Работа ради практического результата

Как отпраздновать юбилей академии в условиях пандемии и что стоит за слухом о разладе в коллективе Оренбургского филиала РАНХиГС

Вузы впервые в этом году проводили дистанционный набор, и удалённая работа с абитуриентами ещё не закончена. Как выстраивалась эта новая работа в Оренбургском филиале Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, наш разговор с директором филиала Владимиром Тарасенко.

– Владимир Владимирович, для вас это было настоящее боевое крещение: в полевых условиях первый набор в должности руководителя крупного учебного заведения. Каковы результаты?

– 16 ноября в нашем филиале завершается третья волна приёмной кампании для поступающих по результатам ЕГЭ. 6 ноября окончился приём поступающих по результатам внутренних вступительных испытаний – выпускников колледжей и имеющих высшее образование. На получение первого высшего образования по управленческим программам бакалавриата в этом году в последний раз можно поступить на заочную форму обучения. Со следующего года будут только очная и очно-заочная формы обучения.

Когда в июне начинали приёмную кампанию в дистанционном формате, наши специалисты столкнулись с определёнными сложностями в работе с системой. Но быстро разобрались в ней и достигли быстродействия. Вторая сложность касалась подачи документов абитуриентами. Даже для владеющих компьютером абитуриентов сам процесс не всегда был понятен. Мы оперативно выявили и эту проблему, записали специальный видеокурс, который помогал в подаче заявления. При этом нашим специалистам всё равно приходилось фактически с каждым абитуриентом выходить на связь.

В этом году и срок сдачи ЕГЭ сместился, и вступительные испытания тоже были перенесены. Раньше мы уже в середине августа знали, кто зачислен, теперь всё сложилось иначе. У нас были запрошены места с запасом, поэтому мы имели право принимать в три этапа, чтобы дать возможность поступить тем, кто не определился с выбором летом.

Считаю, наш коллектив достойно справился с серьёзными трудностями, в этом году удалось обеспечить хорошие показатели. По очной форме обучения мы повысили показатель прошлого года на 30 процентов и стали третьими из 52 филиалов академии. Это результат нашей профориентационной работы, которая шла на протяжении всего учебного года и была усилена весной и летом. Использовали возможность выйти с информацией на муниципалитеты. Мы не останавливаемся на достигнутом и работаем над внедрением проекта «Управленческие классы».

– Проект уже даёт какие-то результаты или только на стадии внедрения?

– В академии он уже реализуется, наш филиал начинает его внедрять. Потребность в нём есть и у школьников выпускных классов, и у родителей. Мы изучили ситуацию в Оренбурге и Оренбургском районе. Не менее 25 школ и гимназий уже готовы подключиться к проекту. Директора видят в этом большое преимущество в профориентации, которую школы ведут. Мы готовы работать с каждым учеником, ведь управление – не только организаторские действия, это также управление своим поведением, временем. И наша основная задача не столько даже в увеличении количества абитуриентов, хотя это тоже, безусловно, важный показатель. Одна из ключевых задач – и это твёрдая позиция ректора – наша филиальная сеть должна быть полезной регионам. И мы можем принести пользу системе образования. Чтобы после окончания школы дети осознанно выбирали профессиональное учебное заведение. Важно, чтобы абитуриент приходил осмысленно, имея мотивацию. Во-первых, хотим сформировать у ребят управленческие качества, которые будут полезны им в жизни. Второе, увидеть, насколько для них подходит управленческая деятельность. И третье, если им интересно заниматься этой деятельностью, рассказать о возможностях вуза, занимающегося подготовкой и переподготовкой управленческих кадров.

– Владимир Владимирович, этот год для академии юбилейный, чем живёт ныне один из её филиалов в Оренбурге?

– Наш вуз поступательно развивается, студенты и слушатели непрерывно получают качественное управленческое образование. В этом году академии 10 лет, были проведены интересные мероприятия, встречи с известными людьми. От лица губернатора и правительства области вуз поздравил вице-губернатор – руководитель аппарата губернатора Дмитрий Владимирович Кулагин. Он отметил важность филиала для региона, качество работы по подготовке кадров для народного хозяйства. 1 сентября студенты вместе с преподавателями участвовали в онлайн-линейке, затем провели флешмоб к юбилею академии. Как раз открылась после ремонта набережная на Беловке. Студенты и преподаватели собрались на фоне достопримечательности, поздравили с юбилеем академию. Вспомнили фразу Гагарина о том, что Оренбург дал ему крылья. Студенты, не сговариваясь, сказали, что им крылья расправил РАНХиГС. Это ещё одно подтверждение тому, что они ценят образование в нашем филиале.

Сергей Дужников, директор регионального агентства молодёжных программ и проектов, рассказал нашим первокурсникам о возможностях новой современной площадки «Молодёжь Оренбуржья», ставшей центром регионального молодёжного проектирования. Наша «Мастерская проектов» направлена как раз на развитие проектной деятельности в регионе, на подготовку школьников, обучающихся проектной деятельности.

В 10 – 11-х классах в большинстве образовательных организаций вводится предмет – индивидуальное проектирование. Мы выходим с предложением в региональное Министерство образования участвовать в развитии ученического проектирования, по крайней мере, среди 10 – 11-х классов. В филиале разработана программа повышения квалификации для педагогов по управлению проектами, это позволит им получить дополнительную информацию, новый опыт. Далее наш филиал выступит как площадка для проектирования. Это всё на бесплатной основе, мы видим в этом свою полезность для региона, а для нас это профориентационная работа.

– Это какие-то серьёзные проекты, предполагающие практический результат, или, так сказать, набивание руки?

– Для нас важно в целом развивать проектную деятельность. Это как с изучением иностранного языка: одному нужно ещё учить алфавит, а другому уже заниматься фонетикой.

В нашей «Мастерской идей» для очников и заочников первого курса мы проводим мероприятия, помогающие сформулировать идею проекта. На прошлой неделе отмечался день менеджера, и неделя прошла под эгидой менеджмента. Наши студенты выступили организаторами и участниками конкурса «Фабрика бизнес-идей». Экспертным сообществом из числа преподавателей вуза и приглашённых практиков-предпринимателей были коллективно рассмотрены такие идеи, как Cassiopeia – развитие досуговых развлечений в Оренбуржье, строительство и популяризация скейт-парков в регионе. Это бесценный опыт, и его студенты приобретают с первого курса.

В дальнейшем идеи в сопровождении наших преподавателей и практиков прорабатываются и подаются на региональные и федеральные конкурсы. Например, в этом году студент 2-го курса Ярослав Салеев подготовил проект, направленный на развитие диалога студенческой молодёжи и сферы культуры «Студент в музее и театре». Данный проект представлен на конкурс по отбору кандидатов в молодёжный парламент области. Ряд проектов подготовлен на конкурс в молодёжную палату Оренбурга. Отмечу, что для нас важно получить конкретный практический результат. Потому что одна из ключевых задач – перейти от идеи к написанию проектов, а затем от практически подготовленного проекта к подаче на конкурс и его реализации.

– Такая работа как-то помогает в трудоустройстве вашим выпускникам?

– Сегодня один из критериев результативности образовательного процесса – портфолио обучающегося. Мы со стороны организаторов образовательного процесса должны обеспечить возможность студенту подготовить его. Оно может включать и контрольные, и курсовые работы, но важно и участие в различных конкурсах. Ведь работодатель смотрит не только на диплом, но и на багаж результатов, реализованных проектов, может быть, и не всегда напрямую связанных с учебной деятельностью.

Современный руководитель осознаёт, что любая организация, любая система, чтобы быть жизнеспособной, должна развиваться. На каждом витке развития есть этап бурления, осмысления и принятия новых идей, и важна команда приверженцев нового, которые могут стать опорой при реализации этих идей.

В менеджменте есть отдельный раздел – организационные изменения, а в психологии управления понятие «сопротивление организационным изменениям». Сопротивление всегда есть. Важно, что подготовленный менеджер понимает необходимость инновационной деятельности, понимает, что всё новое сопряжено с некоторой неопределённостью. Но при этом побеждает лишь та система, которая решается на инновации и развивается.

– В связи с этим, Владимир Владимирович, вопрос о сопротивлении. Что стоит за слухом о конфликте в коллективе филиала?

– Всё это вызывает некоторую настороженность. Есть официально подтверждённые факты, что ряд сотрудников письмо-жалобу ректору даже не подписывали. Что касается подписавшихся сотрудников, то это, возможно, и есть сопротивление организационным изменениям. Мы стали планомерно переводить работу филиала в режим развития. А как отметил один классик менеджмента Энтони Роббинс, развитие начинается там, где заканчивается зона комфорта.

– Но речь идёт о том, что чуть ли не 100 процентов сотрудников учебного отдела и 40 процентов преподавателей уволились.

– В этом есть психологическая уловка, внушительные вроде бы цифры на самом деле не вполне отображают действительность. Речь идёт об учебном отделе, там числились только три человека. В этом году для всех нас условия работы поменялись из-за пандемии коронавируса и образовательный процесс пришлось в ручном режиме переводить на дистанционный формат. Всё это привело к увеличению нагрузки на весь штат филиала. И особенно на сотрудников учебного отдела. Они посчитали, что с этим объёмом не готовы работать. Все ушли по собственному желанию с двухнедельной отработкой. Один из сотрудников отдела пенсионного возраста. В целом функции и размер заработной платы у сотрудников не поменялись. Что касается преподавательского состава, то за полгода было четыре увольнения. Один подал заявление в связи с переездом в Москву, другая сотрудница с маленьким ребёнком, по моей информации, решила сосредоточиться на воспитании. Два преподавателя перед окончанием действия трудового договора подали заявление на конкурс, но не стали в нём участвовать. Конечно же, эти факты не соотносятся с той недостоверной информацией, которой сегодня пытаются ввести в заблуждение людей. Тем более принуждая студентов участвовать в этой акции, отвлекая от учебного процесса. Считаю это недопустимым.

Любой новый руководитель пересматривает состояние дел, определяет приоритетные направления работы, связанные с организацией образовательного процесса и документационным сопровождением, они должны быть всегда на контроле. К тому же для меня антикоррупционная составляющая является одним из ключевых направлений в работе. Всё это требует дополнительного внимания и контроля, самоконтроля.

Сегодня в филиале получают образование 906 студентов очной и заочной форм обучения, контингент обучающихся возрастает. Мы достаточно востребованы, и это накладывает на нас ответственность за качество обучения, соответствующее новым образовательным стандартам и вызовам времени. И мы готовы справиться со всеми вызовами!

Факт

Владимир Тарасенко возглавил Оренбургский филиал РАНХиГС в апреле 2020 года. До этого работал руководителем научно-исследовательской лаборатории профессионального развития руководителей Оренбургского педагогического университета. Прошёл конкурсы «Лидер России» и «Команда Оренбуржья». Автор концепции персонифицированной оценки и развития управленческих кадров.

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top