Оренбурженка забрала детей из школы и стала учить их сама

Почти восемь лет назад оренбургский инженер Галина Кирикова, уйдя в очередной декрет, забрала детей из школы и стала учить их сама.

В начале 2017 года мы писали об этой удивительной семье, пообещав через какое-то время вновь побывать в гостях. Тогда 9-летний Андрей и 7-летняя Даша учились играть на скрипке, занимались туризмом, айкидо, моделированием. Всё их время было отдано учёбе. Как ребята изменились с тех пор? Насколько эффективным оказался путь обучения вне рамок школьной системы?

«Я вляпалась по полной и бросить не имею права»

Первой у дверей встречает семилетняя Маша. Во многом благодаря ей в своё время дома произошла революция. В сентябре она пошла в первый класс и сейчас колеблется, просить маму тоже забрать её на семейное обучение или нет.

– Руку тяну, чтобы ответить, а не спрашивают, будто меня нет. Очень обидно, – жалуется она в разговоре.

Примерно так же начинался школьный путь Андрея. Пока все ещё писали печатными буквами, он уже мог прописными. От скуки строил из карандашей на парте шалашики, потому что его почти не спрашивали, успокаивая: «Ну что тебя спрашивать, ты и так знаешь!»

В конце концов, опираясь на 273-й Федеральный закон, Галина забрала второклассника Андрея, а затем и первоклассницу Дашу на семейное обучение. С тех пор школа обеспечивает Кириковых учебниками, ребята ходят только на консультации перед сдачей экзаменов и на экзамены.

Во время первой нашей встречи Галина с жаром говорила, что категорически не хочет возвращать детей в школу. Сейчас место горячности уступила холодная убеждённость в правильности пути.

– Я ни разу не пожалела о том нашем решении. Понимаю, что вляпалась по полной и бросить всё это не имею права. Ведь когда скатишься с горы, остаётся или сидеть у её подножия или опять забираться наверх, – отмечает она. Говорит, что сейчас Андрей, по большому счёту, на самообучении.

– По некоторым вопросам он уже намного больше меня знает. Иногда сыну нужен лишь верный импульс, иными словами, я должна задать ему направление, после чего сын начинает изучать тему сам. Мы с отцом больше говорим с ним на философские темы. Вот с Дашей всё как раньше: есть расписание на каждый день. Что касается оценок, то по всем профильным предметам у Андрея пятёрки, но в аттестате есть и четвёрки. У Даши пока много троек, за которые мы её не ругаем, ждём, когда сама поймёт, чему хочет посвятить жизнь. Данные у неё большие, но она словно не хочет быть явным лидером.

Без границ в голове

Разговор наш идёт за чаем. Даша больше слушает и молчит. Она по-прежнему занимается туризмом, как все дети в этой семье, учится в музыкальной школе играть на скрипке. Любит самбо.

– У Даши сильно развита логика, – говорит за сестру Андрей. – Она будто всё время собирает информацию, обдумывает её про себя, а потом как скажет, так сразит наповал. Попадёт в самую точку!

Даша же на вопрос, кем хочет стать, неожиданно для самой себя изречёт:

– Дегустатором еды.

Старший брат тут же подмечает, что недавно она собиралась стать следователем.

Вспомнив слова маленького Андрея во время прошлой встречи о своём решении быть энтомологом, спрашиваю, остался ли он верен себе. Комната снова наполняется смехом. Андрей, обладатель рокерской длинноволосой причёски, поясняет:

– Просто тогда я смотрел передачу «Рууд и его жуки», вот и изучал всяких насекомых. Думаю, что стану программистом.

Андрей говорит это, не переставая работать за ноутбуком. Подхожу к нему и вижу программу с непонятными символами.

– На самом деле тут всё максимально просто, – спешит заверить Андрей. Сижу над проектом для Яндекс.Лицея*, в котором учусь. Питон (высоко уровневый язык программирования. – Авт.) у меня пока чуть выше базового уровня. Это что-то между школой и университетом, – признаётся он и добавляет: – Думаю, могу сдать вступительный экзамен по информатике в Московский физико-технический институт, я видел билеты – ничего сверхъестественного в них нет.

Галина замечает:

– А школьный этап по информатике завалил.

Андрей в ответ:

– Половину баллов набрал же. Просто лень готовиться было.

Спрашиваю, почему лень, на что вместо сына отвечает Галина:

– А потому, что кое-кто себя самым умным считает. Андрей, не принимая замечания, с улыбкой парирует:

– Это у меня сильно прокрастинация развита. Делать девяносто процентов работы за оставшиеся десять процентов времени.

После чего уже, отставив шутки в сторону, говорит твёрдо:

– Если я посижу немного, то сдам экзамен. А вот математику точно завалю.

Мы говорим больше двух часов, в числе прочего об антиутопиях, проблемах отцов и детей. Разговор идёт на равных. В какой-то момент он выйдет из комнаты и вернётся со скрипкой.

– Знаете «Шторм» Вивальди? – спросит он, – мне в музыкалке дали ноты и сказали, чтобы учил сам, если хочу, потому что в школьную программу это произведение не входит.

Андрей самозабвенно исполняет сначала «Шторм», затем переходит к современным, казалось бы, совсем не скрипичным композициям. Играет «Пачку сигарет» Цоя, «Шоу должно продолжаться» Меркьюри, музыку из фильма про Гарри Поттера.

– На следующий год буду поступать в музыкальный колледж Оренбургского института искусств имени Ростроповичей на скрипичное отделение. Так что в планах пока два образования – музыкальное и техническое.

Вера как супертопливо

Заговариваем о будущем, и Андрей признаётся, что пока плохо его представляет. Главное, чтобы в жизни была музыка и возможность заниматься любимым программированием.

– Что хотел бы создать? – переспрашивает Андрей, – систему «Умный дом», только поумней «Алисы». А вообще роботов делать.

– Андрей, при этом не забывай, что у машины не может быть чувств! – говорит Галина.

– Мам, недавно учёные смогли в робота засунуть червяка. Проанализировали его нейроны и перенесли в виртуал. Получился реально живой червь в компьютере!

– Андрей, ну скажи, какое чувство сострадания у червяка?

Спор идёт дальше. Галина уверена: создать чувствующего робота невозможно. Андрей убедительно доказывает, что теоретически это реально.

С гордой нежностью посмотрев на сына, Галина скажет:

– Прошу у него машину времени! Учёные говорят, что эффекта бабочки нет и можно не бояться «наследить» в прошлом, да я бы и аккуратной была в своих путешествиях, – говорит она.

Видно, что вера в детей у неё безусловная, а это, кто знает, может быть, для человека, в которого верят, самое важное в жизни. Тот незримый эфемерный энергоресурс, помогающий двигать горы и изменять мир.

– Трудно ли бывает всё время соответствовать и на равных выдерживать диалоги с детьми? – спрашиваю её.

– Очень сложно! Но это стоит того. Как и раньше, советовать другим переходить на семейное обучение я бы не стала. До этого каждый должен дойти сам, – отвечает Галина.

Как старшему из детей задаю Андрею, наверное, самый неловкий вопрос:

– Ещё в 2017 году ваша мама говорила, что вы обречены стать белыми воронами. Чувствуешь себя таким?

Он, почти не задумываясь, говорит:

– Да. У меня много приятелей, но нет настоящих друзей. С одними мне скучно, а другим, тем, с кем хотел бы теснее общаться, я неинтересен. Вот хожу на олимпиадное программирование, там занимаются ребята и помладше меня, но я сильно им уступаю. Они учатся программировать давно, а я только последние три года. Вдобавок мне нравится многое другое. Чего мне в жизни точно не хватает, так это времени.

Андрей улыбается, натура у него увлекающаяся. Недавно он начал самостоятельно изучать японский язык. А ещё ходит на квартирники и играет там на скрипке. Ему только пятнадцать лет, всё для него ещё только начинается. Как и для Маши с Дашей. Если первая пока только решает, учиться ей в школе или дома, то вторая внутри себя ищет ответ, кем вообще хочет быть. 13-летний бунтарь, про неё Галина говорит, что не удивится, если Даша взрослой станет руководителем. Ведь уже сейчас она, проанализировав ситуацию, может побудить старшего брата выполнить её указание. При этом тот будет считать, что он так поступил по собственному желанию.

Особый путь семьи Кириковых продолжается… И мы обязательно вернёмся к ним ещё лет через пять!

Фото автора

*Всероссийская образовательная программа «Яндекс.Лицей» была открыта в Оренбургской области в 2019 году. Это образовательный проект Яндекса по обучению школьников программированию на языке Python. Учебная программа рассчитана на два года.

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top