Ценовой парадокс – газомоторное топливо в Оренбуржье самое дорогое, потому что у нас… мало газа.
Мнение, что оренбуржцы должны жить как в Арабских Эмиратах, устойчиво уже лет двадцать. Обывательская логика проста и неумолима. Мы живём на колоссальном запасе углеводородов, у нас под боком промышленный газоперерабатывающий гигант, а нам от этого только порча экологии сероводородными выхлопами. Но когда в период стабильного роста стоимости топлива выяснилось, что в регионе и цены самые высокие, стало совсем обидно.
Дёшево и экологично
Команда предыдущего губернатора прилагала много усилий, чтобы рынок газомоторного топлива в регионе расширить. Презентации с демонстрациями преимущества голубого топлива происходили буквально в Доме Советов и на его крыльце. Газ экологически чище. Белая футболка, пять лет назад поднесённая чиновником к выхлопной трубе работающего автомобиля, осталась чистой. Работа, надо отдать должное, была проделана большая и увенчалась успехом. Оренбургская область в числе лидеров по количеству заправочных станций и пользователей газомоторного топлива.
Главное преимущество – газ намного дешевле бензина. Установив на авто газовое оборудование, можно было значительно экономить расходы. Переоборудование сначала шло тяжко, поскольку автомобилистов смущало отсутствие инфраструктуры, находящейся в шаговой доступности. Но с ростом количества заправок росло и количество автомобилей, работающих на газе. Автопарки больших предприятий, фермерских хозяйств, пассажирский транспорт с удовольствием экономили на топливе, что помогало развивать бизнес, стабилизировать цены.
Вслед за юридическими лицами стали подтягиваться и физические. Всё чаще автовладельцы устанавливали оборудование на свои авто, и эта процедура окупалась. Впрочем, процент бензиновых двигателей всё равно значительно больше. Видимо, поэтому растущие цены на бензин обсуждают все, а галопирующие цены на газ до сих пор ни разу не стали фактором социального напряжения. Впрочем, вероятно, мы многого просто не знаем. Например, до сих пор не обращали внимания на то, что повышение тарифа за проезд в общественном транспорте до 24 рублей было связано именно с ростом цен на газомоторное топливо. Большинство перевозчиков ведь заправляются газом. И цены на него продолжают расти.
На бирже, а не на транспортном плече
Оренбуржцам только кажется, что газ – это наши недра. Ценовая политика формируется исключительно в столичных кабинетах. Последние несколько лет весь топливный рынок перешёл на биржевую торговлю. Система договоров между производителями и розничными поставщиками себя почти полностью изжила. А на биржевые цены влияет сразу несколько факторов, так что предсказать, как будет формироваться цена за тонну топлив а, могут только узкие специалисты.
Но с газом последнее время что-то не так. В 2018 году по указанию Департамента № 614 ПАО «Газпром» оптовая продажа газомоторного топлива пропан-бутан технический сильно подросла в цене. В марте 2018 года Газпром отпускал топливо за 12 450 тысяч рублей за тонну, а в августе цена уже была ровно в два раза выше.
Надо понимать ещё, что это была отпускная цена для ООО «Газпром газэнергосеть Санкт- Петербург». Эта организация и выставляет лоты на электронную биржу для розничных покупателей. Санкт-петербургская площадка для Оренбургской области продавала газ совсем за другие деньги. В августе цена доходила до 40 тысяч за тонну. Одним из крупнейших покупателей газомоторного топлива в розницу на территории нашей области является АО «Оренгаз», у которого больше десятка заправочных станций.
– Каждый день мы участвуем в биржевых торгах. И цена зависит не только от стартовой, но ещё и от объёма, который продавец предлагает региону. Если объём газа маленький, а покупателей много, цена начинает расти. В Оренбургской области неплохо развит этот рынок, достаточное количество и покупателей, и заправочных станций, так что спрос стабильный, – объяснил директор АО «Оренгаз» Алексей Хрычёв. – Если цена на бензин последнее время показывает только рост, то цена на газ колеблется и может упасть. Мы участвуем в закупках уже два года. До этого заключали прямые договоры с производителями. Но и тогда цена колебалась. Как правило, осенью она резко начинала расти. Могла подняться в два раза за месяц. Нам объясняли, что газа мало, что заводы уходят на профилактический ремонт. Сейчас сезонный фактор стал меньше. Зато появился геополитический.
И крылатые качели начинают свой разбег
Цены действительно скачут. В том же 2018 году в январе тонна топлива стоила 15 200 рублей, а в марте – 12 450. То есть снизилась. К сожалению, только для того, чтобы в августе подняться. Розничные покупатели стараются держать свои цены пропорционально. То есть если в течение месяца оптовая стоимость снижается, то на заправках она тоже падает. И наоборот. Алексей Хрычёв рассказывает:
– Когда все обратили внимание на то, что у нас в регионе самое дорогое газомоторное топливо, стали искать виноватых. Начали
в нас тыкать биржевыми ценами, мол, это мы делаем накрутку. Взяли показатели в тот момент, когда на бирже цена упала, а у нас осталась на прежнем уровне. Только почему-то никто не удосужился посмотреть цены в динамике по месяцам. Никто не подумал, что мы три месяца работали в минус и брали кредиты, чтобы людям зарплату дать. Потому что у нас цена осталась прежняя, а закупочная резко выросла.
Негодование директора понятно. С экономикой бензиновой розницы примерно такая же картина. Потребителю, который каждый день отдаёт свои кровные на заправках, не объяснишь правила биржевой торговли и большие геополитические процессы. Большинству кажется, что виноваты те, кто на заправках цену устанавливает. И если массовое возмущение граждан – покупателей бензина вызвало ответную реакцию со стороны российского правительства, то с газом всё не так.
За формированием цены на бензин следят тщательно разные контролирующие органы. В случае больших скачков курса валют госкорпорациям возмещают потери из российского бюджета. За продажей газомоторного топлива не следят так тщательно. И качели могут быть весьма парадоксальными.
Например, на востоке области газ дешевле аж на 4 тысячи рублей за тонну. Потому что там другой поставщик. Компания «Форте-Инвест» Михаила Гуцериева работает на договорной основе. Но у них газ – это мизер в производственном процессе. То, что идёт попутно с переработкой нефти. И если кто- то из центрального Оренбуржья захочет покупать газ подешевле у «Форте-Инвеста», у него просто не получится. Востоку самому мало.
В других регионах на цену влияет присутствие разных поставщиков. Есть Роснефть, «Сибур», другие компании. Но у них тоже небольшие объёмы, и нам их никто не продаст. Для нас определяющим фактором остаётся цена большого Газпрома и объёмы, которые биржа предлагает в регион.
Что ещё могло бы стабилизировать цены?
Резервуар как элеватор
Несколько месяцев назад в Доме Советов состоялось совещание, на котором члены регионального правительства, розничные поставщики и федеральные чиновники пытались понять, почему и на бензин в Оренбуржье цена выше средней по России.
Оказалось, что нет у нас нефтебаз. Раньше были, а теперь нет. Их за отсутствием рентабельности новые собственники просто выключили из схемы своей инфраструктуры. Места для сбора и накопления сырья нужны для резервирования и регулирования цен. Как раз на случай резких колебаний. Для зерна есть элеваторы, и там размещают стратегический интервенционный запас. На случай неурожая. А для топлива в советской системе были нефтебазы.
Теперь технологический процесс изменился, как и правила экономической игры. Производителю невыгодно содержать запас. А есть ли экономические ресурсы у регионов для того, чтобы содержать топливные резервуары ради стабилизации стоимости? Вряд ли. Кажется, такой практики нет ни в одном регионе.
В любом случае, парадокс высоких цен на бензин и газомоторное топливо в Оренбургской области стал слишком заметным. Его невозможно решить на уровне хозяйствующих субъектов. Владельцы автопарков и заправок самостоятельно точно не договорятся с поставщиками и биржей. Может ли решиться этот вопрос на уровне регионального правительства? Это покажет ближайшее будущее.
В Оренбурге газомоторное топливо стоит в среднем на 20% дороже, чем у соседей. И даже на 1,5 рубля дороже, чем в Москве. В сентябре 2019 года в Челябинске литр газа стоил 17,37 рубля, а в Оренбурге – 22,9 рубля, в Самаре – 18,2, в Башкирии – от 19,2 рубля.