Нужны ли оценки по физкультуре? Правда ли, что в Оренбуржье присылают более сложные задания по ЕГЭ? Положена ли родителям компенсация за обучение детей по семейной форме?
На вопросы читателей ответил министр образования Оренбургской области Алексей Пахомов.
Цифровое поколение
Георгий Николаевич, Акбулак:
– Здравствуйте, Алексей Александрович, как вы оцениваете компьютерную обеспеченность в сельских школах?
– Здравствуйте. Проблема не в том, много ли в школах компьютеров, а в том, насколько они современные. Недавно я нашёл в одной из школ компьютер с дисководом! Не так сложно изыскать средства, чтобы оснастить школы новыми компьютерными классами. Вопрос, насколько эффективно они будут использоваться. Первая проблема – это кадры. Но даже если мы видим, что в школе очень мотивированный компетентный учитель информатики, спектр использования компьютера гораздо шире, нежели школьный курс или основы робототехники.
На современном компьютере можно научить ребят проектированию, черчению и работе со станками с ЧПУ, компьютерной анимации, основам видеомонтажа, звукозаписи и обработки звука, например, для презентации своих работ, создания школьного радио, интернет-радио. Это всё можно делать, но мы об этом зачастую не знаем и этим не пользуемся. И эта проблема – одно из основных препятствий на пути системы образования в целом. Потому что, когда ребята окончат школу, мир уже будет совершенно другим. Ведь у нас длиннейший «технологический» цикл, какого нет ни в авиации, ни в ракетостроении, ни в атомной промышленности. 11 лет в школе и 4 года в вузе – это 15 лет, и только тогда мы видим конечный результат. Когда подрастёт поколение, которое осваивает смартфон раньше, чем чтение, цифровые технологии внедрятся туда, где мы их не ожидаем.
Ирина, Оренбург:
– Планируется ли вводить в оренбургских школах изучение китайского языка? В Москве его учат во многих школах как второй иностранный. Китай сегодня – прогрессивное направление, но в Оренбурге учить язык в рамках школы негде.
– Стандарт общего образования предполагает изучение второго иностранного языка – французского, немецкого, испанского или китайского – учениками 5 – 9-х классов. Но решение о том, какой именно иностранный станет вторым, обязательным к изучению, принимается администрацией образовательной организации исходя из наличия ресурсов и пожеланий родителей. Существует ряд проблем, препятствующих введению второго иностранного языка в общеобразовательных организациях. Это и нехватка профессиональных кадров, и несогласие родителей с повышением нагрузки на детей, и отсутствие учебных материалов и программ освоения новой дисциплины, отсутствие в утверждённом штатном расписании свободного времени.
Пушкин и математика
Елена, Оренбург:
– Алексей Александрович, правда ли, что профили скоро будут вводить в школах уже с 5-го класса? Такие разговоры ходят, но я не понимаю, разве ребёнок в 11 лет уже может определиться с будущей профессией? А если родители за него этот выбор сделают, по-моему, это насилие над личностью.
– Профилизация не имеет ограничений по возрасту и может вводиться с любого класса. Насколько она целесообразна, должно быть общее, коллективное решение или хотя бы мнение большинства – педагогов, родителей и учеников. Готова ли школа? Есть ли в ней педагоги, которые смогут давать предмет действительно на углублённом уровне, а не просто отрабатывать дополнительные часы? Никто не жаловался, если ему какие-то предметы дают углублённо, лишь бы это не было в ущерб другим предметам, которые ребёнку действительно нужны. Отдельный момент: не придётся ли ребёнку переходить в другую школу, менять детский коллектив? Допустим, ребёнок – гуманитарий, а принято решение создать физико-математический класс. Если речь о сельской школе, то проблема ещё острее, так как рядом может не быть другой образовательной организации. Важно ещё, по какой причине тот или иной предмет даётся ребёнку тяжело. Нет склонности, как у Пушкина, к математике или просто математику в предыдущих классах преподавали не очень хорошо и остались пробелы, из-за которых теперь возникает непонимание на уроках? Вообще же, профилизация всё равно происходит. Когда ребёнок выясняет свои склонности, он уделяет какому-то предмету больше внимания даже не в школе, а сам по себе, и это тоже профилизация.
Ольга, Оренбург:
– У меня трое детей, все учатся в лицее, все посещают платные дополнительные занятия. Существуют ли какие-то льготы для многодетных родителей?
– В Оренбургской области есть занятия, кружки и секции, которые дети могут посещать бесплатно. Например, в Оренбургском дворце творчества детей и молодёжи имени Виктора Поляничко есть секции и кружки, которые оплачиваются за счёт местного бюджета. Надо обращаться и узнавать. Что касается кружков в самом лицее, то общеобразовательная организация имеет право оказывать платные дополнительные образовательные услуги. Их перечень составляется в соответствии с программой развития, запросами родителей, учеников и возможностями организации. Количество услуг каждый родитель выбирает сам. Платные услуги оказываются на добровольной основе и после обязательных уроков. Стоимость рассчитывается организацией, она же может регламентировать льготы для определённых категорий родителей. Перерасчёт за платные услуги производится ежемесячно на основании представленных документов: справок, заявлений родителей, приказов по организации.
Антонина Александровна, Бузулук:
– Будет ли компенсация как мера поддержки родителям, которые выбрали семейное образование и сами обучают детей дома? В России существует подушевое финансирование, то есть деньги идут за учеником. По этому принципу финансируются и негосударственные образовательные учреждения. У нас в Бузулуке 60 процентов бюджета города тратится на образование. Хотелось бы, чтобы принцип подушевого финансирования соблюдался и в случае семейного образования, тогда родители смогут и оплатить репетиторов, и купить учебники.
– Поддержка для семейного обучения существует. За счёт бюджета дети обеспечиваются учебниками из федерального перечня, который утверждает Министерство просвещения. Какой учебник из перечня школа будет использовать в образовательном процессе, она выбирает сама. Вы имеете право бесплатно получить комплект перечневых учебников.
– Мы их получили.
– Вы имеете право на консультационные услуги со стороны образовательной организации при подготовке к промежуточной и итоговой аттестации. Если вам отказали в их предоставлении либо вы неудовлетворены их качеством, ситуацию надо разбирать индивидуально с руководителем школы, если не получается – с управлением образования или министерством. Вы также имеете право на консультации с психологом в специализированных службах, они у нас в Оренбуржье действуют, это отдельное направление нацпроекта «Образование».
Будет ли ребёнку лучше в семье? Есть такой момент, как социализация. Семейное обучение у нас пока не так популярно, но даже ребятам из малокомплектных сельских школ, которые учились в очень ограниченном кругу сверстников, гораздо тяжелее адаптироваться, когда они приходят в техникумы и колледжи. Им тяжело в коллективе при получении профессионального образования. И то решение, которое вам сейчас кажется более лёгким и правильным, впоследствии покажет свои негативные стороны.
– Я согласна, что семейное образование подходит далеко не всем. Однако существуют исследования, которые проводились в России с 2005 по 2014 год. По этим данным, семейное образование эффективнее: успеваемость выше, а тревожность у детей ниже. Кроме того, эту форму люди выбирают вынужденно. Из-за школьного буллинга или если возникает конфликт с учителем. Конкретно в нашем случае семейное образование было вынужденной мерой. Не было мест в школе. И только потом мы поняли, какое это благо для детей и родителей.
– Минуточку. В Бузулуке 7 школ, как может быть, чтобы вам места не хватило?
– Мы сначала ходили в частную школу. Потом по финансовым соображениям решили перевестись в школу по месту жительства, но нам отказали. А сейчас у нас не стоит вопрос со школьным местом. Мы не хотим уже в школу! И несправедливо, что мы не получаем никакой компенсации, хотя являемся такими же налогоплательщиками, как и все. Получается, мы платим за образование других детей в школе своими налогами, а на наших детей нам нужно отдельно изыскивать средства, чтобы обучать их.
– Говорить, что вы вашими налогами оплачиваете обучение других детей, не вполне корректно. На деньги налогоплательщиков государство обеспечивает общедоступное бесплатное образование в государственных образовательных организациях, и эти обязательства выполняются.
– Не хочется ругать школы, но если бы людей устраивало качество школьного образования, семейное обучение не становилось бы всё более востребованным.
– Согласен, это тревожный звоночек, качество общего образования вызывает серьёзную озабоченность. Именно поэтому приоритет министерства – обеспечить повсеместно высокое качество образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, где обучается абсолютное большинство детей, и прежде всего на эти цели направляются бюджетные средства. Далеко не все люди имеют возможность обучать детей дома. С другой стороны, законодательство позволяет, и люди ищут альтернативные решения. Определять форму обучения – право граждан, а с определённого возраста это и право ребёнка – выбирать для себя форму обучения. Бывает особая позиция родителя или возможность у родителей есть, например, родитель – педагог, может, бабушка – педагог либо научный работник, которые уверены, что смогут дать индивидуально ребёнку лучшее образование, чем если он будет один из 30 учеников в классе. Однако компенсации родителям за обучение детей вне образовательной организации в настоящее время не предусмотрены.
За уроки всей семьёй
Виталий Степанович, Новотроицк:
– У меня внук – второклассник. И теперь вся наша семья осваивает программу 2-го класса. Но мы его ещё и к репетитору возим. Я сам учился в своё время неплохо, институт окончил, но современную программу порой не понимаю. И я не один такой, многие родители стонут, что за программа сейчас в начальной школе? Да ещё английский язык со 2-го класса!
– В какой школе учится ваш внук?
– В школе № 16.
– Это важно потому, что образовательную программу каждая школа разрабатывает самостоятельно. Нужно понять, что именно не так в программе. Большой ли объём домашних заданий или недостаточно ясное объяснение на уроке? Несоответствие между используемым комплектом учебников и образовательной программой или неумение конкретного педагога использовать пособия в образовательном процессе? Вариантов, почему ребёнок испытывает трудности, может быть много. Нужно разбираться с каждым отдельным случаем. Ваш вопрос я проговорю с начальником управления образования Новотроицка. Универсальных решений здесь быть не может. Начальная школа – это период, когда львиную долю времени с ребёнком работает конкретный педагог.
Татьяна, Оренбург:
– Алексей Александрович, специально дозвонилась на прямую линию с вами, чтобы сказать спасибо. Моя дочка учится в лицее № 4, сын ходит в детский сад № 144. Хочу поблагодарить руководителей этих образовательных организаций. Занятия ведутся на высоком уровне, дети получают нравственное воспитание, радует и организация работы, и питание. Знаю, в некоторых школах родители жалуются, но у нас всё хорошо.
– Здорово! Обычно, когда люди звонят министру, звучат в основном претензии к системе образования. И тем приятнее слышать, что оренбуржцы замечают и то хорошее, что делается. В Оренбургской области действительно очень много прекрасных педагогов, успешных практик, эффективных руководителей. Я обязательно передам коллегам вашу благодарность.
Галина, Октябрьский район:
– У нас в Марьевке нет детского сада, а детей дошкольного возраста, наверное, человек с 50 наберётся. Но они вынуждены сидеть дома. И приходят в 1-й класс, даже не умея читать-писать. Нельзя ли организовать хотя бы дошкольную группу при местной школе?
– Скажу сразу, что уметь читать-писать ребёнок, приходя в 1-й класс, не должен. По поводу Марьевки, там сейчас 35 детей дошкольного возраста. Чтобы дети общались между собой, получали первичные навыки социализации, всем родителям дошколят в Марьевке предложено водить их в группу кратковременного пребывания на базе центра дополнительного образования. Родители 15 детей в возрасте от 5 до 7 лет этой возможностью воспользовались, чтобы дети лучше подготовились к школе в части навыков поведения в коллективе. Что касается открытия дошкольной группы, мы этот вопрос изучали. При техническом обследовании здания школы выявлено, что необходимых помещений в соответствии с СанПиН нет. Открытие возможно в случае проведения капитального ремонта здания марьевской школы. А пока Марьевка закреплена за детским садом Первого Имангулова. Расстояние от Марьевки до Первого Имангулова 14 километров. Родителям предлагалось зачислить детей в этот детский сад, но заявлений не поступало. Тем не менее, Галина, этот вопрос мы держим на контроле.
Екатерина, Оренбург:
– Мой сын – восьмиклассник, учится в профильном физико-математическом классе. Он справляется и с физикой, и с математикой, учится с лёгкостью, но с не давних пор с тал интересоваться больше химией и биологией. В нашей школе нет химико-биологического класса, а переходить в другую школу мы не хотим. По химии и биологии я готова нанять ему репетиторов, если его интерес не угаснет. А так пусть учится в своём физико-математическом классе, хоть и не хочет дальше делать эти предметы ведущими. Но имеет ли он право, учась в профильном физико-математическом классе, сдавать ЕГЭ не по профильной математике, а по базовой? А физику вовсе не сдавать?
– Имеет. Школьник имеет право самостоятельно выбирать уровень сдачи математики, независимо от профиля класса, в котором он обучается. ЕГЭ по математике базового уровня сдают выпускники, планирующие выбрать специализацию в вузе, не связанную с математикой. В этом случае математика сдаётся только для получения отметки в аттестате. ЕГЭ по математике профильного уровня выбирают выпускники, которым она потребуется для поступления в вуз.
Стресс из-за оценки
Алевтина Петровна, Оренбургский район:
– Алексей Александрович, у меня дочка в этом году заканчивает школу, готовится к ЕГЭ. Но уже не первый год ходят разговоры, что в Оренбургскую область присылают задания по ЕГЭ более сложные, чем в другие регионы, именно из-за того, что Оренбуржье из года в год показывает хорошие результаты. Не хочется в это верить, но дыма без огня не бывает.
– Алевтина Петровна, вы правы в том, что результаты ЕГЭ, которые демонстрируют выпускники Оренбуржья, с каждым годом улучшаются. Так, в этом году у нас 4817 высоких результатов (от 81 балла), что составляет 21 процент от общего числа результатов на ЕГЭ. Приведу цифры для сравнения: в 2018 и 2017 годах этот показатель был 18 процентов, в 2016 году – 16 процентов, в 2015 году – 13, в 2014 году – 9 процентов. Тенденция к улучшению налицо. Это результат высокого профессионализма учителей и системной работы школьных, муниципальных и региональных структур. Что касается более сложных заданий для Оренбуржья, то это просто слухи, информация, не подтверждённая никакими фактами. Я вам процитирую слова директора Центра педагогического мастерства, руководителя группы разработчиков заданий ЕГЭ по математике Ивана Ященко: «Обеспечить кому-то более лёгкие или более сложные варианты невозможно в принципе, ведь куда какие задания пойдут, определяют не разработчики, а компьютер! Да и сама технология разработки материалов ЕГЭ такова, чтобы всем обеспечить равные условия. И статистика ежегодно подтверждает, что уровень сложности каждого варианта в целом одинаков».
Елена, Оренбург:
– Зачем нужны оценки по таким предметам, как физкультура и музыка? Если цель уроков физкультуры – поддержать физическую активность у детей, укрепить здоровье, зачем они сдают конкретные спортивные нормы? У меня сын – отличник по всем предметам, но по физкультуре он слабый, а физрук у них, наоборот, очень строгий. В итоге у моего сына стресс из-за физкультуры.
– Существует закон «Об образовании в Российской Федерации». Физкультура и музыка – дисциплины, которые входят в обязательную часть учебного плана. А значит, аттестация детей по данным предметам, проще говоря, выставление отметок обязательно. Отметка по физической культуре выставляется в аттестат. Она во многом зависит от исходного уровня физической подготовленности учащихся. При оценивании учебных достижений учащихся без ограничений по состоянию здоровья в основу положены фактические результаты по видам спортивной подготовки. Для детей с отклонениями в состоянии здоровья акцент делается на стойкую их мотивацию к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей.
Михаил, Оренбург:
– От кого зависит, по какой программе будут заниматься начальные классы – «Школы России» или «Гармония»? Родители недовольны программой «Гармония», зато все хвалят «Школы России», но говорят, её не вводят из-за недостатка учебников.
– От школы, в которую вы отдаёте ребёнка. Программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательной организацией в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учётом соответствующих примерных основных образовательных программ. Учебники каждая школа выбирает самостоятельно из числа входящих в федеральный перечень. Перечневые комплекты позволяют ученику освоить необходимый уровень знаний, но, действительно, различаются подачей материала, организацией учебной деятельности, разнообразием упражнений. Выбор комплекта остаётся за образовательной организацией. За счёт областного бюджета закупка учебников осуществляется на основании заявок директоров общеобразовательных организаций, в которые включена их потребность в тех или иных учебниках.