Насколько родители должны быть вовлечены в учебный процесс.
Педагоги и психологи ещё лет 10 – 15 назад говорили так: уроки, учёба – это ответственность самого школьника, развитие его самостоятельности, участие родителей возможно, но лишь ситуативно и дозированно. Теперь, похоже, изменился сам подход, и родителям приходится всё активнее погружаться в школьную жизнь ребёнка. Одни этому рады, другие – не очень.
Если кто-то кое-где у нас порой
«У меня внук – второклассник. И теперь вся наша семья осваивает программу второго класса. Мы его ещё и к репетитору возим. Я сам учился в своё время неплохо, институт окончил, но задания внука порой не понимаю. И я не один такой, многие родители стонут!» – с такой проблемой на прямую линию с министром образования Оренбургской области обратился житель Новотроицка Виталий Степанович. Алексей Пахомов тогда уточнил номер школы и обещал разобраться адресно.
– Вариантов, почему мальчик испытывает трудности, может быть много, – сказал тогда министр. – Образовательную программу каждая школа разрабатывает самостоятельно. Нужно понять, что именно не так в программе. Большой ли объём домашних заданий или недостаточно ясное объяснение на уроке.
Увы, вопрос участия родителей в учебном процессе вышел за рамки частного случая, он не внутришкольный и даже не региональный.
Иначе как объяснить овации зала и многочисленные перепосты выступления комика Алексея Щербакова: «Мне 30 лет, а я каждый день делаю уроки. Звонят из школы и спрашивают: «Почему ваш ребёнок так плохо учится? Вы что, с ним дома совсем не занимаетесь?» А у меня к вам тот же вопрос. Вы – школа! Нет? Я же, забирая его из школы, не спрашиваю, почему у него уши не мыты, почему он не подстрижен, дырка на штанах».
– Да-да, видела этот ролик, – улыбается Надежда Мироненко, учитель начальных классов школы № 65 Оренбурга. – Ну, а если серьёзно, есть у нас, учителей, обида на некоторых родителей, это правда. Если только учитель старается слепить из ученика личность, результат будет более скромным, чем когда родитель заинтересован и тоже принимает участие. Учитель много задаёт, чтобы ученик развивался. А если предоставить его самому себе или телефону, получим деградацию. К сожалению, мы видим немало семей, в которых родители занимают отстранённую позицию, перепоручая воспитание ребёнка школе, а то и вовсе гаджетам.
Не мои проблемы?
И до пандемии родители ворчали, что их, уставших после работы, слишком втягивают в учебный процесс. Во время дистанта тяжесть учительского бремени ощутили на собственной шкуре. Однако дистант позади, сейчас дети учатся очно. Впрочем, часть уроков по-прежнему ведётся дистанционно, а то и вовсе отдаётся на самостоятельное изучение, то есть изучение с родителями.
«Папа, нам сегодня столько задали!» – «Отойди от меня!» – «Но я ничего не понимаю в этом задании!» – «Я тоже». (Фрагмент из ролика.)
– Родители, заинтересованные в развитии ребёнка, обязательно интересуются его школьной жизнью и помогают с уроками, по крайней мере пока тот в начальных классах. Дальше зависит от самого ученика. Один сам учится, без понуканий, а на д другим надо стоять. Но брать на себя функции учителя родитель не должен, – размышляет председатель родительского комитета Оренбурга Игорь Астахов. – А бывает, в классе чего-то не успели – разберёте дома. Или так: программа сложная, учитель материал объяснил – полкласса не поняли.
Раньше в таких случаях они оставались после уроков и им учитель объяснял дополнительно, а теперь это становится проблемой родителей. Увы, современные программы, по которым учатся наши дети, восторга не вызывают. Иной раз взрослый человек недоумевает над заданием, с которым, по идее, должен был справиться ребёнок. По вечерам в чатах родители спрашивают друг у друга, как выполнять то или это.
Татьяна Старостина 13 лет проработала проректором в Оренбургском государственном педагогическом университете, её педагогический стаж – 33 года.
– В своё время, когда работала в школе, говорила родителям так: «Вы проверьте, чтобы ребёнок выполнил домашнее задание, а как именно он выполнил, проверять буду я», – вспоминает Татьяна Борисовна. – Лично я не хочу, чтобы родители участвовали в выполнении домашнего задания. Если ребёнок задание понял, ему ничья помощь не нужна, он справляется сам.
Почему задание непонятно – отдельный вопрос. Раньше в школе давали знания, умения и навыки. Потом перестроились на западную модель, на компетентностный подход, проблемное, развивающее обучение. Но этажи можно надстраивать только тогда, когда заложен надёжный фундамент. А если ребёнок не понимает базы, а ему дают усложнённое или творческое задание, он это воспринимает просто как непосильную нагрузку.
Родительский падеж
Татьяна Борисовна делится впечатлением от общения с одной из третьеклассниц:
– Попросила её назвать падежи. Она с тала перечислять их в разнобой: пред ложный, дательный, именительный… Родительный падеж родительским обозвала! О чём это говорит? О том, что нет у ребёнка базы, системы. Раньше каждое задание по русскому языку начиналось со слова «спишите», а теперь больше «выберите», «подчеркните», «обведите». Дети пишут медленно. А русскому языку можно научить только через письмо. И это общая тенденция. Дети не приучены работать. Даже чтобы ребёнок вытер доску, нужно согласие родителей. Не говоря об уборке класса. А если ты многое умеешь, то любое дело становится простым.
По мнению Татьяны Борисовны, сейчас школа не столько учит, сколько контролирует. И это передёргивание её функций шло медленно, но верно от внедрения формата тестирования вместо экзамена.
– Учителя сегодня бесконечно отвлекают от его непосредственной работы, – продолжает она. – Он должен выполнять массу не свойственных ему дел, даже собственную учебную программу составлять! Зачем, если ты работаешь в государственной образовательной организации, если существуют ФГОС и авторские программы? Вот и происходит перераспределение функций, родители чувствуют, что на них вдруг легла учебная нагрузка, а учитель как будто только контролирует. И для родителей это стресс. Они начинают тревожиться, чтобы их ребёнок не оказался хуже других, и подключается тяжёлая артиллерия: папа у Васи силён в математике.
Между тем нормально, когда ученик спокойно воспринимает и двойку и пятёрку, лишь бы точно знал, за что! А в обществе сейчас установка на внешнюю, количественную успешность. Помню, приходит ко мне одна родительница с вопросом, почему у сына пошли тройки. Я уточняю, что ей важнее – знания или пятёрки? Она прямо отвечает – пятёрки. А мне пятёрок не жалко. Я проверяю его работу, подчёркиваю ошибки красным, ставлю пятёрку и дописываю: «По просьбе мамы».
Кстати, замечаю такую тенденцию: если раньше родитель шёл разговаривать с педагогом, то теперь идёт прямо к директору, более того, требует, чтобы директор прямо при нём вызвал учителя и с делал ему выволочку.
Все хотят как лучше
Вместе с комическим роликом гуляет по Сети и некая записка, эдакий крик родительской души: «Дорогой учитель, задача родителя – обеспечивать ребёнка, задача учителя – научить. И не надо перекладывать свои обязанности на родителей. Мы вообще-то работаем!» Позиция спорная, полемика развернулась и в группе оренбургского родительского комитета:
«Дорогие родители, вы что, не слышали, что по новой школьной программе дети изучают предметы самостоятельно! А учителя только направляют».
«На дистанционке (и не только) часто слышу: разберёте новую тему дома. Школа контролирует больше, чем учит! P. S. А мы, действительно, ещё и работаем!»
«Родители, которые плохо учились в школе, обвиняют учителей за своих нерадивых детей. А родители, которые хорошо учились в школе, отлично понимают, что ребёнка надо воспитывать и контролировать выполнение домашнего задания. Ребёнок учится тому, что видит он в своем дому!»
«Похоже, что многие учителя перекладывают свои обязанности на родителей из-за обиды за свою маленькую зарплату».
Увы, уставший после работы родитель, слишком долго делая вместе с ребёнком уроки, отпускает в адрес учителя, школы и всей системы образования такие комментарии, которые, конечно, не работают ни на укрепление авторитета педагога, ни на мотивацию к учёбе у ребёнка. А так как обе стороны желают детям только лучшего, всё-таки придётся договариваться.
Ирина Якиманская, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии ОрГМУ, кандидат психологических наук:
– Когда ещё до пандемии меня спрашивали об отношении к семейному обучению, я говорила, что родители не могут полноценно заменить учителя, так как ни в конкретном предмете, ни в педагогике в целом они не компетентны. Противоречия между семьёй и школой были всегда, но сейчас они обострились. Мне эта ситуация напоминает развод, когда каждый из супругов, словно горячую картошку, перебрасывает друг другу ответственность за ребёнка, а он – меж двух огней. Не построена система партнёрства.
Не обозначена роль родителей в представлениях учителя. Не согласованы ожидания. Родители уверены, что их функции ограничены одним набором задач, а учителя видят этот набор совсем иначе. Дистант оказался травмирующей ситуацией и для тех и для других, так как это новая нагрузка, которую пришлось перераспределять, приспосабливаться. Видела как-то тетрадь одной ученицы. Классная работа – одним почерком, а домашняя – другим.
Почему? А бабушка не доверяет внучке даже в чистовик переписать, сама пишет за неё. Помощь родителя должна быть, но в меру. Если она недостаточна, ребёнок чувствует себя брошенным, а если избыточна – это уже нарушение его границ.