Эксперты общественного штаба по наблюдению за выборами в Оренбуржье прокомментировали доклад НОМ

На заседании общественного штаба по наблюдению за выборами Оренбургской области, организованного при региональной Общественной палате, обсуждался доклад Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» – «Отвечая на вызовы времени: подготовка к выборам Президента Российской Федерации 2024 года».

Свои мнения высказали эксперты регионального общественного штаба.

Ян Борисов, доцент кафедры конституционного и международного права Оренбургского филиала МГЮА, кандидат юридических наук:

– В докладе представлены анализ избирательной системы России и актуальные тенденции ее развития, они даны в контексте назначенных выборов Президента РФ.

Основной и совершенно справедливый вывод: российское избирательное право успешно прошло испытание временем, и к сегодняшнему дню сформирована устойчивая электоральная система, которая позволяет эффективно обеспечивать легитимность всех стадий избирательного процесса в условиях политической конкуренции и внешнего деструктивного влияния.

Авторы доклада указывают, что в России постепенно, путем проб и ошибок, с учетом, в том числе, и релевантного зарубежного опыта, создана система конкурентных и прозрачных выборов. Она гарантирует защиту избирательных прав граждан и способна успешно противостоять прямым провокациям, явным подлогам и попыткам нечестной конкуренции со стороны различных политических сил.

Из доклада следует, что в рамках в целом сформированной электоральной системы наблюдается успешное внедрение современных технологий, способствующих повышению уровня прозрачности избирательного процесса. К ним относятся дистанционное электронное голосование (ДЭГ) и другие цифровые практики. К числу значимых положительных практик авторы доклада относят деятельность общественных наблюдателей за ходом голосования, в том числе, с использованием видеонаблюдения и правом доступа к порталу наблюдения ДЭГ.

Немаловажным элементом справедливости выборов призваны стать общедоступные образовательные и просветительские проекты для избирателей, направленные на повышение уровня их политической осведомленности и общей правовой культуры.

Сергей Любичанковский, заведующий кафедрой истории России ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», председатель Совета отделения Российского исторического общества в Оренбургской области, доктор исторических наук, профессор:

– Россия обладает более чем столетним опытом проведения избирательных кампаний общероссийского уровня, начиная с выборов в Первую Государственную Думу 1905 года. За этот исторический период, который охватывает времена и Российской империи, и Советского Союза, и новой России, были выработаны очень значимые практики, позволяющие учитывать недружественные внешние воздействия, и нейтрализовывать их.

Уверен, что те враждебные факторы, о которых идет речь в докладе, также будут успешно нейтрализованы.

Рустам Шаймуллин, доцент кафедры теории государства и права и конституционного права ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», кандидат юридических наук:

– Отмечая, что подготовка к главным выборам нашей страны проходит в очень сложной геополитической обстановке, авторы доклада выражают уверенность в том, что Российская Федерация, опираясь на демократический курс и опыт проводившихся выборов, учтет эти и многие другие факторы при проведении выборов Президента России в 2024 году.

В докладе охарактеризованы основные направления подготовки к предстоящим выборам – состояние правовой базы подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, готовность избирательной системы к проведению выборов в соответствии с принятыми стандартами, применение электоральных технологий, готовность системы общественного контроля за выборами, учет попыток внешнего вмешательства в российские выборы.

Ключевыми критериями проведения выборов являются четкая и понятная правовая база, готовность избирательной системы, применение удобных и безопасных электоральных практик, эффективная система контроля за соблюдением законодательства в ходе выборов, голосования и подсчета голосов. Правовые основы выборов определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «О выборах Президента Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными законами, затрагивающими различные правовые аспекты их подготовки и проведения. Основными изменениями российского законодательства, напомним, явились поправки в Конституцию России 2020 года. Многие нормы в них подверглись изменению и дополнению с целью оптимизации и приведения в соответствие с реальностью действующих властных демократических институтов.

В Докладе учтено, что агрессивное внешнее давление вызвало необходимость правовой защиты политической и избирательной системы от недружественных действий иностранных государств, лиц и организаций, явно действующих в их интересах. В этих условиях ранее содержавшийся запрет для иностранных граждан и организаций заниматься деятельностью, направленной на получение определенного результата на выборах, был распространен и на иностранных агентов, что, в частности, исключает возможность их участия в выборах в качестве жертвователей средств в избирательные фонды, доверенных лиц кандидатов и наблюдателей. При этом основные избирательные права – право избирать и быть избранными – для граждан Российской Федерации, являющихся иностранными агентами или лицами, аффилированными с иностранными агентами, не ограничиваются.

В Докладе приводятся основные новеллы в законодательство о выборах Президента Российской Федерации. Они, как указывается, позволяют использовать на выборах систему дистанционного электронного голосования (ДЭГ), положительно зарекомендовавшую себя в ходе проведения выборов различного уровня. Предусмотрена возможность проведения голосования в течение нескольких дней, а также выездного голосования для отдельных групп избирателей. Одновременно выборы 2024 года пройдут без использования открепительных удостоверений – подобная норма была признана анахронизмом и в избирательной практике с 2017 года успешно заменена голосованием по месту пребывания при помощи системы «Мобильный избиратель».

Отдельное место в Докладе занимает тема уточнения порядка проведения выборов федерального уровня в условиях действия правового режима военного положения на части территории Российской Федерации, об обеспечении основных гарантий избирательных прав граждан в новых субъектах Российской Федерации, возможности его реализации в условиях проведения СВО.

Сложившаяся мировая ситуация противостояния ряда стран и их сателлитов, а также продолжающиеся недружественные действия в отношении граждан России, проживающих за рубежом, вызвали необходимость скорректировать условия проведения голосования за пределами Российской Федерации. Согласно поправкам, на избирательных участках, организованных за пределами территории Российской Федерации, время начала и окончания голосования, его продолжительность могут быть изменены по решению руководителя дипломатического представительства или консульского учреждения, если проведение голосования может представлять угрозу жизни и здоровью российских граждан.

В докладе разъясняется нецелесообразность использования ДЭГ за пределами РФ: в условиях развязанной Западом гибридной войны и попыток дестабилизации выборного процесса, возникающие многочисленные информационно-технологические риски существенно перевешивают плюсы такого решения. Тем более, необходимость данного решения вызывается тем фактом, что в отдельных зарубежных странах отказались от использования ДЭГ по причинам безопасности собственной политической системы и соблюдения принципа тайности при голосовании, признавая уязвимость такой системы голосования.

Особое внимание Доклад уделяет утвержденным правовым документам и принятым соответствующим решениям об ограничении на территории Российской Федерации доступа к информационным ресурсам, принадлежащим организациям, признанным экстремистскими, последовательно нарушающих законодательство, распространяя недостоверную информацию.

Отдельно в Докладе упомянут ряд изменений, внесенных в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» в соответствии с общими принципами избирательного законодательства в части прав и полномочий участников избирательного процесса, направленных на обеспечение общественного порядка в помещениях для голосования и соблюдение принципа тайны голосования при сохранении необходимого инструментария общественного контроля.

Изменения, внесенные в законодательство о выборах Президента Российской Федерации, обоснованы общим развитием избирательного законодательства России. В них присутствуют ранее не применявшиеся нормы, предназначенные специально для данных выборов. Свое правовое закрепление получили уже зарекомендовавшие себя в ходе проведения выборов различного уровня формы волеизъявления граждан, практики обеспечения прозрачности избирательных процедур. Действия законодателей укрепляют единое правовое пространство в сфере организации и проведения выборов.

Артур Аллагулов, заведующий кафедрой педагогики и социологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор:

– В докладе охарактеризована правовая база подготовки и проведения выборов, определена готовность избирательной системы и системы общественного контроля, анализируется применение электоральных технологий, выявлены риски и угрозы внешнего вмешательства в российские выборы.

Оценивая итоги доклада, отметим, что в настоящее время в Российской Федерации полностью сформирована система избирательных комиссий. Изменения в нормативных правовых основах проведения выборов направлены на защиту суверенитета Российской Федерации, создание эффективных механизмов противодействия внешнему воздействию, повышение степени защищенности российского политико-правового пространства. Права граждан Российской Федерации позволяют им самостоятельно и ответственно определять будущее страны.

На наш взгляд, сегодня невозможно недооценивать внешнее вмешательство в предстоящие президентские выборы. Как справедливо указывается в докладе, в настоящее время внешние заказчики не считают нужным скрывать своих намерений – выборы и их результаты объявлены нелегитимными еще до старта кампании. По сути, мы имеем уже начавшуюся активную информационную атаку на предстоящие выборы со стороны коллективного Запада, которые ее даже не скрывают. В данной связи перед всеми институтами гражданского общества стоит главная задача – общими усилиями обеспечить объективную и достоверную информацию о подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации.

Татьяна Денисова, политолог, политтехнолог, член Оренбургского регионального центра политических исследований:

– Началась избирательная кампания по выборам Президента Российской Федерации. Прежде всего, надо отметить, что законодательные нормы позволят гражданам России участвовать в выборах как на избирательных участках традиционным способом, так и дистанционно. Последнее, кстати, решает проблему всех, кто в силу обстоятельств работает, учится в других регионах. Безусловно, это вполне привлекательная современная форма голосования.

И если с известной долей иронии отнестись к противникам многодневного голосования, возможность выбрать удобный день для участия в выборах Президента – также из плюсов.

Одна из важных задач нынешней избирательной кампании – легитимность. Россияне, конечно же, выбирая главу государства, руководствуются своими политическими взглядами, но самой главной мотивацией является Доверие. Именно оно окажется в прицеле тех, кто в столь непростое для России время будет пытаться влиять на граждан, распространяя фейковую информацию о кандидатах, а особенно о работе избирательных комиссий и процессе голосования.

Элла Памфилова, председатель Центральной избирательной комиссии РФ, неслучайно заявила о необходимости оградить избирательную систему РФ «от всех внешних и внутренних угроз… Четко прогнозируем, что этот уровень интенсивности, напряженности, изощренности действий, направленных на дискредитацию выборов президента-2024, будет беспрецедентным».

Всей мощью информационно-пропагандистская «машина» недружественных стран уже сегодня, на стадии выдвижения кандидатов, формирует общественное мнение, что российские выборы недемократичны. На мой взгляд, единственное средство, «Наш ответ Чемберлену», – ответственное отношение каждого к участию в выборах Президента России. И дело здесь не только в том, кого мы, россияне, изберем, но и в том, что каждый голос – это забота об авторитете нашей Отчизны.

Антон Бурлуцкий, помощник ректора ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», медиа-специалист:

– Согласно докладу Ассоциации «Независимый общественный мониторинг», на выборах Президента РФ в 2024 году ожидается широкое применение инновационных технологий, опробованных за последние 5-7 лет.

По данным ЦИК, на 1 июля 2023 года численность избирателей в России (без учета избирателей в новых регионах) составляет свыше 110 млн человек (из них около 2 млн проживает за пределами РФ).

Выборы продлятся три дня – с 15 по 17 марта. Такую форму голосования, по данным ВЦИОМ, поддерживают 74% граждан. Но если практика трехдневного голосования стала уже привычной, то голосование без открепительных удостоверений – важное нововведение.

По заявлению Председателя избирательной комиссии Оренбургской области Евгении Ивлевой на пресс-конференции 19 декабря 2023 года, жителям нашего региона предстоит голосовать в привычной форме – на участках и на дому (по предусмотренным законодательством обстоятельствам).

Выборы в России остаются высокотехнологичными с точки зрения видеоконтроля. В марте 2024 года видеонаблюдение будет применяться в помещениях для голосования участковых и территориальных избирательных комиссий, а также в ТИКах дистанционного электронного голосования.

Важно, что фото- и видеосъемку могут вести только аккредитованные СМИ и наблюдатели. При Общественной палате РФ традиционно действует Координационный Совет по общественному контролю за голосованием. Здесь обсуждают вопросы избирательного законодательства и правоприменения, готовят предложения и рекомендации по совершенствованию избирательных процедур на основании экспертного мнения. С 2023 года представитель Общественной палаты РФ получил право участвовать в заседаниях ЦИК России.

Приоритетным направлением в ходе подготовки к президентским выборам является обучение общественных наблюдателей, реализуемое в форме семинаров, вебинаров, мастер-классов. Базой для подготовки общественных наблюдателей является «золотой стандарт» наблюдения, подготовленный в Общественной палате.

Общественные штабы по наблюдению за выборами, создававшиеся в большинстве регионов России, действуют как постоянные центры координации общественного контроля и наблюдения.

Но, похоже, еще более пристально, чем наши наблюдатели, за выборами будет наблюдать Запад. В октябре 2023 года Парламентская ассамблея Совета Европы обратилась с призывом к государствам – членам Совета Европы не признавать легитимность власти Владимира Путина в случае его избрания Президентом Российской Федерации в 2024 году. Отметим, что срок окончания полномочий Владимира Путина – 7 мая 2024 года. Результаты очередных выборов мы узнаем в марте. В случае победы, штабу кандидата и всей избирательной системе России стоит ждать изощренных провокаций (провокации накануне и во время избирательного процесса не обсуждаются – к ним уже готовы).

Уехавшие из России журналисты и общественные деятели могут и, вероятно, будут представлять альтернативную повестку через источники и каналы информации, позицию которых не разделяет Роскомнадзор.

Опасность VPN для информационного поля состоит в возможности получения доступа к заблокированным сайтам и платформам. Таким образом, прогнозы на мартовскую блокировку VPN кажутся чем-то более реальным, чем ранние попытки «вывести из игры» мессенджер «Телеграм».

В завершении доклада Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» отмечается, что избирательная система России готова противостоять внешнему давлению. Важную роль здесь играет гражданское общество России. Общественные организации и эксперты ведут постоянную работу по разоблачению фейков, раскрытию приемов и методов информационной войны по дискредитации выборов.

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top