Споры о необходимости домашних заданий не утихают.
Каникулы позади, учащиеся снова сели за парты, началась самая длинная в году третья четверть. Попотеть придётся и многим родителям: согласно статистике, 70 процентов мам и пап каждый день делают уроки вместе со своими детьми. Между тем Россия – вторая в мире страна после Кореи по объёму времени, которое дети тратят на выполнение домашних заданий.
Добрая традиция или пережиток прошлого?
– У нас в приготовлении уроков задействована вся семья. Недавно папа определял способы прорастания семян – надземный или подземный. Сначала купил стаканчики для рассады, семена гороха, помидоров, огурцов, фасоли, овса, посадил их. Когда взошли, началось самое сложное. Он долго изучал страницу в учебнике по биологии, где говорится о прорастании. Признался, что всю жизнь думал, что прорастание всегда подземное. Долго разбирался, где там семядольные листья и выходят ли они на поверхность почвы. В итоге с овсом ошибся – неправильно определил. Сын в это время был на тренировке по хоккею. А как пришёл, сел за остальные уроки. Математика, история – читать-пересказывать, доклад по ИЗО. Потом вместе разбирали средства выразительности по литературе, пришлось вспомнить второй курс филфака. Инверсия, литота, анафора… А мы ведь только в шестом классе! – говорит мама 12-летнего Влада.
Видимо, недаром тема отмены домашних заданий так горячо обсуждается в последнее время. Я, например, не сторонник этой идеи. Однако, судя по огромному количеству шуток и роликов в социальных сетях, посвящённых выполнению уроков, вопрос требует рассмотрения.
Вот и губернатор Белгородской области Евгений Савченко высказался за отмену домашних заданий и назвал их «плохой многолетней привычкой». Вслед за ним заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Кресс посчитал инициативу об отмене домашних заданий «уместной». А член комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты РФ Людмила Дудова заявила, что это «исключительно решение образовательной организации, региональных управлений образования, нигде обязательность домашних заданий жёстко не закреплена».
Такие разговоры ведутся уже не в первый раз, но ни к чему не приводят. Ещё пять лет назад в эфире федерального телеканала первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк заявила: «Именно учителю и образовательному учреждению принадлежит право определения методик преподавания. Если школа совместно с родителями решит, что достигнуть результатов, определённых Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), можно без домашних заданий, она вправе это сделать». Но «домашку» в нашей стране никто отменить так и не решился.
Проверять, а не помогать
– Домашнее задание необходимо, – считает заместитель директора по учебно-воспитательной работе в старших классах школы № 8 Орска Екатерина Отюцкая. Она выражает своё мнение и как завуч, и как мать ученицы 11-го класса. – Это ни в коем случае не наказание для ребёнка, а лакмусовая бумажка, которая подсказывает, что ученик усвоил, а что не т, на что нужно обратить внимание. Родители должны лишь контролировать выполнение домашних заданий детьми, а не делать вместо них. Если ребёнок сам дома добросовестно отработает, то сможет подтвердить свои знания на контрольной работе. Сейчас некоторые ребята пользуются ГДЗ – готовыми домашними заданиями. Это просто беда. Потом получается, что за домашние работы у них пятёрки, а за самостоятельные в классе – двойки и тройки. Такие школьники сами себе оказывают медвежью услугу.
Фальсификация домашних заданий – это от дельная проблема. Шпаргалки были во все времена, но не в таких объёмах. Мало того, что книжные магазины завалены всякими справочниками, решебниками, краткими изложениями, книжками типа «100 сочинений», от которых передёргивает учителей и использование которых они считают хамством, так сейчас у всех детей есть телефоны с Интернетом и ГДЗ. Современные технологии превращают учёбу в профанацию. Вводишь в поисковик первые слова задания и – вуаля! – получаешь готовое упражнение. Обычно дети делают уроки днём, когда взрослые на работе. Пришедшие вечером родители на вопрос: «Уроки сделал?» – получают бодрое: «Да!» А вот попробуйте ради интереса отключить Интернет и забрать телефон у ребёнка на время, пока он делает уроки. Если бурных протестов это не вызовет, можете быть уверены: ваше чадо не халтурит. Если начнётся скандал, значит, ребёнок «подсел» на ГДЗ и в знаниях у него имеются пробелы.
Тьютор – это кто?
Жизнь не стоит на месте, а под её диктовку меняется и школа. Привычный учитель теперь не один в поле воин. Появились тьюторы – наставники, которые готовят индивидуальные образовательные программы, и фасилитаторы – педагоги-тренеры, чья задача – упрощать ребёнку усвоение информации и помогать в процессе развития. А упрощать есть что. И педагоги, и родители замечают, что школьная программа стала сложнее.
«В рамках учебных программ происходит перенос требований и объёмов знаний выпускных классов в средние, а первого курса вуза – в выпускные классы школы», – пишет в своей статье о новых школьных ФГОСах профессор Департамента общественных финансов Финансового университета при Правительстве РФ, преподаватель экономического факультета МГУ Сергей Ануреев.
ФГОСы неоднократно дополнялись, видоизменялись. Сегодня мы имеем дело со вторым поколением ФГОС, которые были введены в 2010 году.
– Мы не спорим – программа меняется. Она становится более практико-ориентированной, – говорит Екатерина Отюцкая. – То есть в процессе обучения дети должны не только усваивать теорию, но и уметь применять новые знания на практике. Вторая тенденция – курс на само развитие. Программа диктует, что большую часть материала ребёнок должен осваивать самостоятельно. Нужно уметь собирать информацию, готовить проекты. В начальных классах с этим проблем не т, ребятишки любознательны и активны. А вот в средней школе, когда на первый план выходит межличностное общение, могут возникнуть проблемы с мотивацией, падает успеваемость. В старших классах перед ребятами встаёт вопрос выбора профессии, поступления в вуз, и активность вновь возрастает.
Про допустимые объёмы домашней работы Екатерина Александровна говорит так: есть нормы СанПиНа, где всё расписано. Обычно учителя руководствуются негласным правилом – задавать на дом примерно половину от того объёма, который прошли в этот день в классе. Например, сделали в школе пять упражнений за 40 минут, значит, на дом можно задать два.
– Объём домашней работы должен быть однозначно меньше объёма классной, – говорит Екатерина Отюцкая. – Я выступаю за оптимальный и объективный размер домашнего задания, чтобы была возможность и отдыхать, и гулять. Дети, которые учатся в начальной школе, должны обязательно спать днём. Полезно это будет и старшеклассникам. Сон, как ничто другое, помогает головному мозгу переварить информацию и разложить всё по полочкам.
Здоровье или оценки?
– Постоянно растущая академическая нагрузка и стрессовое тестирование бьют по здоровью детей. Из-за больших объёмов заданий они меньше спят. Родители жалуются, что дети допоздна засиживаются над учебниками, переживают из-за оценок, в итоге это всё выливается в проблемы со сном, – говорит руководитель центра развития и нейропсихологии «Ключ к успеху» психолог Елена Антипова. – Вы посмотрите, здоровых школьников у нас практически нет. Близорукость, гастрит, хроническая усталость, нарушения осанки – что-то из этих диагнозов обязательно найдётся. Между школами идёт конкуренция за гранты, субсидии и место в рейтингах по результатам ЕГЭ. С этого года обязательный мониторинг знаний будет проводиться даже в начальной школе! Естественно, никому не хочется быть в двоечниках. Учителя вынуждены увеличивать объём того, что проходят на уроках, прибавляется и домашнее задание.
По поводу помощи родителей при выполнении домашних заданий Елена Александровна говорит так:
– Совместная внеурочная деятельность – отличный повод для семейного времяпрепровождения, но когда она сводится к крикам, нервным срывам родителей и психологическим травмам детей, то лучше бы её не было.
– Надо чётко понимать, что домашнее задание даётся для самостоятельного выполнения ребёнком, – говорит председатель общественной организации «Совет женщин Орска» Ирина Панаистова. Программа поменялась, знания родителей устарели. Мамы и папы сами не помнят многих тем, но пытаются выполнять задания с точки зрения взрослого. Дети так не умеют . Родители – не педагоги, они не учились объяснять материал, правильно его подавать. Нередко такое обучение хуже, чем никакого. Проблема не в домашнем задании и не в его количестве, а в том, что в таком виде, как сейчас, оно только уничтожает время и здоровье. Нужно пересмотреть сам подход.
Перемены необходимы
Лев Толстой называл домашние задания «испорченным вечером ученика» и отменил их в своей школе в Ясной Поляне. С ним не был согласен другой классик – основоположник русской педагогической науки Константин Ушинский. Он считал такие задания необходимыми, называл «главной формой самостоятельной деятельности ученика» (правда, рекомендовал тратить на учёбу не более 6 часов в день и уроки задавать только детям старше 15 лет).
Не будем забывать и об опыте прошлых лет. В 1917 году домашние задания уже отменяли как «буржуазный пережиток», но спустя 6 лет вернули «в связи с недостаточностью знаний учащихся и понижением грамотности».
Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка здоровым, счастливым и успешным. В вопросе школьных нагрузок необходима золотая середина, которая позволит ребёнку качественно учиться и полноценно отдыхать. Учитывая изменения, которые произошли в обществе, государстве, школе, наверное, должно измениться и домашнее задание.
Кстати, при обсуждении темы эффективности домашнего задания часто звучит такой аргумент: повторенье – мать ученья. Мало кто знает, что у этой пословицы есть окончание, которое полностью меняет её смысл. Фраза принадлежит древнеримскому поэту Овидию и звучит так: «Повторение – мать учения и прибежище ослов».
Прямая речь
Нина Гордеева, первый заместитель министра образования Оренбургской области:
– В соответствии с нормативами, объём домашних заданий по всем предметам должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 – 3-м классах – 1,5 часа, в 4 – 5-м классах – 2 часа, в 6 – 8-м классах – 2,5 часа, в 9 – 11-м классах – до 3,5 часа.
Но школа вправе решить вопрос по отмене домашнего задания. С другой стороны, школа также несёт ответственность за реализацию не в полном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.
При традиционной классно-урочной системе образования при разработке образовательных программ предусмотрено обязательное домашнее задание (за исключением 1-го класса) для того, чтобы школьники могли повторить и закрепить пройденный материал, самостоятельно познакомиться с информацией, выходящей за рамки школьного учебника.
В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов, когда речь идёт о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы, без домашних заданий не обойтись.
Пересмотр роли и места домашних заданий в образовательном процессе – это работа, которую можно и нужно проделать самому педагогу и педагогическому коллективу. Именно школа решает, каким образом домашние задания будут связаны с достижением личностных, метапредметных и предметных результатов. Общее видение этих вопросов может быть выработано, например, во время разработки или корректировки образовательной программы школы.
При этом в разных школах могут быть избраны различные стратегии, в том числе и сокращение количества заданий или отказ от них в определённые периоды образовательного процесса. Важно, чтобы стратегии определялись педагогами вместе с учениками и родителями.