Средь униженных и оскорблённых

Новая постановка в Оренбургском драматическом театре загодя породила интригу, и ещё за неделю до премьеры все билеты на первые показы были выкуплены.

Под критикой современников

На прошлой неделе в драмтеатре имени Горького состоялась премьера мюзикла по мотивам повести Александра Куприна «Яма», вещи неоднозначно принятой после выхода в свет в 1914 году. Вернее сказать, однозначно не принятой. И в советское время, когда безбожно клеймилась действительность царской России с её кризисом перед началом Первой мировой войны, повесть эта издавалась довольно редко.

Автор воссоздаёт жизнь в вымышленном приморском городе, где процветают лишь дома терпимости разной степени «звёзд». В клиентах нет нужды: кроме завсегдатаев местных к ним едут и из Москвы, и из Варшавы, и из Одессы. Публичные дома стали, как сейчас модно говорить, градообразующими предприятиями, возле которых кормятся и коммивояжёры, поставляющие «товар», и околоточный, и члены городской думы.

Сам автор не очень тепло отзывается и о содержательницах подобных домов, и о жрицах любви. Но в общем идея его – в не нравственности ситуации, унижении женщин, которым не даётся узнать ни настоящей любви, ни семейных ценностей, ни возможности созидательного труда. И общество в итоге получает по заслугам. В драматичной развязке повести – «профзаболевание» одной из героинь Жени, которая мстит своим клиентам за многолетнее унижение, заражает их и накладывает на себя руки. Повесть заканчивается известием об указе генерал-губернатора: все дома терпимости срочно закрывают. Но чище и свободнее от этого в городе не становится. Жрицы любви стали грязными уличными проститутками.

По мотивам

Как показать этот драматичный материал на сцене, к тому же в мюзикле? Эту нелёгкую задачу взял на себя режиссёр-постановщик Денис Радченко. Мы знаем его по театру музыкальной комедии как талантливого певца и режиссёра. Он уезжал из Оренбурга на работу в другой город и вот вернулся, причём с постановкой в драматическом театре. Это тоже была для искушённого зрителя своего рода интрига.

Мюзикл не первый на сцене областного театра, и на этот раз приятно удивляешься талантам наших поющих артистов. Максим Меденюк, Сергей Тыщенко, Сергей Шахмуть, Юлия Ковальчук, Мария Губанова, Юлия Шошина, Наталья Ренёва замечательно освоились в музыкальном материале. И мюзикл, собственно, вышел необычным. Звучат совершенно разножанровые вещи. Здесь и еврейские мотивы, и городские романсы, и хулиганистый шлягер, и даже частушки. Герои разных национальностей и социальных слоёв, и каждый музыкально раскрывается в близком ему жанре.

К тому же, стало очевидно, музыкальные сцены дали возможность режиссёру и актёрам образно и за короткий срок показать целые сюжетные линии, которые в повести излагаются на десятках страниц. Так выглядит трогательный сюжет о попытке студента Лихонина вытащить со дна жизни Любу. И тонкий юмор, с каким показано то самое авторское отношение к героиням как к «глупым, ленивым женщинам», не обученным ничему более, вызывает не усмешку, а горькую улыбку и добрые чувства сожаления.

Но пороки человеческие оказываются сильнее добрых чувств. Вскоре Лихонин тяготится своей благородной задачей «спасти хоть одну живую душу», и Люба снова оказывается в «магдалинском приюте».

Натуру не спрячешь

И всё же воспринимаешь эту вещь как драму, потому что драматическое начало доминирует в мюзикле. Это совершенно обоснованно и даёт возможность глубокой проработки характеров героев и усиливает воздействие на восприятие постановки зрителем. Наверно, от актёра драматического театра другого и не приходится ожидать.

Придаёт эпичности и другой сценарный ход – введение в действие героя, обозначенного в программке как человек, замечательно сыгранного актёром Андреем Ивановым. За его героем сразу же угадывается автор повествования, он действительно один не теряет ни на минуту человеческого обличия. Он и ведущий действа, и комментатор, и обличитель, и судья.

Некоторая насторожённость увидеть на сцене переизбыток «голой правды», которая и является основой произведения, не подтвердилась. Мюзикл построен на десятках деталей, сути которых сразу можно и не разгадать. Вот на сцене уже до начала действия внимание зрителей привлекает большой шар. Что это? Наверно, у каждого свои ассоциации: эта сфера – наша грешная Земля. Сфера светится, и видно, как по поверхности ползают насекомые и черви. Кто-то видит в этом разложение общества, а другой – возрождение новой жизни.

Вообще, сценография спектакля довольно сложная. Тюменский художник-постановщик Алексей Паненков наполнил спектакль знаковыми декорациями и костюмами. Кроме сферы внимание привлекают массивные двери в будуары жриц любви: они зеркальные, будто дают намёк, что каждый может увидеть свой порок в этом зеркале.

Герои мюзикла одеты в костюмы с преобладающими серыми или белыми цветами. На тёмном костюме сбоку тонкие белые штрихи. И наоборот. О чём они говорят? Вот забредает в белом костюме с чёрными полосками в дом терпимости известная актриса Ровинская, раздаёт, сожалеючи, жрицам любви купюры и подарки.

И в расстроенных чувствах вспоминает чью-то историю с отобранием новорождённого сына. Понимаешь, что она из бывших местных постоялиц и история эта её личная. В жизни избалованной актрисы теперь чёрных, грустных полосок всё меньше. А те, что носят тёмные шинели, редко радуются светлым дням.

Кстати

Все три премьерных показа мюзикла «Яма» на прошлой неделе удалось представить оренбургскому зрителю до отмены культурно-массовых мероприятий численностью более 50 человек из-за опасений заражения коронавирусом.

В понедельник руководство театра отменило спектакли ориентировочно до конца апреля.

Предполагается, на сайте драмтеатра будут выкладываться для просмотра спектакли и прямые эфиры с артистами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите слово или словосочетание и нажмите Ctrl+Enter.

1 Comment

  1. Сергей Дрезнин
    24.05.2020, 01:06

    Юрий, спасибо! Было бы классно указать автора музыки ЯМЫ. Ведь в мюзиклах именно композитор считается автором. Кстати, и либреттист не указан, а это Михаил Бартенев.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll to top

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: