого не было. Мы с женой не заставляли ребёнка помогать, а вовлекали. Вместе сажали овощи на огороде, доили коров, вместе убирали дом. В два года дети собирали игрушки, в пять пасли гусей, в четырнадцать варили обед. Конечно, всё под наставничеством матери и с учётом их желаний. Разве может быть неинтересно ребёнку, откуда у коровы молоко и на каких жёрдочках живут куры? Ребёнка можно и нужно заинтересовывать.

 

Подобрать ключи

С идеей вовлечения ребёнка в те или иные семейные дела солидарна и психолог, консультирующий семью Кузьминых. И теперь задание Оксаны Кирменёвой – найти это дело, которое объединит и Ольгу Олеговну, и Степана, и деда – Максим Викторович пошёл выполнять. Психолог уверена, достучаться до сына в этой семье можно, ведь отец осознал проблему, серьёзно к ней отнёсся. Настоящий родитель, имея желание, обязательно подберёт нужный ключик к своему ребёнку. Нужно только начать.

Компетентно

Не надо нарциссов!

Валентина Рындак, профессор кафедры педагогики и социологии Оренбургского государственного педагогического университета:

– В последнее десятилетие столкнулись два серьёзных пласта – стремительное развитие прогресса и духовно-нравственное обнищание людей. У детей почти нет чётких положительных ориентиров. Материальные ценности доминируют над духовными. Во многом искажены представления о доброте, великодушии, милосердии, патриотизме. У родителей наблюдается перегиб в сторону воспитания нарциссов и карьеристов. А вот готовить девочку как будущую мать и хозяйку, а мальчика как хорошего отца и мужа сейчас не всеми принято.

Воспитание должно быть таким, чтобы нравственность доминировала ненавязчиво, без излишнего морализаторства. Родителям советую рассказывать о близких к детям героях: о прадедушке-фронтовике, тёте – враче скорой помощи, соседе, снявшем с дерева котёнка. Обсуждайте, разъясняйте, прививайте уважение. Необходимо вернуть семейные вечера с разговорами за чаем, чтением книг, авторитет бабушек и дедушек.

Заглянем в историю

Артур Аллагулов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Оренбургского филиала Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ:

– В советское время большое внимание отводилось взаимодействию семьи и школы. Только в одной Оренбургской области работало 850 пунктов родительского просвещения. Политические перипетии конца прошлого века привели к тому, что образовался вакуум, и сейчас, к счастью, страна пытается его заполнить. В 2015 году на государственном уровне принята Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года. Она не только возлагает ответственность за воспитание на образовательные организации, но и призывает к объединению усилий всех заинтересованных сторон. В этом документе выстроена система духовно-нравственных ценностей, обозначены такие понятия, как человеколюбие, справедливость, честь, воля, совесть, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и отечеством. Сегодня школы восстанавливают утраченное. Проводятся уроки мужества, патриотизма, этики, уроки, на которых рассказывают о родном крае, прививают традиционные российские ценности. Но при этом нужно ещё и самих родителей учить воспитывать детей.

Отец Алексей, священник храма Казанской Иконы Божией Матери, Оренбург:

– Во все времена родители всегда за что-то ругали детей: то за ночное чтение книг, то за прогулки допоздна, то за излишний просмотр телевизора, то за компьютерные игры и социальные сети. Эти увлечения не плохие, но нужен внутренний контроль со стороны самого ребёнка. Дети, ходящие в храм, как правило, имеют свой ориентир в жизни, они слышат, что хорошо, а что плохо, хотя бы на примере заповедей Божиих: «Почитай отца и мать, не укради, не убий». Более избалованными вижу детей, которые растут у родителей одни. В многодетных семьях вопрос воспитания решается проще, дети растут, помогая друг другу.

 

Подготовила Татьяна Шаповаленко

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top